МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84-ОД от 01.09.25
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Коррекционно-развивающие занятия»
для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
Вариант 2
с. Рудное, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая
развивающие
программа
занятия»
коррекционного
(на
тему
курса
«Формирование
«Коррекционнопознавательной
деятельности у обучающихся с РАС (варианта 8.4)) (далее Рабочая
программа) составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП РАС, утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП РАС (вариант 8.4) предполагает работу с обучающимся с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей
в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных
отношений
обучающихся;
формирование
навыков
адекватного поведения.
Задачи коррекционных занятий:
− формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
− формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
− коррекция познавательной деятельности;
− раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
− формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного
запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
− развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
− сенсорное
развитие:
закрепление
ориентировочных
действий
и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
− систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их
взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от
природных явлений;
− формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Программа направлена на реализацию средствами коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия» основных задач коррекционно развивающей области учебного плана:
-обогащение чувственного опыта через постепенное расширение
спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов;
-формирование способности обследовать окружающие предметы
адекватным способом;
-формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и
произвольных практических действий;
-формирование навыков предметно-практической и познавательной
деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей коррекционного курса:
• формирование, на основе активизации работы всех органов чувств,
восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности
в
совокупности их свойств;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• коррекция
познавательного
развития
путем
систематического
целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
• развитие слухового восприятия;
• исправление недостатков моторики;
• коррекция зрительно-моторной координации.
В
соответствии
потребностями
с
трудностями
обучающихся
с
РАС
и
особыми
(вариант
образовательными
8.4)
определяются
коррекционные задачи коррекционного курса:
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с
РАС за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и
речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы
жизненной компетенции, типичных для младших школьников с РАС;
- содействовать достижению личностных и предметных результатов
образования.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в
учебном плане
Коррекционный
курс
1
доп.клас
с
2/66
«Коррекционноразвивающие
занятия»
1
класс
2
класс
2/66
2/68
3
класс
4
класс
2/68
2/68
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ)
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» включает
следующие разделы:
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в начале обучения.
Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Дифференцирование
у
учащихся
слухового
пространственной
и
эмоционального
восприятия, обонятельных ощущений. Формирование речевой регуляции
деятельности.
Формирование
полноты
представлений
об
объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Дифференцирование
у
учащихся
зрительного
пространственной
и
эмоционального
восприятия, вкусовых ощущений. Развитие осязания, способствование
формированию
наглядно-действенного
мышления
и
в
дальнейшем
способности оперировать образами. Формирование речевой регуляции
деятельности.
Формирование
полноты
представлений
об
объектах
окружающего мира.
Формирование
избирательности,
и
развитие
освоение
целенаправленных
отдельных
операций.
действий,
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в
пространстве. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о
величине предметов. Расширение двигательного опыта учащихся, развитие
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога,
формирования у учащихся пространственной ориентировки. Познание
окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов,
запахов. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся
пространственной
ориентировки.
Формирование
сенсорных
эталонов (формы, величины, цвета). Формирование полноты представлений
об объектах окружающего мира.
Развитие
моторной
сферы;
развитие
слуха
и
тактильных
ощущений. Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения
согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять
отдельные
действия
и
серии
действий
по
инструкции
педагога,
формирования у учащихся пространственной ориентировки. Развитие слуха.
Дифференцирование и вербализация тактильных ощущений. Формирование
сенсорных эталонов (формы, величины, цвета). Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в конце первого года обучения.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в начале третьего года обучения.
Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Дифференцирование
у
учащихся
слухового
пространственной
и
эмоционального
восприятия, обонятельных ощущений. Формирование речевой регуляции
деятельности.
Формирование
полноты
представлений
об
объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Дифференцирование
у
учащихся
зрительного
и
пространственной
эмоционального
восприятия, вкусовых ощущений. Развитие осязания, способствование
формированию
наглядно-действенного
мышления
и
в
дальнейшем
способности оперировать образами. Формирование речевой регуляции
деятельности.
Формирование
полноты
представлений
об
объектах
окружающего мира.
Формирование
избирательности,
и
развитие
освоение
целенаправленных
отдельных
операций.
действий,
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в
пространстве. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о
форме предметов. Расширение двигательного опыта учащихся, развитие
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога,
формирования у учащихся пространственной ориентировки. Познание
окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов,
запахов. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся
пространственной
ориентировки.
Формирование
сенсорных
эталонов (формы, величины, цвета). Формирование полноты представлений
об объектах окружающего мира.
Развитие
моторной
сферы;
развитие
слуха
и
тактильных
ощущений. Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения
согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять
отдельные
действия
и
серии
действий
по
инструкции
педагога,
формирования у учащихся пространственной ориентировки. Развитие слуха.
Дифференцирование и вербализация тактильных ощущений. Формирование
сенсорных эталонов (формы, величины, цвета). Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в конце третьего года обучения.
ВТОРОЙ КЛАСС
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в начале четвертого года обучения.
Развитие моторных навыков, слухового восприятия, осязательных
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Дифференцирование
у
учащихся
слухового
пространственной
и
эмоционального
восприятия, осязательных ощущений. Развитие осязания, способствование
формированию
наглядно-действенного
мышления
и
в
дальнейшем
способности оперировать образами. Формирование речевой регуляции
деятельности.
Формирование
полноты
представлений
об
объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, барических
ощущений. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
восприятия,
формирования
Дифференцирование
барических
ощущений.
у
учащихся
зрительного
Восприятие
пространственной
и
эмоционального
чувства
тяжести.
Формирование речевой регуляции деятельности. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Формирование
избирательности,
и
развитие
освоение
целенаправленных
отдельных
операций.
действий,
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в
пространстве. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторной сферы, зрительного восприятия, зрительной
памяти;
представление
о
величине
предметов.
Расширение
двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения
различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и
серии действий по инструкции педагога, формирования у учащихся
пространственной ориентировки. Познание окружающего мира во всем
многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Формирование
сенсорных эталонов (формы, величины, цвета). Формирование навыков
зрительного анализа и синтеза. Формирование умения группировать
предметы
по
различным
плоскостные
и
объемные
измерения.
Формирование
нескольким
фигуры,
полноты
признакам
использовать
(2-3),
сравнивать
различные
представлений
об
приемы
объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся
пространственной
ориентировки.
Формирование
сенсорных
эталонов (формы, величины, цвета). Развитие слуха. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; восприятия пространства и времени.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся пространственной ориентировки. Формирование пространственно-
временных представлений.
Формирование полноты представлений
об
объектах окружающего мира.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в конце четвертого года обучения.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в начале пятого года обучения.
Развитие
моторных
навыков,
тактильно-двигательного
восприятия. Эмоциональное восприятие.
Расширение двигательного
опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей
тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Формирование
у
учащихся
речевой
пространственной
регуляции
деятельности.
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; восприятие формы, величины,
цвета. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
формирования
у
учащихся
пространственной
ориентировки. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование речевой регуляции деятельности. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Формирование
избирательности,
и
развитие
освоение
целенаправленных
отдельных
операций.
действий,
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в
пространстве. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторной сферы, зрительного восприятия, зрительной
памяти;
представление
о
величине
предметов.
Расширение
двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения
различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и
серии действий по инструкции педагога, формирования у учащихся
пространственной ориентировки. Познание окружающего мира во всем
многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Формирование
сенсорных эталонов (формы, величины, цвета). Формирование навыков
зрительного анализа и синтеза. Формирование умения группировать
предметы
по
различным
плоскостные
и
объемные
измерения.
Формирование
нескольким
фигуры,
полноты
признакам
использовать
(2-3),
сравнивать
различные
представлений
об
приемы
объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся
пространственной
ориентировки.
Формирование
сенсорных
эталонов (формы, величины, цвета). Развитие слуха. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; восприятия пространства и времени.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся пространственной ориентировки. Формирование пространственновременных представлений. Формирование полноты представлений об
объектах окружающего мира.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в конце пятого года обучения.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в начале шестого года обучения.
Развитие
моторных
навыков,
тактильно-двигательного
восприятия. Эмоциональное восприятие.
Расширение двигательного
опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей
тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
ориентировки.
формирования
Формирование
у
учащихся
речевой
пространственной
регуляции
деятельности.
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; восприятие формы, величины,
цвета. Эмоциональное восприятие. Расширение двигательного опыта
учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по
инструкции
педагога,
формирования
у
учащихся
пространственной
ориентировки. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование речевой регуляции деятельности. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Формирование
избирательности,
и
развитие
освоение
целенаправленных
отдельных
операций.
действий,
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в
пространстве. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторной сферы, зрительного восприятия, зрительной
памяти. Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения
согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять
отдельные
действия
и
серии
действий
по
инструкции
педагога,
формирования у учащихся пространственной ориентировки. Познание
окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов,
запахов. Формирование сенсорных эталонов (формы, величины, цвета).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Формирование
умения группировать предметы по различным нескольким признакам (2-3),
сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные
приемы измерения. Формирование полноты представлений об объектах
окружающего мира.
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся
пространственной
ориентировки.
Формирование
сенсорных
эталонов (формы, величины, цвета). Развитие слуха. Формирование полноты
представлений об объектах окружающего мира.
Развитие моторных навыков; восприятия пространства и времени.
Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать
движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции педагога, формирования у
учащихся пространственной ориентировки. Формирование пространственновременных представлений. Формирование полноты представлений об
объектах окружающего мира.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов в конце обучения.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Класс
1
дополнительный
(первого года
обучения)
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- фиксировать взгляд на лице человека;
- адекватно реагировать на прикосновения человека.
Личностные результаты могут проявиться в:
- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей;
2 класс
3 класс
4 класс
Класс
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков, неспецифических жестов.
Личностные результаты могут проявиться в:
- владение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать
его, используя невербальные и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение использовать усвоенный невербальный и жестовой
материал в коммуникативных ситуациях.
Личностные результаты могут проявиться в:
- осознание себя, своего «Я»;
- осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений об окружающем социальном
мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в
повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную
домашнюю работу, включаться в школьные дела.
Личностные результаты могут проявиться в:
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами взаимодействия;
- первоначальное осмысление социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты
1
Минимальный уровень
дополнительный
Обучающиеся должны знать:
(первого года
- иметь представление о величине предметов;
обучения)
- иметь представление о разнообразии вкусовых ощущений;
- иметь преставление о разнообразии обонятельных ощущений;
- иметь преставление о разнообразии тактильных ощущений;
Обучающиеся должны уметь:
- фиксировать взгляд на объекте;
- фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривая его со
всех сторон.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный,
белый);
- основные вкусы (горький, соленый, сладкий);
- основные запахи (приятный, неприятный);
- основные величины (большой, маленький);
- основные звуки (громкий, тихий).
Обучающиеся должны уметь:
- фиксировать взгляд на объекте;
- фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривая его со
1 класс
2 класс
всех сторон;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и тд.;
- слушать и узнавать звуки природы.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные вкусовые ощущения (горький, соленый, сладкий);
- тактильные ощущения от различных предметов (мягкий, твёрдый,
жидкий);
- основные эмоции человека (злость, радость).
Обучающиеся должны уметь:
- различать вкусовые ощущения и соотносить их с продуктами;
-различать
предметы
по тактильным
ощущениям
и
вербализировать свои ощущения;
- различать основные цвета и соотносить их с предметом;
- находить предметы одинаковые по цвету;
- соотносить запах и вкус с продуктом;
- различать основные эмоции человека (злость, радость).
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные величины и формы предметов (большой/маленький,
круг, квадрат, треугольник);
- разнообразные запахи (апельсин, кофе, цветы);
- различные по качеству материалы (бумага, ткань, природный
материал);
- основные эмоции человека.
Обучающиеся должны уметь:
- строить башни из деревянных кубиков;
- работать с геометрическим конструктором;
- различать один запах от другого;
- вербализировать собственные тактильные, вкусовые ощущения;
- различать различные по качеству материалы;
- различать звуки домашних животных;
- понимать свои эмоции, вербализовать их (радость, злость).
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные величины и формы предметов (большой/маленький,
круг, квадрат, треугольник);
- разнообразные запахи (апельсин, кофе, цветы);
- различные по качеству материалы (бумага, ткань, природный
материал);
- основные эмоции человека.
Обучающиеся должны уметь:
- строить башни из деревянных кубиков;
- работать с геометрическим конструктором;
- различать один запах от другого;
- вербализировать собственные тактильные, вкусовые ощущения;
- различать различные по качеству материалы;
- различать звуки домашних животных;
- понимать свои эмоции, вербализовать их (радость, злость).
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные цвета;
3 класс
- основные геометрические формы;
- основные части тела и лица;
- различные звуки;
- основные эмоции человека.
Обучающиеся должны уметь:
- различать контрастные температурные ощущения: холодный –
горячий и обозначать их словом;
- различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды (шелест
листьев, скрип снега, шум шин);
- с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение
и определять их;
- обводить ладонь и пальцы карандашом с помощью взрослых;
- сравнивать и определять на ощупь различные по форме и
величине предметы;
- выполнять шнуровку, уметь застегивать и расстегивать пуговицы
на одежде;
- конструировать объемные предметы из составных частей (2-3
детали);
- составлять целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном
материале;
- удерживать позу, повторять движения по показу;
- находить одинаковые по цвету предметы по картинкам с
предметами разного цвета;
- находить одинаковые по звуку предметы;
- показывать на себе основные части тела и лица;
- ориентироваться в помещении.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- основные цвета;
- основные геометрические формы;
- основные части тела и лица;
- различные звуки;
- основные эмоции человека.
Обучающиеся должны уметь:
- различать контрастные температурные ощущения: холодный –
горячий и обозначать их словом;
- различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды (шелест
листьев, скрип снега, шум шин);
- с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение
и определять их;
- обводить ладонь и пальцы карандашом с помощью взрослых;
- сравнивать и определять на ощупь различные по форме и
величине предметы;
- выполнять шнуровку, уметь застегивать и расстегивать пуговицы
на одежде;
- конструировать объемные предметы из составных частей (2-3
детали);
- составлять целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном
материале;
- удерживать позу, повторять движения по показу;
- находить одинаковые по цвету предметы по картинкам с
предметами разного цвета;
4 класс
- находить одинаковые по звуку предметы;
- показывать на себе основные части тела и лица;
- ориентироваться в помещении.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- расположение право/лево, верх/низ;
- основные части тела и лица;
- простейшие явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт
снег);
- наиболее характерные признаки контрастных времён года: лето и
зима.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с пластилином (раскатывание прямыми и круговыми
движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.);
-выделять формы предмета и объединять их в группы по форме;
- конструировать объемные предметы из составных частей (2 - 3
детали);
- составлять целый предмет из частей (3 - 4 детали) на разрезном
наглядном материале;
- обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховать;
- сравнивать 2 предмета и находить их отличительные и общие
признаки;
- находить, показывать и называть основные части тела и лица на
кукле, мягкой игрушке (разного размера);
- ориентироваться на собственном теле (правая /левая/рука/нога,
правая/ левая часть тела);
- определять расположение предметов в помещении (справа – слева,
вверху – внизу и др.);
- узнавать и называть простейшие явления погоды (холодно, тепло,
идёт дождь, идёт снег);
- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков
контрастные времёна года: лето и зиму.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- расположение право/лево, верх/низ;
- основные части тела и лица;
- простейшие явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт
снег);
- наиболее характерные признаки контрастных времён года: лето и
зима.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с пластилином (раскатывание прямыми и круговыми
движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.);
-выделять формы предмета и объединять их в группы по форме;
- конструировать объемные предметы из составных частей (2 - 3
детали);
- составлять целый предмет из частей (3 - 4 детали) на разрезном
наглядном материале;
- обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховать;
- сравнивать 2 предмета и находить их отличительные и общие
признаки;
- находить, показывать и называть основные части тела и лица на
кукле, мягкой игрушке (разного размера);
- ориентироваться на собственном теле (правая/левая/рука/нога,
правая/левая часть тела);
- определять расположение предметов в помещении (справа – слева,
вверху – внизу и др.);
- узнавать и называть простейшие явления погоды (холодно, тепло,
идёт дождь, идёт снег);
- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков
контрастные времёна года: лето и зиму.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- расположение центр/верх/низ, правая /левая сторона;
- наиболее характерные признаки времён года: весна, лето, зима,
осень.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять и различать звуки окружающей среды (стон, звон,
гудение, жужжание);
- имитировать движения (оркестр, повадки зверей);
- имитировать действия людей, животных, растений в разные части
суток (днём, ночью, утром) по подражанию;
- узнавать и различать предметы по объему (широкий-узкий);
- выделять и обозначать словом формы предметов, группировать
предметы и их изображения по форме;
- конструировать объемные предметы из составных частей (3-4
детали), составлять целое из частей (2-3 детали) на разрезном
наглядном материале;
- владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой);
- координировать движения рук и глаз, завязывать, нанизывать;
- обследовать предметы, состоящие из 2-3деталей и находить
отличительные и общие признаки;
- ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый,
последний);
- ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/
сторона);
- узнавать и называть наиболее характерные признаки времён года:
весна, лето, зима, осень.
V. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
1 дополнительный класс (первый год обучения) (66 ч)
Раздел
Темы уроков
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в начале обучения
Развитие моторных
навыков, слухового
восприятия,
обонятельных
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Развитие моторных
навыков,
зрительного
восприятия,
вкусовых
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Знакомство с миром
звуков (знакомство с
окружающими
звуками, звучанием
различных
предметов)
(3 часа)
В мире запахов
(исследование
различных запахов)
(2 часа)
Игры с прищепками
(2 часа)
Мое настроение
(учимся понимать
эмоции «Я злюсь…»,
«Я радуюсь…»)
(3 часа)
Смешивание красок,
игры с разноцветной
водой.
(2 часа)
Мои эмоции и
настроение
(2 часа)
Игры с песком
(1 час)
Исследование вкусов:
горький, солёный,
сладкий.
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(3 часа)
Формирование и
Поиск волшебных
развитие
предметов
(3 часа)
целенаправленных
действий,
Нахождение
избирательности,
звучащих предметов
освоение отдельных (3 часа)
операций
(11 часов)
Игры с кубиками
(3 часа)
Просмотр электронной презентации
«Звуки окружающего мира». Работа с
дидактической игрой «Угадай звук».
Развитие обоняния (приятный запах —
неприятный запах). Дидактическая игра
«Определи по запаху».
Учимся прикреплять прищепки,
прикреплять с их помощью недостающие
детали к фигурам. Дидактические игры с
прищепками «Подбери цвет», «Кто что
ест», «Чей хвост?».
Просмотр электронной презентации
«Эмоции». Работа с демонстрационными
карточками «Эмоции».
Знакомство с основными цветами
(красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Работа с дидактической
игрой «Назови цвет предмета».
Выполнение упражнений на умение с
помощью жестов, мимики показывать свои
эмоции, настроение и определять их.
Работа с демонстрационными карточками
«Эмоции». Дидактические игры:
«Передай настроение», «Покажи
настроение».
Игры с песком и формами для песка.
Работа с дидактическими играми «Узнай
по вкусу», «Угощение для куклы».
Игры с песком, фасолью, с мозаикой,
кубиками.
В коробке с фасолью ищем разные по
форме и размеру фигуры.
Открывает «волшебный мешок» и
достаём разные по звучанию предметы.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек».
Собирает кубики в ряд, колонну, строит
пирамиду.
Представление о
величине
(2 часа)
Развитие моторной
сферы, вкусовых
ощущений;
представление о
величине предметов
(13 часов)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(3 часа)
Вкусные продукты
(1 час)
Конструирование
(3 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(3 часа)
Представление о
размере
(3 часа)
Развитие моторных
навыков; развитие
слуха и
цветовосприятия
(11 часов)
Развитие моторной
сферы; развитие
слуха
и тактильных
ощущений
(9 часов)
«Подарки для Кати»
(2 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(2 часа)
Различение
и обозначение
основных цветов
(3 часа)
Выделение
и различение звуков
(2 часа)
Тактильнодвигательное
восприятие
(2 часа)
Игры с прищепками
(2 часа)
Развитие тактильных
ощущений
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики рук
(3 часа)
Выкладывает фасолью, камешками,
пуговицами по контуру разные по
величине изображения; сравнивает
различные по величине предметы.
Застёгивает и расстёгивает пуговицы на
тряпичных фигурах.
На предметных картинках находит и
сравнивает различные по вкусу продукты.
Описывает вкус натуральных продуктов по
памяти.
Дидактическая игра «Строим дом».
Выкладывает деревянные
кубики, строит из них башни.
Выполняет движения и позы по показу,
вербализация собственных ощущений.
Дидактическая игра «Повторяй за мной
движения». Демонстрационные карточки.
Выбирает из нескольких один наименьший
предмет, затем наибольший. Предметы
разного размера: мисочки, бочонки,
матрёшки, кольца пирамидки.
Учится разворачивать интересную
игрушку, завернутую в бумагу или ткань,
разворачивать конфету, предметы.
Учится держать позу, повторять движения.
Формирование ощущений от различных
поз тела, вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется».
Учится находить одинаковые по цвету
предметы по картинкам с предметами
разного цвета. Дидактическая игра
«Цветик-семицветик».
Учится находить одинаковые по звуку
предметы. Дидактическая игра «В мире
звуков».
Находит руками предметы разной формы,
спрятанные в тазике с подкрашенной
водой. Дидактическая игра «Морское
приключение».
Снимает и прикрепляет прищепки по
шаблону.
Находит в коробке разные по форме, затем
разные по размеру предметы.
Дидактическая игра «Волшебная
коробочка».
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
Диагностика
(1 час)
Исследование разных
по тактильным
ощущениям
предметов (мягкий,
твёрдый, жидкий)
(1 час)
Определение громких
и тихих звуков
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Исследует разные по тактильным
ощущениям предметы (мягкий, твёрдый,
жидкий), учится вербализировать свои
ощущения. Дидактическая игра
«Ладошки».
Учится определять громкие и тихие звуки.
Дидактическая игра «Громко и тихо».
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в конце обучения.
1 класс (66 ч)
Раздел
Темы уроков
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Знакомство с миром
звуков (знакомство с
окружающими
звуками, звучанием
различных
предметов)
(3 часа)
В мире запахов
(исследование
различных запахов)
(2 часа)
Игры с прищепками
(2 часа)
Развитие моторных
навыков, слухового
восприятия,
обонятельных
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Развитие моторных
навыков,
зрительного
восприятия,
Мое настроение
(учимся понимать
эмоции «Я злюсь…»,
«Я радуюсь…»)
(3 часа)
Знакомство с цветом
(2 часа)
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в начале обучения
Выделение и различение звуков
окружающей среды с использованием
дидактической игры «Узнай на слух».
Дидактическая игра «Кто и как голос
подает» (имитация крика животных).
Развитие обоняния (приятный запах —
неприятный запах). Дидактическая игра
«Определи по запаху».
Учимся прикреплять прищепки,
прикреплять с их помощью недостающие
детали к фигурам. Дидактические игры с
прищепками «Грядка», «Кто что ест», «Чей
хвост?».
Просмотр электронной презентации
«Эмоции». Работа с демонстрационными
карточками «Эмоции».
Знакомство с основными цветами
(красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Работа с дидактической
игрой «Назови цвет предмета».
вкусовых
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Мои эмоции и
настроение
(2 часа)
Игры с песком
(1 час)
Исследование вкусов
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(3 часа)
Формирование и
развитие
целенаправленных
действий,
избирательности,
освоение отдельных
операций
(11 часов)
Поиск волшебных
предметов
(3 часа)
Нахождение
звучащих предметов
(3 часа)
Развитие моторной
сферы, вкусовых
ощущений;
представление о
форме предметов
(13 часов)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(3 часа)
Вкусные продукты
(1 час)
Игры с кубиками
(3 часа)
Представление о
величине
(2 часа)
Конструирование
(3 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(3 часа)
Представление о
форме
Выполнение упражнений на умение с
помощью жестов, мимики показывать свои
эмоции, настроение и определять их.
Работа с демонстрационными карточками
«Эмоции». Дидактические игры:
«Передай настроение», «Покажи
настроение».
Игры с песком и формами для песка.
Вкусовые ощущения (сладкий, соленый).
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»,
обозначение словом своих ощущений.
Пальчиковая гимнастика. Обводка ладони
и пальцев карандашом с помощью
взрослых. Развитие координации движений
руки и глаза (графический след на бумаге,
доске с помощью фломастера, карандаша,
кисти, мела и т.п.).
Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка.
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький). Дидактическая
игра «Волшебный мешочек».
Открывает «волшебный мешок» и
достаём разные по звучанию предметы.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек».
Собирает кубики в ряд, колонну, строит
пирамиду.
Выкладывает фасолью, камешками,
пуговицами по контуру разные по
величине изображения; сравнивает
различные по величине предметы.
Застёгивает и расстёгивает пуговицы на
тряпичных фигурах.
На предметных картинках находит и
сравнивает различные по вкусу продукты.
Описывает вкус натуральных продуктов по
памяти.
Дидактическая игра «Строим дом».
Выкладывает деревянные кубики, строит
из них башни. Работа с геометрическим
конструктором (по показу: крупный,
напольный «Лего»)
Выполняет движения и позы по показу,
вербализация собственных ощущений.
Дидактическая игра «Повторяй за мной
движения». Демонстрационные карточки.
Выделение формы предмета (шар).
Дифференциация шара от любого
(3 часа)
Развитие моторных
навыков; развитие
слуха и
цветовосприятия
(11 часов)
Развитие моторной
сферы; развитие
слуха
и тактильных
ощущений
(9 часов)
Диагностика
(1 час)
«Угощение для Кати»
(2 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(2 часа)
Различение
и обозначение
основных цветов
(3 часа)
Выделение
и различение звуков
(2 часа)
Тактильнодвигательное
восприятие
(2 часа)
Игры с прищепками
(2 часа)
Развитие тактильных
ощущений
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики рук
(3 часа)
Исследование разных
по тактильным
ощущениям
предметов (мягкий,
твёрдый, жидкий)
(1 час)
Определение громких
и тихих звуков
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
многоугольника. Обозначение формы
предмета словом. Группировка предметов
и их изображений по форме.
Дидактическая игра «К каждой фигуре
подбери предметы, похожие по форме»
Дидактическая игра «Какой фигуры не
стало» (3-4 предмета).
Упражнения в раскатывании пластина.
Лепка «Угощение».
Учится держать позу, повторять движения.
Формирование ощущений от различных
поз тела, вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется».
Учится находить одинаковые по цвету
предметы по картинкам с предметами
разного цвета. Дидактическая игра
«Цветик-семицветик».
Учится находить одинаковые по звуку
предметы. Дидактическая игра «В мире
звуков».
Находит руками предметы разной формы,
спрятанные в тазике с подкрашенной
водой. Дидактическая игра «Морское
приключение».
Снимает и прикрепляет прищепки по
шаблону.
Находит в коробке разные по форме, затем
разные по размеру предметы.
Дидактическая игра «Волшебная
коробочка».
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
Исследует разные по тактильным
ощущениям предметы (мягкий, твёрдый,
жидкий), учится вербализировать свои
ощущения. Дидактическая игра
«Ладошки».
Учится определять громкие и тихие звуки.
Дидактическая игра «Громко и тихо».
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в конце обучения.
2 класс (68 ч)
Раздел
Темы уроков
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Знакомство с миром
звуков (знакомство с
окружающими
звуками, звучанием
различных
предметов)
(3 часа)
Развитие моторных
навыков, слухового
восприятия,
осязательных
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Развитие осязания
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(2 часа)
Развитие моторных
навыков,
зрительного
восприятия,
барических
ощущений.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Мое настроение
(учимся понимать
эмоции «Я
удивляюсь…», «Я
огорчаюсь…»)
(3 часа)
Знакомство с цветом
(2 часа)
Мои эмоции и
настроение
(2 часа)
Игры с песком
(1 час)
Восприятие чувства
тяжести
(2 часа)
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в начале обучения
Выделение и различение звуков
окружающей среды. Дидактическая игра
«Узнай на слух». Различение музыкальных
звуков и звуков окружающей среды
(шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Прослушивание музыкальных
произведений. Различение речевых и
музыкальных звуков. Дидактическая игра
«Кто и как голос подает» (имитация крика
животных).
Развитие осязания (контрастные
температурные ощущения: холодный горячий); обозначение словом.
Пальчиковая гимнастика. Обводка ладони
и пальцев карандашом с помощью
взрослых. Развитие координации движений
руки и глаза (графический след на бумаге,
доске с помощью фломастера, карандаша,
кисти, мела и т.п.).
Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка.
Просмотр электронной презентации
«Эмоции». Работа с демонстрационными
карточками «Эмоции».
Знакомство с основными цветами
(красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Работа с дидактической
игрой «Назови цвет предмета».
Выполнение упражнений на умение с
помощью жестов, мимики показывать свои
эмоции, настроение и определять их.
Работа с демонстрационными карточками
«Эмоции». Дидактические игры:
«Передай настроение», «Покажи
настроение».
Игры с песком и формами для песка.
Барические ощущения (восприятие чувства
тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения
на сравнение различных предметов по
тяжести.
Развитие мелкой
моторики
(3 часа)
Формирование и
развитие
целенаправленных
действий,
избирательности,
освоение отдельных
операций
(11 часов)
Поиск волшебных
предметов
(3 часа)
Нахождение
звучащих предметов
(3 часа)
Развитие моторной
сферы, зрительного
восприятия,
зрительной памяти;
представление о
величине предметов
(13 часов)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(3 часа)
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
(1 час)
Игры с кубиками
(3 часа)
Представление о
величине
(2 часа)
«Угощение для Кати»
(2 часа)
Обследование предметов, состоящих из 23 деталей, по инструкции педагога.
Нахождение отличительных и общих
признаков 2-х предметов. Дидактическая
игра «Сравни предметы», «Какой детали
не хватает» (у стола-ножки, у стула спинки, у ведра - ручки). Дидактическая
игра «Что изменилось». Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Конструирование объемных предметов из
составных частей (2-3 детали).
Составление целого из частей (2 - 3
детали) на разрезном наглядном материале.
Выполняет движения и позы по показу,
вербализация собственных ощущений.
Дидактическая игра «Повторяй за мной
движения». Демонстрационные карточки.
Различение предметов по величине
(большой - маленький). Моделирование
по образцу. Выполнение действий с
предметами и игрушками различной
величины.
Упражнения в скатывании пластина. Лепка
«Угощение».
Кинестетическое
и кинетическое
Учится держать позу, повторять движения.
Формирование ощущений от различных
Конструирование
(3 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(3 часа)
Представление о
величине
(3 часа)
Развитие моторных
навыков; развитие
слуха и
цветовосприятия
(11 часов)
Пальчиковая гимнастика. Обводка ладони
и пальцев карандашом с помощью
взрослых. Развитие координации движений
руки и глаза (графический след на бумаге,
доске с помощью фломастера, карандаша,
кисти, мела и т.п.).
Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка.
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький). Дидактическая
игра «Волшебный мешочек».
Открывает «волшебный мешок» и
достаём разные по звучанию предметы.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек».
Собирает кубики в ряд, колонну, строит
пирамиду.
Выкладывает фасолью, камешками,
пуговицами по контуру разные по
величине изображения; сравнивает
различные по величине предметы.
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
развитие
(2 часа)
Развитие моторных
навыков;
восприятия
пространства и
времени
(9 часов)
Различение
и обозначение
основных цветов
(3 часа)
Выделение
и различение звуков
(2 часа)
Тактильнодвигательное
восприятие
(2 часа)
Части тела
(2 часа)
Ориентировка в
пространстве
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики рук
(3 часа)
Восприятие времени
(1 час)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(1 час)
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
поз тела, вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется».
Учится находить одинаковые по цвету
предметы по картинкам с предметами
разного цвета. Дидактическая игра
«Цветик-семицветик».
Учится находить одинаковые по звуку
предметы. Дидактическая игра «В мире
звуков».
Находит руками предметы разной формы,
спрятанные в тазике с подкрашенной
водой. Дидактическая игра «Морское
приключение».
Показ на себе основных частей тела и
лица. Нахождение, показ и по возможности
называние основных частей тела и лица на
кукле.
Движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, т.д.).
Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Определение
расположения предметов в помещении
(вверху – внизу).
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
Узнавание и по возможности называние
простейших явлений погоды (холодно,
тепло, идёт дождь, идёт снег). Узнавание и
называние по характерным признакам
времени года (зима).
Изображение соответствующих явлений
природы с помощью имитационных
действий. Узнавание солнца и луны в
природе и по иллюстрации.
Имитация действий, соответствующих
людям, животным и растениям в разные
части суток (днём и ночью) по
подражанию действиям взрослых и по
возможности по словесной инструкции.
Учится держать позу, повторять движения.
Формирование ощущений от различных
поз тела, вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется».
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в конце обучения.
3 класс (68 ч)
Раздел
Темы уроков
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Развитие крупной
моторики (3 часа)
Развитие моторных
навыков;
тактильнодвигательного
восприятия.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Определение на
ощупь величины
предметов
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(2 часа)
Развитие моторных
навыков;
восприятие формы,
величины, цвета.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Мое настроение
(учимся понимать
эмоции «Мне
грустно…», «Мне
страшно…»)
(3 часа)
Знакомство с цветом
(2 часа)
Мои эмоции и
настроение
(2 часа)
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в начале обучения
Ходьба по начерченному коридору (20
см.), по доске положенной на пол, по
скамейке (высотой 30 см.), броски, ловля
мяча, метание в цель). Выполнение
действий и движений с помощью педагога.
Развитие согласованности действий и
движений разных частей тела с помощью
педагога (повороты с движениями рук,
ходьба с изменением направления,
т.д.). Выполнение действий и движений по
словесной инструкции педагога.
Формирование чувства равновесия
(«дорожка следов»).
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький). Определение на
ощупь предметов. Дидактическая игра
«Волшебный мешочек». Игры с крупной
мозаикой.
Работа с пластилином (раскатывание
прямыми и круговыми движениями,
разминание, разрывание на крупные куски
и т.д.).
Просмотр электронной презентации
«Эмоции». Работа с демонстрационными
карточками «Эмоции».
Продолжать знакомство с цветами
(красный, желтый, зеленый, синий, белый,
чёрный). Дидактическая игра «Назови цвет
предмета». Различение и обозначение
основных цветов. Дидактическая игра
«Угадай, какого цвета».
Выполнение упражнений на умение с
помощью жестов, мимики показывать свои
эмоции, настроение и определять их.
Работа с демонстрационными карточками
«Эмоции». Дидактические игры:
«Передай настроение», «Покажи
настроение».
Выделение формы
предмета
(3 часа)
Конструирование
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(1 час)
Формирование и
Поиск волшебных
развитие
предметов
(3 часа)
целенаправленных
действий,
Нахождение
избирательности,
звучащих предметов
освоение отдельных (3 часа)
операций
(11 часов)
Игры с кубиками
(3 часа)
Представление о
величине
(2 часа)
Развитие моторной
сферы, зрительного
восприятия,
зрительной памяти
(13 часов)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(1 час)
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
(3 часа)
Конструирование
(3 часа)
Выделение формы предмета (шар, куб,
круг, квадрат) по подражанию действиям
педагога, по образцу и по словесной
инструкции. Обучение объединению фигур
в группы по форме (шары, кубы, круги,
квадраты). Дидактическая игра «К каждой
фигуре подбери предметы, похожие по
форме». Соотнесение плоскостных и
объёмных фигур (игры «Где, чей домик?»,
«Коробка форм» и т.п.). Работа с
геометрическим конструктором (по
показу: крупный, напольный «Лего»)
Дидактическая игра «Какой фигуры не
стало» (3-4 предмета)
Конструирование объемных предметов из
составных частей (2 - 3 детали).
Составление целого из частей (3 - 4
детали) на разрезном наглядном материале.
Пальчиковая гимнастика. Обводка по
трафарету (внутреннему и внешнему) и
штриховка.
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький). Дидактическая
игра «Волшебный мешочек».
Открывает «волшебный мешок» и
достаём разные по звучанию предметы.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек».
Собирает кубики в ряд, колонну, строит
пирамиду.
Выкладывает фасолью, камешками,
пуговицами по контуру разные по
величине изображения; сравнивает
различные по величине предметы.
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
Обследование предметов, состоящих из 2-3
деталей, по инструкции педагога.
Нахождение отличительных и общих
признаков 2-х предметов, «Сравни
предметы». Нахождение «лишней»
игрушки, картинки. Дидактическая игра
«Какой детали не хватает» (у стола-ножки,
у стула - спинки, у ведра - ручки).
Определение изменений в предъявленном
ряду. Дидактическая игра «Что
изменилось».
Конструирование объемных предметов из
составных частей (2-3 детали).
Составление целого из частей (2 - 3
детали) на разрезном наглядном материале.
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(3 часа)
Представление о
высоте
(3 часа)
Развитие моторных
навыков; развитие
слуха и
цветовосприятия
(11 часов)
Развитие моторных
навыков;
восприятия
пространства и
времени
(11 часов)
«Угощение для Кати»
(2 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(2 часа)
Различение
и обозначение
основных цветов
(3 часа)
Выделение
и различение звуков
(2 часа)
Тактильнодвигательное
восприятие
(2 часа)
Части тела
(3 часа)
Ориентировка в
пространстве
(3 часа)
Развитие мелкой
моторики рук
(2 часа)
Восприятие времени
(3 часа)
Выполняет движения и позы по показу,
вербализация собственных ощущений.
Дидактическая игра «Повторяй за мной
движения». Демонстрационные карточки.
Различение предметов по высоте (высокий
- низкий). Моделирование по образцу.
Выполнение действий с предметами и
игрушками различной высоты.
Упражнения в сплющивании пластина.
Лепка «Угощение».
Учится держать позу, повторять движения.
Формирование ощущений от различных
поз тела, вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется».
Учится находить одинаковые по цвету
предметы по картинкам с предметами
разного цвета. Дидактическая игра
«Цветик-семицветик».
Учится находить одинаковые по звуку
предметы. Дидактическая игра «В мире
звуков».
Находит руками предметы разной формы,
спрятанные в тазике с подкрашенной
водой. Дидактическая игра «Морское
приключение».
Показ на себе основных частей тела и
лица. Нахождение, показ и по возможности
называние основных частей тела и лица на
кукле, мягкой игрушке (разного размера).
Ориентировке на собственном теле (правая
/левая/рука/нога, правая/ левая часть тела).
Ориентировка в помещении по инструкции
педагога. Выполнение различных игровых
упражнений на перемещение в
пространстве, на изменение положений
частей тела. Определение расположения
предметов в помещении (справа – слева,
вверху – внизу и др.).
Учится выполнять шнуровку.
Дидактическая игра «Шнуровочка».
Учится застёгивать и расстёгивать
пуговицы.
Узнавание и называние простейших
явлений погоды (холодно, тепло, идёт
дождь, идёт снег). Узнавание и называние
на основе наиболее характерных признаков
контрастных времён года: лето и зиму.
Изображение соответствующих явлений
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
природы с помощью имитационных
действий. Узнавание солнца и луны в
природе и по иллюстрации. Узнавание,
называние, имитация действий,
соответствующих людям, животным и
растениям в разные части суток (днём и
ночью) по подражанию действиям
взрослых и по возможности по словесной
инструкции.
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в конце обучения.
4 класс (68 ч)
Раздел
Темы уроков
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Развитие крупной
моторики (3 часа)
Развитие моторных
навыков;
тактильнодвигательного
восприятия.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Определение на
ощупь величины
предметов
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(2 часа)
Развитие моторных
навыков;
восприятие формы,
Мое настроение
(учимся понимать
эмоции «Мне
интересно…», «Мне
стыдно…»)
(3 часа)
Знакомство с цветом
(2 часа)
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в начале обучения
Целенаправленность
выполнения действий и движений по
инструкции педагога (бросание в цель,
повороты, перестроения). Формирование
чувства равновесия («дорожка следов»).
Развитие согласованности действий и
движений разных частей тела (повороты с
движениями рук, ходьба с изменением
направления, т.д.).
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький - самый
маленький).
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек». Определение на ощупь
плоскостных фигур и предметов.
Работа с пластилином (раскатывание
прямыми и круговыми движениями,
разминание, разрывание на крупные куски
и т.д.).
Просмотр электронной презентации
«Эмоции». Работа с демонстрационными
карточками «Эмоции».
Продолжить знакомство с основными
цветами (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый). Дидактическая
величины, цвета.
Эмоциональное
восприятие
(10 часов)
Мои эмоции и
настроение
(2 часа)
Формирование
сенсорных эталонов
плоскостных
геометрических
фигур (круг, квадрат,
треугольник)
(3 часа)
Конструирование
(2 часа)
Развитие мелкой
моторики
(1 час)
Формирование и
Поиск волшебных
развитие
предметов
(3 часа)
целенаправленных
действий,
Нахождение
избирательности,
звучащих предметов
освоение отдельных (3 часа)
операций
(11 часов)
Игры с кубиками
(3 часа)
Представление о
величине
(2 часа)
Развитие моторной
сферы, зрительного
восприятия,
зрительной памяти
(13 часов)
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук
(1 час)
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
(3 часа)
игра «Назови цвет предмета». Различение
и обозначение основных цветов.
Дидактическая игра «Угадай, какого
цвета».
Выполнение упражнений на умение с
помощью жестов, мимики показывать свои
эмоции, настроение и определять их.
Работа с демонстрационными карточками
«Эмоции». Дидактические игры:
«Передай настроение», «Покажи
настроение».
Выделение формы предмета; обозначение
формы предмета словом. Группировка
предметов и их изображений по форме (по
показу: круглые, квадратные,
прямоугольные, треугольные).
Дидактическая игра «К каждой фигуре
подбери предметы, похожие по форме».
Конструирование объемных предметов из
составных частей (3-4 детали).
Составление целого из частей (2-3 детали)
на разрезном наглядном материале.
Развитие навыков владения письменными
принадлежностями (карандашом, ручкой).
Определение на ощупь величины предмета
(большой - маленький). Дидактическая
игра «Волшебный мешочек».
Открывает «волшебный мешок» и
достаём разные по звучанию предметы.
Дидактическая игра «Волшебный
мешочек».
Собирает кубики в ряд, колонну, строит
пирамиду.
Выкладывает фасолью, камешками,
пуговицами по контуру разные по
величине изображения; сравнивает
различные по величине предметы.
Развитие координации движений руки и
глаза (завязывание, нанизывание).
Обследование предметов, состоящих из 2-3
деталей, по инструкции педагога.
Нахождение отличительных и общих
признаков 2-х предметов, «Сравни
предметы». Нахождение «лишней»
игрушки, картинки. Дидактическая игра
«Какой детали не хватает» (у стола-ножки,
у стула - спинки, у ведра - ручки).
Определение изменений в предъявленном
ряду. Дидактическая игра «Что
изменилось».
Конструирование
(3 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(3 часа)
Представление об
объеме
(3 часа)
Развитие моторных
навыков; развитие
слуха и
цветовосприятия
(11 часов)
«Угощение для Кати»
(2 часа)
Кинестетическое
и кинетическое
развитие
(2 часа)
Различение
и обозначение
основных цветов
(2 часа)
Выделение
и различение звуков
(3 часа)
Тактильнодвигательное
восприятие
(2 часа)
Развитие моторных
навыков;
восприятия
пространства и
времени
Части тела
(2 часа)
Конструирование объемных предметов из
составных частей (2-3 детали).
Составление целого из частей (2-3 детали)
на разрезном наглядном материале.
Формирование ощущений от различных
поз тела; вербализация собственных
ощущений. Дидактическая игра «Море
волнуется». Движения и позы верхних и
нижних конечностей (сенсорная тропа для
ног, «акробаты», имитация ветра).
Различение предметов по объему
(широкий - узкий). Моделирование по
образцу. Выполнение действий с
предметами и игрушками различного
объема.
Упражнения в раскатывании, скатывании,
сплющивании пластина. Лепка
«Угощение».
Движения и позы головы по показу;
вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений. Имитация
движений (оркестр, повадки зверей).
Учится находить одинаковые по цвету
предметы по картинкам с предметами
разного цвета. Дидактическая игра
«Цветик-семицветик».
Выделение и различение звуков
окружающей среды (стон, звон, гудение,
жужжание). Дидактическая игра «Узнай на
слух». Различение музыкальных звуков и
звуков окружающей среды (шелест
листьев, скрип снега, шум шин).
Прослушивание музыкальных
произведений. Различение речевых и
музыкальных звуков. Дидактическая игра
«Кто и как голос подает» (имитация крика
животных).
Определение на ощупь величины предмета
большой - маленький - самый
маленький). Дидактическая игра
«Волшебный мешочек». Определение на
ощупь плоскостных фигур и предметов.
Упражнения в раскатывании пластина.
Лепка. Игры с крупной мозаикой.
Показ на себе основных частей тела и
лица. Нахождение, показ и по возможности
называние основных частей тела и лица на
кукле, мягкой игрушке (разного размера).
Ориентировке на собственном теле (правая
(11 часов)
/левая/рука/нога, правая/ левая часть тела).
Ориентировка в
пространстве
(3 часа)
Ориентировка на
листе бумаги
(3 часа)
Восприятие времени
(3 часа)
Диагностика
(1 час)
Диагностика уровня
сформированности
моторных и
сенсорных процессов
(1 час)
Движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, т.д.).
Ориентировка в помещении (классная
комната). Определение расположения
предметов в помещении. Ориентировка в
линейном ряду (крайний предмет, первый,
последний).
Ориентировка на листе бумаги (центр,
верх, низ, правая /левая/ сторона).
Составление на листе бумаги комбинаций
из полосок, плоскостных геометрических
фигур. Расположение предметов на листе
бумаги. Дидактическая игра «Расположи
верно».
Узнавание и называние на основе наиболее
характерных признаков времён года: лето,
зима, осень. Изображение
соответствующих явлений природы с
помощью имитационных действий.
Имитация действий, соответствующих
людям, животным и растениям в разные
части суток (днём, ночью, утром) по
подражанию действиям взрослых и по
возможности по словесной инструкции.
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня психомоторного
развития в конце обучения.