МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Ирбитское муниципальное образование
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖЕНО:
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84- ОД
от 01.09.2025
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 1-4 классов
с. Рудное, 2025
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на
основе Федеральной адаптированной рабочей программы для обучающихся с РАС и с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по учебному
предмету «Окружающий социальный мир»
включает: пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися младшего школьного
возраста с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,
планируемым результатам и тематическому планированию.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок
учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть
внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно
сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание
материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования
представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд». Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда»,
расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты
питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,
«Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Место учебного предмета в ученом плане
В соответствии ФГОС ОО с УО (ИН) учебный предмет «Окружающий природный мир»
относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного
3
плана. Общее число часов, отведенных на изучение составляет 336 часов: в 1 дополнительном
классе-66 часов (2 часа в неделю), в 1 классе-66 часов (2 часа в неделю), во 1 классе-34 часов (1
час в неделю), в 3 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе-68 часов (2 часа в неделю).
4
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Квартира, дом, двор».
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской
(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал,
подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать
кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта. Соблюдение правил
безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым
человеком, не залезать на чердак, не трогать провода.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым
замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения
помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер
квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего
домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место
для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире:
отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка,
свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши),
живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание
(соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,
кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные
(наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет,
магнитофон, плеер, видеоплеер).
Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер).
Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом):
включение, использование (связь, игра), выключение.
Раздел «Продукты питания».
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
5
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир,
масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина),
требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска,
сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных
продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая,
вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная
котлета, рыбный фарш.
Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил
хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки
(приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил
хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки
(приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые).
Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил
хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел «Предметы быта».
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов
мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание
назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка,
овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного
инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей
часов).
Раздел «Школа».
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения
помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной
организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение)
участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
6
(соблюдение) правил поведения на территории образовательной организации.
Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение)
распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная
доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер,
пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных
принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение)
мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание
способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком».
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая,
бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило
для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твердость, плавает в воде,
дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание
свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов,
изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется,
намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды,
игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел «Населенный пункт».
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты,
переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы,
продукты), театр (кукольный, драматический), цирк, жилой дом. Узнавание (различение)
профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник
химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак
("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода
улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например, Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты,
памятник героям).
7
Раздел «Транспорт».
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного
средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.
Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание
(различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата.
Узнавание (различение) составных частей космического аппарата. Знание (называние)
профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина,
скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с
профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел «Страна».
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной
символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской Федерации (на фото, видео).
Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание)
основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея,
Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи). Знание
достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России.
Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание
выдающихся людей России.
Раздел «Традиции, обычаи».
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание символики и
атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых в различных религиях.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
8
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у
обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1.
Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции
педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение
выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от
начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Ожидаемые предметные результаты освоения АООП:
-интерес к объектам, созданным человеком;
-представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
-умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте,
в общественных местах.
-представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
-представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося («учитель»,
«повар», «врач», «водитель»);
-представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения
согласно социальным ролям в различных ситуациях;
-опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
-умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
-представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
-умение находить друзей на основе личных симпатий;
-умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание;
-умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности;
-умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
-накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
-представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
-использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках,
в хозяйственно-бытовой деятельности;
-умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
9
-представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и
достоинства;
-представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина;
-представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;
-представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
-представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 дополнительный класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Тема урока
Вот и лето прошло!
Здравствуй, школа! Мой класс.
Классная комната.
Я - ученик. Моя парта.
Мой друзья. Девочка – мальчик.
Школьные принадлежности (действия с ними).
Сравнение: учебные принадлежности и игрушки.
Изменение в природе. Осень. Октябрь. Экскурсия.
Овощи: помидор, огурец, (цвет, форма, вкус).
Овощи: употребление в пищу.
Фрукты: груша, яблоко (цвет, форма, вкус).
Фрукты: употребление в пищу.
Части растения.
Уход за комнатными растениями.
Овощи: морковь Название и распознавание.
Овощи: лук. Название и распознавание.
Изменение в природе. Обобщение.
Домашние животные: собака. Внешний вид, чем
питается, какую пользу приносит.
Домашние животные: кошка. Внешний вид, чем
питается, какую пользу приносит.
Дифференциация домашних животных.
Дикие животные. Лиса, волк. Части тела животных.
Сравнение диких и домашних животных.
Наблюдение за сезонными изменениями внешнего
вида деревьев. Экскурсия.
Дом, в котором я живу. Мой дом. Части дома.
Мой дом. Составление рассказа по сюжетной
картинке.
Комнаты. Их назначение.
Предметы быта. Помощники в доме (бытовые
приборы: пылесос, чайник).
Мебель: стол, стул, кровать.
Посуда: ложка, тарелка, стакан.
Транспорт. Наземный транспорт. Части наземного
транспорта.
Автобус. Машина. (узнавание). Назначение.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Аппликация.
32 Мы едем, едем (игровые действия).
33 Город. Магазин. Правила поведения в магазине.
1
1
1 класс
№
п/п
Тема урока
1. Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на
перемене).
2. Школа. Экскурсия по школе.
3. Мой класс. Моя парта.
4. Школьные принадлежности (действия с ними).
5. Школьные принадлежности: тетрадь, карандаш.
6. Предметы (созданные человеком) вокруг нас.
7. Игрушки: мяч, кукла, машинка, кубики.
8. Свойства игрушек (мягкие - твердые; музыкальные).
9. Одежда.
10 Мебель (назначение, виды).
11 Я и моя семья. Члены семьи.
12 Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
13 Дом, в котором я живу. Мой дом.
14 Назначение комнат.
15 Мебель (диван, стул, стол).
16 Посуда (ложка, вилка).
17 Посуда (чашка, тарелка).
18 Игровые действия: стирка.
19 Игровые действия: чаепитие.
20 Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.
21 Уличное движение. Светофор.
22 Правила перехода улицы.
23 Транспорт. Виды и значение транспорта.
24 Автобус.
25 Мир людей. Профессии.
26 Водитель (шофер). Игровые действия.
27 Профессии.
28 Врач. Игровые действия.
29 Учитель. Игровые действия.
30 Продавец. Игровые действия.
31 Повар. Игровые упражнения.
32 Игра «Я готовлю обед».
33 Поступки людей. Что такое «хорошо» и что такое
«плохо»?
34 Поступки людей. Что такое «хорошо» и что такое
«плохо»? Итоги года.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
2 класс
№
п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Я на уроке.
Правильная посадка за партой.
Прозвенел звонок, закончился урок.
Я на перемене.
Мои друзья-одноклассники.
Мой учитель.
Сообщение своего домашнего адреса.
Я живу в доме.
Типы домов: каменный.
Типы домов: деревянный.
Места общего пользования в доме.
Наша квартира.
Помещения в квартире: ванная комната.
Помещения в квартире: туалетная комната.
Помощники в доме (ведро, швабра).
Помощники в доме (стиральная машина).
Помощники в доме (микроволновая печь).
Правила использования бытовых приборов.
Мебель (шкаф).
Мебель (диван).
Правила ухода за мебелью.
Посуда (кастрюля).
Посуда (сковорода).
Правила ухода за посудой.
Городские здания (жилой дом).
Городские здания (магазин).
Части улицы. Технические средства организации
дорожного движения.
Виды и назначение транспорта.
Виды общественного транспорта.
Правила поведения и пользования общественным
транспортом.
Традиции и атрибуты праздника «23 февраля».
Традиции и атрибуты праздника «Пасха».
Профессия «Продавец».
Игра «Магазин».
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№
п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
1 сентября.
Мой класс.
Поддержание порядка в классе.
Я в столовой.
Дежурство в столовой.
Количество
часов
1
1
1
1
1
12
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Кто работает в школьной столовой.
Сообщение и узнавание своего домашнего адреса.
Типы домов (городской дом).
Типы домов (сельский дом).
Типы домов (дачный дом).
Наша квартира.
Помещения в квартире (кухня).
Виды продуктов.
Молоко и молочные продукты.
Игра «Что можно приготовить из молочных
продуктов».
Помощники в доме.
А я маме помогу и в квартире приберу.
Помощники в доме газовая плита.
Правила использования газовой плиты.
Посуда для приготовления пищи: кастрюля,
сковорода.
Предметы посуды (нож).
Предметы посуды (половник).
Город, в котором я живу.
Улицы нашего города.
Символика города.
Виды транспорта.
Специальный транспорт.
Виды специального транспорта.
Правила поведения в специальном транспорте.
Школьные традиции и праздники.
День рождения.
День победы.
Профессия «Водитель».
Игра «Я шофер».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№
п/п
Тема урока
1. Зоны класса.
Распорядок дня школьника.
Бумага и ее свойства.
Виды бумаги по плотности: альбомный лист, картон.
Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная.
Предметы, изготовленные из бумаги.
Инструменты, с помощью которых работают с
бумагой: ножницы.
Инструменты, с помощью которых работают с
8.
бумагой: дырокол.
Сообщение (написание) своего домашнего адреса
9.
(город, улица, номер дома, номер квартиры).
10
Виды напитков. Упаковки с напитком.
11
Виды мясных продуктов.
12
Виды рыбных продуктов.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Мука и мучные изделия. Кондитерские изделия.
Мука и мучные изделия. Кондитерские изделия.
Умные предметы в доме (сотовый телефон).
Умные предметы в доме (планшет).
Умные предметы в доме (планшет).
Умные предметы в доме (компьютер).
Умные предметы в доме (компьютер).
Умные предметы в доме (компьютер).
Часы: наручные.
Часы: настенные.
Механические часы.
Электронные часы.
Назначение часов.
Назначение часов.
Прогулка по городу «Салон красоты».
Прогулка по городу «Салон красоты».
Прогулка по городу «Салон красоты».
Прогулка по городу «Поликлиника».
Прогулка по городу «Поликлиника».
Прогулка по городу «Поликлиника».
Виды транспорта.
Виды транспорта.
Воздушный транспорт Самолет. Как устроен
самолет? Части самолета (крылья, кабина, колесашасси, руль-штурвал).
Воздушный транспорт Самолет. Как устроен
самолет? Части самолета (крылья, кабина, колесашасси, руль-штурвал).
Наземный транспорт Автомобиль. Как устроен
автомобиль? Части автомобиля (колеса, кузов, руль,
кабина).
Наземный транспорт Автомобиль. Как устроен
автомобиль? Части автомобиля (колеса, кузов, руль,
кабина).
Наземный транспорт Автомобиль. Как устроен
автомобиль? Части автомобиля (колеса, кузов, руль,
кабина).
Водный транспорт. Как устроен корабль? Части
корабля (корпус, руль-штурвал, парус).
Водный транспорт. Как устроен корабль? Части
корабля (корпус, руль-штурвал, парус).
Водный транспорт. Как устроен корабль? Части
корабля (корпус, руль-штурвал, парус).
9 мая.
9 мая.
9 мая.
9 мая.
Выпускной в начальной школе.
Профессия «Парикмахер».
Профессия «Парикмахер».
Профессия «Педиатр».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Профессия «Педиатр».
Государство, в котором я живу.
Государство, в котором я живу.
Москва - столица нашей родины.
Москва - столица нашей родины.
Герб Российской Федерации.
Герб Российской Федерации.
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Повторение изученного
Итог
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
15