РП к АООП РАС Окружающий природный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Ирбитское муниципальное образование
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84-ОД
от 01.09. 2025 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 1-4 классов

с. Рудное, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на
основе Федеральной адаптированной рабочей программы для обучающихся с РАС и с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по
учебному предмету «Окружающий природный мир» включает: пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися
младшего школьного возраста с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Временные представления», «Объекты неживой природы».
Место учебного предмета в ученом плане
В соответствии ФГОС ОО с УО (ИН) учебный предмет «Окружающий природный мир»
относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного
плана. Общее число часов, отведенных на изучение составляет 336 часов: в 1 дополнительном
классе-66 часов (2 часа в неделю), в 1 классе-66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе-68 часов (2
часа в неделю), в 3 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе-68 часов (2 часа в неделю).

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Растительный мир».
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание
строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание
значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник,
шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения
кустарника.
Раздел «Животный мир».
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания
домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
2

животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей
домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение
диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок,
бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый
медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его
местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд,
лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Раздел «Объекты неживой природы».
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание
Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных
тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в
природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и
неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины)
в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение)
суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение
растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание
луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых
полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их
добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения
воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и
жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения
водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня
в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Раздел «Временные представления».
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как
о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней
недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и
рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание
(различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольн ый).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
3

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у
обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1.
Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции
педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение
выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от
начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Ожидаемые предметные результаты освоения АООП:
-представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям;
-интерес к объектам и явлениям неживой природы;
-представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река,
водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.);
-представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека;
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
-представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
-интерес к объектам живой природы;
-представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия
4

«полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
-элементарные представления о течении времени;
-умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
-представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели,
месяцев в году.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 дополнительный класс
№
Тема урока
п/п
1. Человек и природа.
2. «Осень, в гости просим!». Беседа, рассмотрение
картин.
3. Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного
предмета, картинки из представленных (одеть куклу
или себя на прогулку).
4. Явления природы: дождь, листопад. Составление
гербария.
5. «Что нам осень принесла?». Овощи.
6. «Что нам осень принесла?». Фрукты.
7. «Что нам осень принесла?». Ягоды.
8. «Что нам осень принесла?». Грибы.
9. Какие бывают растения? Части дерева: лист
(рисование, аппликации).
10 А кто такие птички? (домашние и дикие).
11 Перелетные и неперелетные птицы.
12 Занятия и труд людей осенью.
13 Лес. Правила поведения в лесу.
14 В мире животных.
15 Сравнение зверей и птиц.
16 «Здравствуй, зимушка-зима!».
17 Одежда и обувь человека зимой.
18 Зимние явления природы: снег, метель, лед.
19 Зимние забавы.
20 Что делают растения зимой?
21 Новый год. Изготовление украшений на елку.
22 Животные и птицы зимой.
23 Обобщающий урок «Зима». Что бывает зимой?
24 Дикие животные. Заяц, волк.
25 Воздух и вода. Значение для человека и животных.
26 Явления природы: солнце, ветер.
27 Оживает все кругом! Весна.
28 Одежда и обувь весной.
29 Растения весной. Части растений: лист, ветки.
30 Жизнь птиц весной.
31 Животные весной.
32 Труд людей весной.
33 Обобщающий урок «Весна пришла!».

Количество
часов
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5

Итог

66

1 класс
№
п/п

Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Узнавание (различение) растений: дерево.
Узнавание (различение) растений: трава.
Узнавание (различение) растений: дерево, трава.
Узнавание (различение) деревьев: береза.
Узнавание (различение) деревьев: ель.
Узнавание (различение) деревьев: береза, ель.
Узнавание (различение) частей растений: лист, ветви,
крона, стебель, корни.
Узнавание (различение) овощей лук, морковь, по
внешнему виду.
Узнавание (различение) домашних животных: кот.
Узнавание (различение) домашних животных:
собака.
Узнавание (различение) домашних животных: кот,
собака.
Строение домашнего животного. Кот, собака (голова,
туловище, шерсть, лапы, хвост, уши).
Уход за домашними животными: кот.
Уход за домашними животными: собака.
Узнавание (различение) диких животных: заяц.
Узнавание (различение) диких животных: медведь.
Узнавание (различение) диких животных: волк.
Строение птицы.
Узнавание (различение) зимующих птиц: ворона,
голубь.
Узнавание (различение) зимующих птиц: воробей,
ворона.
Узнавание (различение) зимующих птиц: голубь,
воробей, ворона.
Узнавание леса.
Различение растений леса: деревья, трава, грибы.
Различение животных леса: заяц, медведь, волк.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание (различение) времен года по характерным
признакам: зима.
Узнавание (различение) времен года по характерным
признакам: лето.
Узнавание (различение) явлений природы: дождь.
Узнавание (различение) явлений природы: ветер.
Узнавание (различение) явлений природы: снег.
Узнавание (различение) частей суток: день.
Узнавание (различение) частей суток: ночь.
Соотнесение частей суток с видами деятельности:
день, ночь.
Итог

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
66

2 класс
6

№ п/п

Тема урока

1. Сезонные изменения в природе. Осень: похолодание,
изменение окраски листьев на деревьях и
кустарниках.
2. Труд взрослых осенью.
3. Календарь погоды.
4. Улица. Улица, на которой расположена школа.
5. Школа. Школьные принадлежности.
6. Электроприборы: виды, назначение, правила работы.
7. Сезонные изменения в природе. Поздняя осень:
похолодание, опадание листьев с деревьев и
кустарников.
8. Календарь погоды.
9. Труд людей. Инструменты: виды, назначение.
10 Музыкальные инструменты: виды, звучание.
11 Спортивный инвентарь: виды, назначение. ЗОЖ
12 Транспорт. Виды транспорта. Транспорт
специального назначения.
13 Профессии: виды, назначение, инвентарь.
14 Овощи: виды, цвет, форма, вкус, приготовление.
15 Фрукты, ягоды: виды, цвет, форма, вкус,
приготовление.
16 Значение фруктов, овощей и ягод в жизни человека.
17 Сезонные изменения в природе. Зима: холодно,
снегопад, ветер.
18 Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Погода
в январе».
19 Календарь погоды.
20 Домашние животные: виды, внешний вид, польза для
человека, детёныши.
21 Дикие животные: виды, внешний вид, образ жизни,
места обитания, детёныши.
22 Сравнение домашних и диких животных.
23 Домашние птицы: внешний вид, виды, польза для
человека.
24 Дикие птицы: виды, внешний вид, образ жизни,
места обитания.
25 Сравнение домашних и диких птиц.
26 Сезонные изменения в природе. Весна: признаки
весны.
27 Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
28 Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды.
Значение солнца.
29 Воздух и вода. Значение воды и воздуха для
человека.
30 Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.
31 Лес. Значение леса в природе. Различение
лиственного и хвойного леса.

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

7

32 Представления о комнатных растениях: уход,
значение для человека.
33 Грибы. Дидактическая игра «Съедобноенесъедобное»
34 Обобщающий урок «Занимательный мир»
Итог

2
2
2
68

3 класс
№
п/п

Тема урока
1. Сезонные изменения в природе в сентябре.
Экскурсия в школьный сад.
2. Комнатные цветы. Строение цветка.
3. Уход за комнатными растениями.
Практическая работа.
4. Значение комнатных растений для человека.
5. Рисование «Герань».
6. Фрукты. Апельсин. Лепка «Апельсиновое дерево».
7. Овощи. Тыква.
8. Рисование «Карета из тыквы».
9. Сезонные изменения в природе в ноябре.
Экскурсия в школьный сад.
10 Рисунок «Гуси-лебеди».
11 Дикие птицы. Сорока.
12 Лепка из пластилина «Утенок».
13 Значение птиц в жизни человека, в природе.
14 Сезонные изменения в природе в декабре. Экскурсия
в школьный сад.
15 Небо. Звезды.
16 Ветер. Направления ветра.
17 Рисунок «Зимний сад».
18 Значение полезных ископаемых для человека.
19 Пословицы, загадки о воде.
20 Рисунок «Голубое озеро».
21 Изменения в природе в марте. Экскурсия в
школьный сад.
22 Дидактическая игра «Назови признаки весны».
23 Рисунок «Весенние изменения».
24 Явления природы. Дождь.
25 Явления природы. Туман.
26 Аппликация «Весенний дождь».
27 Погода.
28 Календарь погоды.
29 Соотнесение погоды и времен года.
30 Дидактическая игра «Времена года».
31 Дни недели.
32 Рисунок «Мой учебный день».
33 Времена года. Сезоны.

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8

34 Дидактическая игра «Найди месяц».
Итог

2
68

4 класс
№
п/п

Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Вводная беседа. Лето.
Занятия и труд людей осенью.
Различение растений: дерево, куст, трава.
Значение растений в природе и жизни человека.
Строение дерева.
Лепка «Сказочное дерево выросло в лесу».
Лиственные, хвойные и плодовые деревья.
Осенние месяцы. Одежда и обувь людей осенью.
Растения осенью. Рисование осенних листьев.
Фрукты. Овощи.
Овощи, рисование по трафарету. Игра «Что в
корзинке».
Уход за комнатными растениями.
Обобщающий урок «Растительный мир».
Домашние животные. Игра «Чей домик».
Уход за домашними животными.
Лото «Домашние животные».
Составление разрезных картинок «Насекомые».
Обобщающий урок по теме «Животный мир».
Солнце. Значение в природе и жизни человека.
Луна. Значение в природе и жизни человека.
Земля и небо. Поверхности земли.
Ветер. Направления ветра. Загадки и пословицы о
ветре.
Воздух. Значение в природе и жизни человека.
Дидактическая игра «Назови признаки весны».
Рисунок «Весенние изменения».
Осень. Явления природы и жизнь человека.
Зима. Явления природы и жизнь человека.
Весна. Явления природы и жизнь человека.
Лето. Явления природы и жизнь человека.
Соотнесение месяцев с временем года.
Различение частей суток.
Виды деятельности в разное время суток.
Дни недели. Различение выходных и рабочих дней.
Повторение
Итог

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».