МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
Утверждаю:
директор «МОУ Рудновская ООШ»
С.К.Хайруллина
Приказ от «1» сентября2025 г 84-од.
Рабочая программа
по учебному курсу «Русская словесность»
( основное общее образование)
с.Рудное, 2025 год
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Русская
словесность» (предметная область «Русский язык и литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон об образовании); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577).
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного курса
«Русская словесность», даётся общая характеристика курса, определяется место учебного курса
«Русская словесность» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования предметной области «Русский язык и литература» на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного курса «Русская словесность».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Русская
словесность».
Пояснительная записка
Цели изучения учебного курса «Русская словесность»
Программа учебного курса «Русская словесность» разработана для образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка и литературы‚ изучение основ русской
словесности. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка и литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской словесности в рамках
предметной области «Русский язык и литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса. В соответствии с этим в курсе русской словесности
актуализируются следующие цели:
1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
3) освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского
языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
4) формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
5) воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
6) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
7) освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
8) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане
Программа по курсу русской словесности составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую
учебную нагрузку в объеме 340 часов.
Общая характеристика учебного курса «Русская словесность»
Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с обязательными к изучению
программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется
расширение и дополнение основного курса по русскому языку и литературе. Программа учебного курса
«Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в
соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного
развития. В программе выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения
о словесности (5—6 классы), и второй — основы словесности, важнейшие, базовые категории
искусства слова (7—9 классы).
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности , т. е. главные, исходные сведения
о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения
рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка,
выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством
языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в
соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не
механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках
словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой
системе.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по курсу словесности включен ряд новых понятий.
Например, понятия о словесности и ее материале, о различных видах авторского повествования, о
стилизации, сказе и др. При этом особо следует отметить, что теоретические сведения служат
инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств
языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях.
В освоении учебного курса «Русская словесность» учащиеся идут «от слова к словесности»: сначала
рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем –
произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства
языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается
через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу,
идее произведения словесности.
Каждый раздел программы по курсу словесности включает в себя не только теоретические сведения,
но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды
работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит
выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами
языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа,
сценки и др. Таким образом, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве,
стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить
художественные качества произведений, созданных писателями, наиболее точно и ярко выражать
средствами языка собственные мысли и чувства.
В 5 классе учащиеся знакомятся с богатством лексики русского языка, с прямым и переносным
значением слов; с начальным понятием о тексте. Они получают первоначальное представление о
произведениях разных родов и видов и об особенностях словесного выражения содержания в них. В 6
классе в центре внимания понятия о значении стилистической окраски слов и выражений и средств
художественной изобразительности, здесь вырабатывается умение применять эти свойства языка в
собственных высказываниях, развивается представление о законах употребления языка в каждом из
родов и видов словесности. В 7 классе школьники изучают разновидности употребления языка, его
функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических
возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в
произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства
стилистической окраски. В 8 классе школьники осваивают понятие о семантике средств языка во всех
его сферах; учатся оценивать качества текста, воспринимать произведения в соответствии с их жанровородовой природой, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка. В 9
классе учащиеся получают представление о системе средств художественной изобразительности языка,
о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение
воспринимать произведения, созданные в разные эпохи, как единство художественного содержания и
его словесного выражения.
Изучение словесности в 5—9 классах должно помочь формированию умений учащихся адекватно
воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно понимать смысл
художественного произведения, исходя из его словесной формы, а также творчески употреблять язык,
применяя в собственных высказываниях изученные приемы языкового выражения содержания.
Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества послужат развитию
личности школьника.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской словесности опирается на содержание
основного курса, представленного в предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основное содержание настоящей программы соотносится с основным содержанием
курсов русского языка и литературы в образовательной организации, дополняет их и имеет
преимущественно практико-ориентированный характер.
Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность»
Личностными результатами выпускников основной школы являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на
изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков,
сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки,
темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных
видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных
тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы
языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание
учебного курса «Русская словесность»
5 класс (17 часов)
Что такое слово
Содержание
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и
средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека,
нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Виды деятельности учащихся
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске.
Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. Выработка умения отвечать
на вопросы по рассмотренной картине. Формирование умения сочинять небольшой рассказ по
определенному заданию.
Словесность
Содержание
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы
словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в
произведении.
Виды деятельности учащихся
Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в
соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение
понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение
разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Выработка умения составлять рассказ по
картине. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать
художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Содержание
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и
многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Виды деятельности учащихся
Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять
лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного
произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы,
фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление
лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значение слова
Содержание
Прямое значение слова.
Употребление слова в переносном значении.
Сравнение. Эпитет. Аллегория.
Виды деятельности учащихся
Понимание прямого и переносного значений слова. Нахождение в произведении эпитетов и
сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений,
в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория.
Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
Текст
Содержание
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание.
Тема и основная мысль (идея) текста.
Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Виды деятельности учащихся
Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного
текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное
чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных
отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения.
Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихи и проза
Содержание
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Ритм.
Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные
предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.
Рифма в стихах.
Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Виды деятельности учащихся
Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных,
вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной
интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и
прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений
голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Содержание
Понятия о произведении устной народной словесности.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках.
Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки,
считалки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения
содержания.
Виды деятельности учащихся
Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение
скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление
пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Содержание
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.
Эпическое произведение — произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в
басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть, роман.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом
произведении.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Виды деятельности учащихся
Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение,
созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести.
Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного
рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Содержание
Лирическое произведение — произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта,
вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Виды деятельности учащихся
Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора.
Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений,
определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Содержание
Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.
Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев.
Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.
Виды деятельности учащихся
Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности.
Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона
высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка
эпического произведения.
6 класс (17 часов)
Употребление языка
Содержание
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от
условий и цели высказывания.
Стилистические
возможности
лексики.
Общеупотребительная
лексика,
диалектизмы,
профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях.
Виды деятельности учащихся
Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске.
Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в
произведениях словесности.
Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в
произведениях словесности.
Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.
Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и
поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Содержание
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Сравнение, аллегория, эпитеты.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание,
антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Виды деятельности учащихся
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.
Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.
Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Содержание
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и
высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений,
предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской;
юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Виды деятельности учащихся
Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и
письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического
рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Содержание
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Виды деятельности учащихся
Выразительное чтение былины. Художественные пересказы, предания, легенды. Нахождение в тексте
средств художественной выразительности и понимание их значения. Выработка умения составлять
рассказ по картине.
Эпическое произведение, его особенности
Содержание
Отличие эпического произведения от лирического и драматического.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие
характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание,
рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
Виды деятельности учащихся
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Формирование понимания
роли повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для
изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и
рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по
собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и
монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Содержание
Лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средства выражения мысли и чувства
в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Рифма, ее значения: смысловое (выделение главного слова), эстетическое (красота звучания),
ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу). Мужские,
женские и дактилические рифмы.
Стиховая пауза.
Виды деятельности учащихся
Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров
стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение
лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Содержание
Особенности языка драматического произведения.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога.
Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического
произведения.
Виды деятельности учащихся
Умение отличать драматическое произведение от эпического и лирического.
Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное
чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям,
употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
7 класс (17 часов)
Слово и словесность
Содержание
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные
предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова,
совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как
совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Виды деятельности учащихся
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной
мысли произведения; выразительное чтение произведений. Сочинение рассказа, сказки. Умение
создавать словесное изображение и отличать его от графического.
Разновидности употребления языка
Содержание
Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в
художественных произведениях.
Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и
профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в
литературе.
Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто
говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни.
Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал,
из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества,
важнейшая сторона произведения словесности.
Виды деятельности учащихся
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их
употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей.
Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Содержание
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и
литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в
художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в
стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Виды деятельности учащихся
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном
произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа.
Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи).
Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Содержание
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и
стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и
выражений.
Стилистические возможности грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной
поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Виды деятельности учащихся
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической
выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении
произведения. Создание стилизации и пародии.
Роды, виды и жанры произведений словесности
Содержание
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в
эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Виды деятельности учащихся
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Содержание
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка,
предание, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной
словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной
словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Виды деятельности учащихся
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений
разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее виды и жанры
Содержание
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения
человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Виды деятельности учащихся
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой.
Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в
различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных
произведениях словесности.
Эпические произведения, их своеобразие и виды
Содержание
Виды и жанры эпических произведений, литературная сказка, небылица, загадка, скороговорка, басня,
рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в эпическом произведении.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о
поступках героя и о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение героя и автора, диалоги
героев.
Сюжет эпического произведения, созданный средствами языка. Этапы и назначение сюжета.
Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система
образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная,
описательная.
Виды деятельности учащихся
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения.
Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения
характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев.
Использование в сочинении различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их своеобразие и виды
Содержание
Виды лирических произведений: ода, элегия.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств
поэта средствами языка в лирике.
Композиция лирического произведения, созданная средствами языка.
Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика.
Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.
Виды деятельности учащихся
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами
выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное
своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении.
Рассуждение об использовании специфических языковых средств изображения и выражения, присущих
лирическому произведению.
Драматические произведения, их своеобразие и виды
Содержание
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя,
слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в
драматическом произведении.
Виды деятельности учащихся
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его
изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана
эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода
словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
Содержание
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в
стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие
сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора,
стихотворная форма.
Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения.
Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания,
свойственных лирике и эпосу.
Виды деятельности учащихся
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных
посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения.
Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и
поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Содержание
Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цитата, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
Виды деятельности учащихся
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это
понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в
собственном литературном творчестве.
8 класс (26 часов)
Средства языка художественной словесности
Содержание
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота
речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить
авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического
и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых
повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Семантика средств лексики. Роль синонимов, омонимов, паронимов, антонимов. Роль архаизмов,
историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Аккадионализмы и их назначение.
Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, сравнения,
олицетворения, метонимии, синекдохи.
Семантика изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений.
Употребление поэтических фигур: инверсии, антитезы, оксюморона, повтора, анафоры, эпифоры,
рефрена, умолчания, эллипсиса.
Виды деятельности учащихся
Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к
предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных,
грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной
эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в
собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Содержание
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки
изображаемого. Несоответствие как основа комического.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта: несоответствие стилистической окраски
высказывания предмету изображения, гипербола, фантастика, прения, речь героя. Своеобразие речи
героев в юмористическом и сатирическом произведениях, использование «говорящих» имен и фамилий,
парадокса, каламбура, остроумия, алогизма, «перевертышей».
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Виды деятельности учащихся
Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в
сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических
и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в
собственных сочинениях.
Качества текста и художественность произведения словесности
Содержание
Основные требования к языку художественного и нехудожественного текста: правильность, точность,
последовательность, непротиворечивость, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как
выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Соответствие
языка художественной задаче.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Виды деятельности учащихся
Развитие чувства стиля. Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность
композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений.
Редактирование и совершенствование чужого и собственного текста. Умение увидеть своеобразие
художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания,
отвечающего требованиям к тексту.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом
произведении
Содержание
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания,
повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге,
включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный
герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения
авторской идеи.
Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица
рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица автора. Точка зрения
рассказчика и точка зрения автора.
Виды деятельности учащихся
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении.
Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы
передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств
словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии
эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом
произведении
Содержание
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства
автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и
противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора.
Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в
лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.
Виды деятельности учащихся
Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.
Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ
отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом
произведении
Содержание
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств
изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих
форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в
эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, созданные посредством языка, как способ выражения авторской позиции в
драматическом произведении.
Значение сюжета и конфликта драматического произведения для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок,
художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Виды деятельности учащихся
Понимание значения языковых средств для выражения содержания драматического произведения.
Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском
решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных
способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии
драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
Содержание
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений
словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи,
рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях
древней русской литературы, словесности Нового времени. Притча о блудном сыне и ее влияние на
новую русскую литературу.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем,
мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору
проблем. Использование стиля народной поэзии.
Виды деятельности учащихся
Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы,
мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются
идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием
народно-поэтических средств языка.
9 класс (17 часов)
Средства художественной изобразительности
Содержание
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных
средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении.
Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом
произведениях. Значение гиперболы.
Фантастика.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Виды деятельности учащихся
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение
выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной
изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств
художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Содержание
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и
субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Виды деятельности учащихся
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею
произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о
реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении в целях понимания
специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных
родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения
воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в
условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Содержание
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора
явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский
и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести петровского
времени. Система жанров и особенности языка произведения классицизма. Теория «трех штилей» М. В.
Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в
творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма.
Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом
произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного
опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной
формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Виды деятельности учащихся
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение
видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого,
исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное
раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение
авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в
произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного
выражения
Содержание
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства словесного
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат
творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное
содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и
организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция
языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения
художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие
изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Виды деятельности учащихся
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения
действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме
произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного
пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее,
воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в
сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Содержание
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой
язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях
словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам,
новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для
развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства
слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение
искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Виды деятельности учащихся
Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений
словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных
рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности.
Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Тематическое планирование уроков
5 класс (17 ч)
Тема урока
Количест
во часов
Вводный урок
1
Что такое слово
2
Словесность
2
Богатство лексики русского языка
2
Прямое и переносное значения слова
2
Текст
2
Стихи и проза
1
Устная народная словесность
1
Литературное эпическое произведение
1
Литературное лирическое произведение
1
Литературное драматическое произведение
1
Заключительный урок
1
6 класс (17 ч)
Тема урока
Количест
во часов
Вводный урок
1
Употребление языка
4
Средства художественной изобразительности
2
Юмор в произведениях словесности
2
Произведения устной народной словесности
1
Эпическое произведение, его особенности
3
Лирическое произведение, его особенности
1
Драматическое произведение, его особенности 2
Заключительный урок
1
7 класс (17 ч)
Тема урока
Количество
часов
Материал словесности
1
Разновидность употребления языка
1
Формы словесного выражения
1
Стилистическая окраска слова. Стиль
1
Роды, виды и жанры произведенийсловесности
2
Устная народная словесность, ее виды ижанры
2
Духовная литература, ее виды и жанры
2
Эпические произведения, их виды и жанры
2
Лирические произведения, их своеобразие ивиды
1
Драматические произведения, их своеобразиеи виды
1
Лиро-эпические произведения, их своеобразиеи виды
2
Взаимовлияние произведений словесности
1
8 класс (26 ч)
Тема урока
Количест
во часов
Средства языка художественной словесности
2
Словесные средства выражения комического
2
Качества текста и художественностьпроизведения
словесности
5
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в эпическом
4
произведении
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в лирическомпроизведении
4
Языковые средства изображения жизни ивыражения
точки зрения автора в
драматическом произведении
4
Взаимосвязи произведений словесности
2
9 класс (17 ч)
Тема урока
Количест
во часов
Вводный курс
1
Средства художественной изобразительности
6
Жизненный факт и поэтическое слово
1
Историческая жизнь поэтического слова
3
Произведение искусства слова как единство
художественного содержания и его словесного выражения
3
Произведение словесностив истории
культуры
2
Заключительный урок
1
Поурочное планирование
5 класс (17 ч)
Тема урока
Электронные
Количест цифровые
во часов образовательные
ресурсы
Вводный урок
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Что такое слово
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Что такое слово
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Словесность
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Словесность
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Богатство лексики русского языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Богатство лексики русского языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Прямое и переносное значения слова
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Прямое и переносное значения слова
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Текст
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Текст
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Стихи и проза
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Устная народная словесность
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Литературное эпическое произведение
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Литературное лирическое произведение
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/05
Литературное драматическое произведение
1
Заключительный урок
1
6 класс (17 ч)
Тема урока
Электронные
Количество цифровые
часов
образовательные
ресурсы
Вводный урок
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Употребление языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Употребление языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Употребление языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Употребление языка
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Средства художественной изобразительности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Средства художественной изобразительности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Юмор в произведениях словесности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Юмор в произведениях словесности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Произведения устной народной словесности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Эпическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Эпическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Эпическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
-
content.myschool.edu.r
u/01/06
Эпическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Лирическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Драматическое произведение, его особенности
1
https://lesson.academy
content.myschool.edu.r
u/01/06
Драматическое произведение, его особенности
1
Заключительный урок
1
7 класс (17 ч)
Количес
тво
часов
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Материал словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Разновидность употребления языка
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Формы словесного выражения
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Стилистическая окраска слова. Стиль
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Роды, виды и жанры произведений словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Особенности словесного выражения содержания в
эпических произведениях устной народной
словесности.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Тема урока
8
Устная народная словесность, ее виды и жанры
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Выразительное чтение произведений разных видов
народной словесности.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Духовная литература, ее виды и жанры
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Использование библейских жанров и стиля в русской
литературе.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Эпические произведения, их виды и жанры
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Литературный герой в эпическом произведении.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Лирические произведения, их своеобразие и виды
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Драматические произведения, их своеобразиеи виды
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Лиро-эпические произведения, их своеобразиеи виды
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме:
объективное изображение характеров, наличие сюжета.
Взаимовлияние произведений словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/07
Контрольная работа
1
класс (26 ч)
Количес
тво
часов
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Средства языка художественной словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Словесные средства выражения комического
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Качества текста и художественностьпроизведения
словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Тема урока
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в эпическом произведении
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные
средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Рассказчик и автор в эпическом произведении.
Разновидности авторского повествования: от лица
рассказчика — участника или свидетеля событий,
повествование от лица автора.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в лирическом произведении
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и
противопоставления слов, словосочетаний, предложений
для выражения мысли и чувства автора.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как
выразительное средство в стихах.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Значение звуковой организации стихотворной речи для
выражения мысли автора.
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в драматическом произведении
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в
эпическом и лирическом произведениях.
2
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе
жанра.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Взаимосвязи произведений словесности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru
/01/08
Контрольная работа
1
9 класс (17ч)
Тема урока
Количество
часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Вводный курс
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Средства художественной изобразительности
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Семантика различных средств языка. Употребление их в
разговорном языке и в художественном произведении.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Индивидуально-авторские особенности применения
средств художественной изобразительности.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль 1
в произведении.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Жизненный факт и поэтическое слово
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Историческая жизнь поэтического слова
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Изображение действительности и поэтическое слово в
литературе XVIII в. Повести петровского времени.
Система жанров и особенности языка произведения
классицизма.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Изображение действительности в искусстве реализма.
Поэтическое слово в реалистическом произведении:
эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи.
Полифония.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Произведение искусства слова как единство
художественного содержания и его словесного
выражения
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Художественная действительность: объективное и
субъективное начала в ней. Художественное
содержание.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Художественное время и художественное
пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях
разных родов словесности как средство выражения
художественного содержания.
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Произведение словесностив истории
культуры
1
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/01/0
9
Заключительный урок
1
Контрольная работа
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях; 5-е издание, переработанное
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Русский язык: 6-й класс: учебник: в 2 частях; 5-е издание, переработанное Баранов
М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык: 7-й класс: учебник: в 2 частях; 5-е издание, переработанное Баранов
М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык: 8-й класс: учебник; 5-е издание, переработанное Бархударов С.Г.,
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык: 9-й класс: учебник; 5-е издание, переработанное Бархударов С.Г.,
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ