МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84-ОД
от 01.09. 2025 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Речь альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1-4 классов
с. Рудное, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основе Федеральной адаптированной рабочей программы для обучающихся с РАС и
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ТМНР по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает: пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися
младшего школьного возраста с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Место учебного предмета в ученом плане
В соответствии ФГОС ОО с УО (ИН) учебный предмет «Речь и альтернативная
коммуникация» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана. Общее число часов, отведенных на изучение составляет
436 часов: в 1 дополнительном классе - 99 часов (3 часа в неделю), в 1 классе-99 часов (3 часа в
неделю), во 2 классе-102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 4
классе- 102 часа (3 часа в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено
следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,
учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие
собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с
просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом,
предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая
картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение
согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши),
нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием
пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
Раздел "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации"
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние
(употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных
предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану,
представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного
устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых
предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы
на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Раздел Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы
(слога, слова, предложения).
№ п/п
1.
2.
Тематический план
1 (дополнительный) класс
Название раздела, темы
Кол-во часов
33ч
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных
средств.(20ч)
Коммуникация с использованием невербальных
средств(13ч)
Развитие речи средствами вербальной
невербальной коммуникации
Импрессивная речь (55ч)
Экспрессивная речь(11ч)
и
66ч
99ч
Итого за год
Тематический план
2 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
п/п
1.
Коммуникация.
2ч
2.
Коммуникация с использованием невербальных средств
8ч
3.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Чтение и письмо.
14ч
Итого за год
102ч
4.
78ч
Тематический план
3 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
п/п
1.
Письмо и чтение.
94ч
2.
Написание элементов букв
8ч
Итого за год
102ч
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения:
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у
обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1.
Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции
педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение
выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от
начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта
обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами
(коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных
видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное
устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
4. Тематическое планирование 1 (дополнительный) класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Количество часов
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Приветствие.
Моё имя
Приветствие.
Привлечение внимания
Выражение желания
Обращение с просьбой
Выражение согласия
Выражение благодарности
Ответ на вопрос
Задавание вопросов
Поддержание диалога на заданную тему.
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Прощание
1
Коммуникация с использованием невербальных средств
Выражение желаний.
1
2
Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие) с
использованием мимики
2
Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие)
с использованием жестов
Привлечение внимания звучащим предметом
2
Благодарность, выражение своих желаний
1
Использование графического изображения для
3
самовыражения
Использование карточек с напечатанными словами,
1
пиктограммы для выражения потребностей.
Использование таблицы букв, пиктограммы для
1
выражения потребностей.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов
2
«Моё собственное имя»
2
«Моя семья»
2
Понимание слов, обозначающих предмет
4
Понимание обобщающих
1
понятий. Посуда, мебель, игрушки
Одежда, обувь
1
Овощи, фрукты
1
Животные , птицы, насекомые
2
Понимание обобщающих понятий. Бытовые приборы
1
Понимание обобщающих понятий. Школьные
1
принадлежности
Понимание обобщающих понятий. Продукты.
1
Понимание обобщающих понятий. Транспорт.
1
Понимание обобщающих понятий. Лесные, садовые
1
ягоды.
Понимание обобщающих понятий. Цветы
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Понимание обобщающих понятий. Плодовые,
лиственные, хвойные деревья.
Слова, обозначение действий предмета. Пьёт, ест
Слова, обозначает действий предмета. Сидит, стоит,
бежит.
Слова, обозначение действий предмета.
Спит, рисует, играет, гуляет.
Слова, обозначение
действий предмета. Открывает, закрывает
Слова, обозначение действий предмета.
Вытирает, подметает, убирает.
Слова, обозначение действий предмета.
Чистит, стирает, гладит.
Слова, обозначение действий предмета.
Готовит, варит, жарит, покупает.
Слова, обозначающие признак предмета.
Круглый, квадратный, треугольный.
Слова, обозначающие признак предмета. Деревянный,
стеклянный, пластмассовый.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Громко, тихо.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Быстро, медленно.
Слова, обозначающие признак действия,
состояние. Хорошо, плохо.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Весело, грустно.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Справа, слева.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Сверху, снизу.
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Спереди, сзади
Слова, указывающие на предмет, его признак.
Слова, обозначающие число, количество предметов
Слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении.
Простое предложение.
Сложные предложения
Содержание текста
Экспрессивная речь
Звукоподражание
Слова, простые по произношению.
«Моё имя»
«Как тебя зовут?»
Слова, обозначающие предмет
Классификация предметов
Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие признак предмета
Слова, обозначающие признак действия, состояния
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
1.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Приветствие.
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Моё имя
Приветствие.
Привлечение внимания
Выражение желания
Обращение с просьбой
Выражение согласия
Выражение благодарности
Ответ на вопрос
Задавание вопросов
Поддержание диалога на заданную тему.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
Прощание
Коммуникация с использованием невербальных средств
Выражение желаний.
Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие) с
использованием мимики
Согласие (несогласие), Удовольствие (неудовольствие) с
1
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
использованием жестов
1
2
2
Привлечение внимания звучащим предметом
2
Благодарность, выражение своих желаний
1
Использование графического изображения для
3
самовыражения
Использование карточек с напечатанными словами,
2
пиктограммы для выражения потребностей.
Использование таблицы букв, пиктограммы
2
для выражения потребностей.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу
1
слов
«Моё собственное имя»
1
«Моя семья»
1
Понимание слов, обозначающих предмет
4
Понимание обобщающих понятий. Посуда, мебель,
игрушки
Одежда, обувь
Овощи, фрукты
Животные, птицы, насекомые
Понимание обобщающих понятий. Бытовые
приборы
Понимание обобщающих понятий.
Школьные принадлежности
Понимание обобщающих понятий Продукты
Понимание обобщающих понятий. Транспорт
Понимание обобщающих понятий. Лесные, садовые
ягоды
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
№
п/п
Понимание обобщающих понятий. Цветы
Понимание обобщающих понятий. Плодовые,
лиственные, хвойные деревья
Слова, обозначение действий предмета, пьёт, ест
Слова, обозначение действий предмета, сидит, стоит,
бежит
Слова, обозначение действий предмета, спит, рисует,
играет, гуляет
Слова, обозначение действий предмета, открывает,
закрывает
Слова, обозначение действий предмета, вытирает,
подметает, убирает
Слова, обозначение действий предмета, чистит,
стирает, гладит
Слова, обозначение действий предмета, готовит, варит,
жарит, покупает
Слова, обозначающие признак предмета, круглый,
квадратный, треугольный.
Слова, обозначающие признак предмета, деревянный,
стеклянный, пластмассовый
Слова, обозначающие признак действия, состояние,
громко, тихо
Слова, обозначающие признак действия, состояние,
быстро, медленно
Слова, обозначающие признак действия, состояние,
хорошо, плохо
Слова, обозначающие признак действия, состояние,
весело, грустно
Слова, обозначающие признак действия, состояние,
справа, слева
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Сверху, снизу
Слова, обозначающие признак действия, состояние.
Спереди, сзади
Слова, указывающие на предмет, его признак
Слова, обозначающие число, количество предметов
Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении.
Простое предложение.
Сложные предложения
Содержание текста
Экспрессивная речь
Звукоподражание
Слова, простые по произношению.
«Моё имя»
«Как тебя зовут?»
Тематическое планирование
2 класс
Тема
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
3
2
1
1
Кол-во часов
Коммуникация с использованием вербальных средств 2 ч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Приветствие, прощание
1
Моё имя. Моя семья.
1
Коммуникация с использованием невербальных средств 8 ч.
Чтение мимических движений. Система жестов.
1
Чтение мимических движений. Система жестов.
1
Чтение жестов. Символические социальные жесты и
1
движения.
Чтение жестов. Символические социальные жесты и
1
движения.
Выражение желания. Использование пиктограмм.
1
Обращение с просьбой. Выражение
1
благодарности.
Выражение согласия.
1
Задавание вопросов. Ответ на вопрос
1
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 14ч.
Понимание слов, обозначающих предмет
1
Понимание слов, обозначающих предмет
1
Понимание слов, обозначающих предмет
1
Понимание слов, обозначающих предмет
1
Понимание обобщающих понятий.
1
Понимание обобщающих понятий.
1
Понимание обобщающих понятий.
1
Понимание обобщающих понятий.
1
Слова, обозначение действий предмета.
1
Слова, обозначение действий предмета.
1
Слова, обозначение действий предмета.
1
Слова, обозначение действий предмета.
1
Использование звукоподражания как средства
1
коммуникации
Использование звукоподражания как средства
1
коммуникации
Чтение и письмо 78ч.
Графомоторные навыки: черканье, каракули.
Графомоторные навыки: черканье, каракули.
Графомоторные навыки. Штриховка
Графомоторные навыки. Штриховка
Графомоторные навыки. Трафареты, шаблоны.
Графомоторные навыки. Трафареты, шаблоны.
Графомоторные навыки. Палочки.
Графомоторные навыки. Палочки.
Графомоторные навыки. Кружочки.
Графомоторные навыки. Кружочки.
Графомоторные навыки. Волнистые линии.
Графомоторные навыки. Волнистые линии.
Использование звука как средства коммуникации
Использование звука как средства коммуникации
Узнавание буквы Аа.
Узнавание буквы Аа.
Узнавание буквы Аа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
Соотнесение звука с буквой
Соотнесение звука с буквой
Конструирование буквы Аа.
Конструирование буквы Аа.
Конструирование буквы Аа.
Выделение буквы Аа.
Выделение буквы Аа.
Печатание буквы Аа.
Печатание буквы Аа.
Написание элементов буквы Аа
Написание элементов буквы Аа
Написание буквы Аа
Написание буквы Аа
Написание буквы Аа
Прослушивание сказки «Колобок»
Прослушивание сказки «Колобок»
Узнавание буквы Уу
Узнавание буквы Уу
Узнавание буквы Уу
Соотнесение звука с буквой
Соотнесение звука с буквой
Конструирование буквы Уу.
Конструирование буквы Уу.
Конструирование буквы Уу.
Выделение буквы Уу
Выделение буквы Уу
Печатание буквы Уу
Печатание буквы Уу
Написание элементов буквы Уу
Написание элементов буквы Уу
Написание буквы Уу
Написание буквы Уу
Написание буквы Уу
Прослушивание сказки «Репка»
Прослушивание сказки «Репка»
Чтение слога Ау Уа. Звукоподражание.
Чтение слога Ау Уа. Звукоподражание.
Составление рассказа по предметной картинке.
Составление рассказа по предметной картинке.
Узнавание буквы О.
Узнавание буквы О.
Соотнесение звука с буквой
Соотнесение звука с буквой
Конструирование буквы Оо
Конструирование буквы Оо
Выделение буквы Оо
Выделение буквы Оо
Печатание буквы Оо
Печатание буквы Оо
Написание элементов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Написание элементов
Написание букв Оо
Написание букв Оо
Чтение слога Ао оа. Звукоподражание.
Чтение слога Ао оа. Звукоподражание.
Составление рассказа по предметной картинке.
Составление рассказа по предметной картинке.
Прослушивание сказки «Теремок»
Прослушивание сказки «Теремок»
Повторение пройденного за год
Итого
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102 часа
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Слова – приветствия.
Слова – прощания.
Понимание, называние слов, обозначающих имена
учащихся класса, педагогов класса.
Использование звукового комплекса как средства
коммуникации
Узнавание буквы А, а. Конструирование буквы Аа.
Узнавание буквы О, о. Конструирование буквы О, о.
Узнавание буквы У, у. Конструирование буквы У, у.
Написание букв Аа, Уу, Оо.
Узнавание буквы Мм.
Соотнесение звука с буквой
Конструирование буквы Мм
Выделение буквы Мм
Печатание буквы Мм
Написание элементов
Написание букв Мм
Чтение слогов. Звукоподражание.
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы посуды
Прослушивание сказки «3медведя»
Узнавание буквы Сс.
Соотнесение звука с буквой
Конструирование буквы Сс.
Выделение буквы Сс.
Узнавание звука, буквы Сс в слоге
Чтение слога Ас Ос Ус
Чтение слога Са Со Су
Написание буквы Сс
Написание слогов Са Со Су
Понимание слов, обозначающих действия
Прослушивание сказки «Курочка ряба»
Узнавание буквы Хх. Конструирование буквы Хх.
Кол-во часов
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Соотнесение буквы и звука.
Выделение буквы Хх. Узнавание звука, буквы Хх в
слоге
Чтение слога Ах Ох Ух
Чтение слога Ха Хо Ху
Написание элементов букв
Написание буквы Хх
Написание слогов с буквой х
Понимание слов, обозначающих признак предмета
1
2
Условно- графическая фиксация заданных
предложений.
Составление предложений с опорой на картинку, его
кодирование.
1
Итого
2
2
1
2
2
1
1
68
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема
Мимика лица
Приветствие и прощание
Я и мои жесты
Предмет и вид деятельности
Предмет и вид деятельности
Предмет и вид деятельности
Пространственные ориентиры
Пространственные ориентиры
Узнавание буквы Шш.
Конструирование буквы Шш.
Узнавание буквы Шш.
Конструирование буквы Шш.
Соотнесение звука и буквы
Соотнесение звука и буквы
Выделение буквы Шш.
Узнавание звука в слоге, слове.
Выделение буквы Шш.
Узнавание звука в слоге, слове.
Чтение слогов
Чтение слогов
Написание буквы Шш
Написание буквы Шш
Написание слогов.
Написание слогов.
Написание буквы Шш
Написание буквы Шш
Написание слогов.
Написание слогов.
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы мебели
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Понимание слов и обобщающих
понятий, обозначающих предметы мебели
1
27
28
29
30
31
Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по сюжетной картинке
Узнавание буквы Лл. Конструирование буквы Лл.
Узнавание буквы Лл. Конструирование буквы Лл.
Выделение буквы Лл. Узнавание звука, буквы Лл в
слоге
Выделение буквы Лл. Узнавание звука, буквы Лл в
слоге
Чтение слога Ал Ол Ул
Чтение слога Ал Ол Ул
Чтение слога Ал Ол Ул
Чтение слога Ал Ол Ул
Чтение слога Ла Ло Лу Лы
Чтение слога Ла Ло Лу Лы
Чтение слога Ла Ло Лу Лы
Написание элементов букв.
Написание элементов букв.
Написание букв Лл
Написание букв Лл
Написание слогов с буквой Лл
Написание слогов с буквой Лл
Написание слогов с буквой Лл
Написание слогов с буквой Лл
Написание слов с изученными буквами
Написание слов с изученными буквами
Написание слов с изученными буквами
Написание слов с изученными буквами
Написание слов с изученными буквами
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы одежды
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы одежды
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы одежды
Понимание слов и обобщающих понятий,
обозначающих предметы одежды
1
1
1
1
1
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Узнавание буквы Вв.
Конструирование буквы Вв.
Узнавание буквы Вв. Конструирование буквы Вв.
Узнавание буквы Вв. Конструирование буквы Вв.
1
Выделение буквы Вв. Узнавание звука, буквы Вв в
слоге
Выделение буквы Вв. Узнавание звука, буквы Вв в
слоге
Выделение буквы Вв. Узнавание звука, буквы Вв в
слоге
Чтение слога Ав Ов Ув
Чтение слога Ав Ов Ув
Чтение слога Ав Ов Ув
Чтение слога Ва Во Ву Вы
Чтение слога Ва Во Ву Вы
Чтение слога Ва Во Ву Вы
Написание элементов
Написание элементов
Написание элементов
Написание буквы Вв
Написание буквы Вв
Написание буквы Вв
Написание слогов Ав Ов Ув
Написание слогов Ав Ов Ув
Написание слогов Ав Ов Ув
Написание слогов Ва Во Ву Вы
Написание слогов Ва Во Ву Вы
Написание слогов Ва Во Ву Вы
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
1
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Выделение предложения как единицы речи;
составление предложений.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Итого 102 часа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1