РП к АООП УО Изобразительная деятельность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"

УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ «Рудновская ООШ»
Директор
_____________________ С.К.Хайруллина
Приказ № 84-од
от 01.09. 2025г.

Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
вариант 2

с. Рудное, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена
на основе Федеральной адаптированной рабочей программы для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по
учебному предмету «Изобразительная деятельность»
включает: пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися
младшего школьного возраста с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к
изобразительной
деятельности,
формирование
умений
пользоваться
инструментами, обучение доступным приемам работы с различными
материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной
деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному
отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках,
творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося
интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство
собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной
деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей
трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и
керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее
навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного
труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой,
швейной и другой продукции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность»
представлено следующими разделами «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
1 класс
Раздел «Лепка»
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание
пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках).
Раздел «Аппликация»
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,

салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги.
Раздел «Рисование»
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по опорным
точкам.
1 класс дополнительный
Раздел «Лепка»
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание
пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках).
Раздел «Аппликация»
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги.
Раздел «Рисование»
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по опорным
точкам.
2 класс

Раздел «Лепка»
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание
пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Сгибание
колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение
из 2-х (3-х) колбасок.
Раздел «Аппликация»
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Раздел «Рисование»
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по опорным
точкам. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины)
предмета.
3 класс
Раздел «Лепка»
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание
пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Сгибание
колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение
из 2-х (3-х) колбасок. Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Раздел «Аппликация»
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Раздел «Рисование»
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Рисование точек. Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по опорным
точкам. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины)
предмета.
4 класс
Раздел «Лепка»
Материал: пластилин. Инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание
пластилина по шаблону (внутри контура). Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Инструменты и
приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, шило,
войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение
деталей между собой.
Раздел «Рисование»
Освоение приемов рисования карандашом. Рисование контура предмета по
контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения:
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;

2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально¬нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена
на формирование готовности у обучающихся к овладению содержанием АООП
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1.
Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение
выполнять инструкции педагогического работника; использование по
назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по
подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного
периода времени, от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия.
Предметные
результаты
освоения
учебного
предмета
«Изобразительная деятельность»:
1)
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация,
рисование;
использование
различных
изобразительных
технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2)
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3)
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ,
для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема урока
Раздел «Лепка»
Пластилин. Инструменты и приспособления
для работы.
Разминание пластилина.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).

Кол-во
часов
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1 класс

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках),
получение формы путем выдавливания
формочкой.
Раздел «Рисование»
Рисование точек.
Соединение точек.
Рисование геометрической фигуры круг.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры - квадрат.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры прямоугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47.
48.
49.
50.
51.
52.

53.

54.

55.

56.

57.

Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры треугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу): высокие столбы,
заборчик и др. (прямые вертикальные
линии); провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые горизонтальные
линии); идет косой дождь, высокие горы,
туристические палатки и др. (наклонные
линии).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу): высокие столбы,
заборчик и др. (прямые вертикальные
линии); провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые горизонтальные
линии); идет косой дождь, высокие горы,
туристические палатки и др. (наклонные
линии).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу): лесенки,
окошки, рамки, шахматная доска, качели и
др.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу): лесенки,
окошки, рамки, шахматная доска, качели и
др.
Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу):
дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит,
плывет кораблик по волнам, скачет мяч,
прыгает лягушка, бабочка перелетает с
цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу):
дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит,
плывет кораблик по волнам, скачет мяч,
прыгает лягушка, бабочка перелетает с

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.
65.
66.

67.
68.

цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: дом.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: скворечник.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: кораблик.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.

1

1

1

1

1

1

1
1
1
33
1
1

69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Сминание бумаги.
Сминание бумаги.
Сминание бумаги.
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительный
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

1 класс

Тема урока

Кол-во часов

Раздел «Лепка»
Пластилин. Инструменты и приспособления
для работы.
Разминание пластилина.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).

33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

Катание колбаски на доске (в руках).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках),
получение формы путем выдавливания
формочкой.
Раздел «Рисование»
Рисование точек.
Соединение точек.
Рисование геометрической фигуры круг.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры - квадрат.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры прямоугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры треугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу): высокие столбы,
заборчик и др. (прямые вертикальные
линии); провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые горизонтальные
линии); идет косой дождь, высокие горы,

1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

туристические палатки и др. (наклонные
линии).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу): высокие столбы,
заборчик и др. (прямые вертикальные
линии); провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые горизонтальные
линии); идет косой дождь, высокие горы,
туристические палатки и др. (наклонные
линии).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу): лесенки,
окошки, рамки, шахматная доска, качели и
др.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу): лесенки,
окошки, рамки, шахматная доска, качели и
др.
Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу):
дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит,
плывет кораблик по волнам, скачет мяч,
прыгает лягушка, бабочка перелетает с
цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу):
дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит,
плывет кораблик по волнам, скачет мяч,
прыгает лягушка, бабочка перелетает с
цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,

1

1

1

1

1

1

1

1

61.

62.

63.

64.
65.
66.

67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу): намотаем несколько клубков ниток,
воздушные шарики, много колечек —
цепочка, тележка с разноцветными
колесами, ветка с ягодами и др.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: дом.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: скворечник.
Рисование по опорным точкам знакомых
предметов: кораблик.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Сминание бумаги.
Сминание бумаги.

1

1

1

1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сминание бумаги.
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
(размера).
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

формы

1
1

формы

1

формы

1

формы

1

формы

1

формы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Раздел «Лепка»
Пластилин. Инструменты и приспособления
для работы.
Разминание пластилина.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону

33
1
1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Сгибание колбаски в кольцо.
Сгибание колбаски в кольцо.
Сгибание колбаски в кольцо.
Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Раздел «Рисование»
Рисование геометрической фигуры круг.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры - квадрат.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.

52.
53.

54.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры прямоугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры треугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу).
Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу).
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу).
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу).
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

64.
65.
66.

67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.

Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Сминание бумаги.
Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.

1
1
1
36
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сборка изображения
деталей.
Сборка изображения
деталей.
Сборка изображения
деталей.
Сборка изображения
деталей.
Сборка изображения
деталей.

98.
99.
100
101
102

объекта из нескольких

1

объекта из нескольких

1

объекта из нескольких

1

объекта из нескольких

1

объекта из нескольких

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Раздел «Лепка»
Пластилин. Инструменты и приспособления
для работы.
Разминание пластилина.
Отрывание кусочка материала от целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого
куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Сгибание колбаски в кольцо.
Сгибание колбаски в кольцо.
Сгибание колбаски в кольцо.

33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.

Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Раздел «Рисование»
Рисование геометрической фигуры круг.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры - квадрат.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры прямоугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Рисование геометрической фигуры треугольник.
Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура).
Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Игровые графические упражнения —
рисование прямых линий в различных
направлениях (по показу).
Игровые графические упражнения —
рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий (по показу).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

52.
53.

54.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Игровые графические упражнения —
рисование дугообразных линий (по показу).
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу).
Игровые графические упражнения —
рисование замкнутых круговых линий (по
показу).
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Рисование контура предмета по опорным
точкам.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка.
Инструменты
и
приспособления,
используемые для изготовления аппликации.
Сминание бумаги.
Сминание бумаги.
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги вчетверо.

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сгибание листа бумаги вчетверо.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Скручивание листа бумаги.
Скручивание листа бумаги.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Разрезание бумаги ножницами.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100
101
102

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
1
2
3
4
5

Тема урока
Раздел «Лепка»
Пластилин. Инструменты и приспособления
для работы.
Разминание пластилина.
Отрывание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого
куска.
Отрезание кусочка материала стекой.

4 класс

Кол-во часов
20
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 2-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Расплющивание материала на доске (между
ладонями, между пальцами).
Защипывание краев детали.
Проделывание отверстия в детали.
Соединение деталей изделия прижатием
(примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Раздел «Рисование»
Рисование круга по шаблону (по трафарету).
Рисование квадрата по опорным точкам.
Рисование квадрата по опорным точкам.
Рисование треугольника по опорным точкам.
Рисование треугольника по шаблону (по
трафарету).
Рисование треугольника по шаблону (по
трафарету).
Рисование фруктов по опорным точкам.
Рисование фруктов по шаблону (по
трафарету).
Рисование фруктов по шаблону (по
трафарету).
Рисование овощей по опорным точкам.
Рисование овощей по шаблону (по трафарету).
Рисование грибов по опорным точкам.
Рисование грибов по шаблону (по трафарету).
Рисование грибов по шаблону (по трафарету).
Рисование ягод по опорным точкам.
Рисование ягод по шаблону (по трафарету).
Рисование листьев по опорным точкам.
Рисование листьев по опорным точкам.
Рисование листьев по шаблону (по трафарету).
Рисование вазы по опорным точкам.

40

Рисование вазы по шаблону (по трафарету).

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Рисование вазы с цветами по опорным
точкам.
Рисование вазы с цветами по шаблону (по
трафарету).
Рисование вазы с цветами по шаблону (по
трафарету).
Рисование вазы с листьями по опорным
точкам.
Рисование вазы с листьями по опорным
точкам
Рисование вазы с листьями по шаблону (по
трафарету).
Рисование домика по опорным точкам.
Рисование домика по опорным точкам.
Рисование домика по шаблону (по
трафарету).
Рисование птиц по опорным точкам.
Рисование птиц по шаблону (по трафарету).
Рисование лодки по опорным точкам.
Рисование лодки по шаблону (по трафарету).
Рисование деревьев по опорным точкам.
Рисование деревьев по шаблону (по
трафарету).
Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета.
Раздел «Аппликация»
Разные виды бумаги: цветная бумага, картон,
фольга,
салфетка.
Инструменты
и
приспособления,
используемые
для
изготовления аппликации.
Сминание бумаги.
Отрывание
бумаги
заданной
формы
(размера).
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги пополам.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Сгибание листа бумаги по диагонали.
Скручивание листа бумаги.
Разрезание бумаги ножницами.
Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей.
Конструирование
объекта
из
бумаги:
заготовка отдельных деталей, соединение
деталей между собой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».