Рабочая программа по учебному курсу_БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ"РудновскаяООШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
ХайруллинаС.К
Приказ№84-од от01.09.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса«Безопасность жизни»
для обучающихся5-7 классов

с.Рудное
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Безопасность жизни» (далее –
БЖ)разработананаосновеКонцепциипреподаванияучебногопредмета
«Основыбезопасностижизнедеятельности»(утвержденаРешениемКоллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря
2018г.№ПК-1вн),требованийкрезультатамосвоенияпрограммыосновного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте (далее— ФГОС) основного общего образования
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31мая 2021 г. №287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, Примерной
программы воспитания.
Настоящаяпрограммаобеспечивает:
 ясное понимание обучающимися современных проблем безопасностии
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
 прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих
преемственность
изучения
основ
комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
 возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
 выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
 реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их
разумноевзаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета БЖ структурно
представлено двумя модулями (тематическими линиями):
 модуль№1«Основыбезопасностиличности,обществаигосударства»;
 модуль№2«Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни».
ЦЕЛЬИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА«БЕЗОПАСНОСТЬЖИЗНИ»
Целью изучения учебного предмета БЖ на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни,причин,механизмоввозникновенияивозможныхпоследствий

различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведенияпри
их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТОПРЕДМЕТАВУЧЕБНОМПЛАНЕ
На изучение учебного предмета БЖ в 5 классе предусматривается в
неделю – 17 часов, всего - 17часа; в 6 классе в первом полугодии в неделю –
1 час, всего - 17 часов; в7 классе в первом полугодии в неделю – 1 час, всего
- 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
Модуль1.«Основыбезопасностиличности,обществаи
государства».
Раздел1.«Основыкомплекснойбезопасности».
Обеспечениеличнойбезопасностивповседневнойжизни.
 Пожарнаябезопасность.
 Безопасностьнадорогах.
 Безопасностьвбыту.
 Безопасностьнаводоёмах.
 Экологияи безопасность.
Обеспечениебезопасностиприактивномотдыхевприродныхусловиях.
 Подготовкакактивномуотдыхунаприроде.
 Активныйотдыхнаприродеибезопасность.
 Дальний(внутренний)ивыезднойтуризм,мерыбезопасности.
 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
 ЧСприродногохарактера.
 ЧСтехногенногохарактера.
 Современныйкомплекспроблембезопасностисоциальногохарактера.
Раздел2,ЗащитанаселенияРоссийскойФедерацииот
чрезвычайных ситуаций.
ОрганизациязащитынаселенияРФотЧС.
 ПравовыеосновыобеспечениязащитынаселенияотЧСмирногоивоенного
времени.
 ОрганизационныеосновыпообеспечениюзащитынаселенияотЧС
мирного и военного времени.
 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС
мирного и военного времени.
Раздел3.Основыпротиводействиятерроризмуиэкстремизмув
Российской Федерации.
Экстремизмитерроризмчрезвычайныеопасностидляобществаи
государства.
 Основныепричинывозникновениятерроризмаиэкстремизма.
 Противодействиетерроризмувмировомсообществе.
НормативноправоваябазаборьбысэкстремизмомитерроризмомвРоссийской Федерации.

 ПоложенияКонституцииРФ.
 СтратегиянациональнойбезопасностиРФдо2020г.
 СтратегиягосударственнойантинаркотическойполитикиРФдо2020г.
 КонцепцияпротиводействиятерроризмувРФ.
 Содержание законов РФ о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности.
 Национальныйантитеррористическийкомитет(НАК).
 Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России
(ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению
наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
 Профилактиканаркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации.
 Рольправоохранительныхоргановисиловыхструктурвборьбес
терроризмом и проявлениями экстремизма.
 Контртеррористическаяоперация.
 УчастиеВСРФвборьбес терроризмом.
Духовно-нравственные
основы
противодействия
терроризму
и
экстремизму.
 Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в
формировании антитеррористического поведения.
 Влияние уровнякультурыв областибезопасностижизнедеятельности на
формирование антитеррористического поведения.
 Профилактикатеррористическойиэкстремистскойдеятельности.
Ответственностьнесовершеннолетнихзаантиобщественноеповедениеи за
участие в террористической и экстремистской деятельности.
 Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное
поведение, участие в террористическойи экстремистской деятельности.
 Наказание за участие в террористической и экстремистской
деятельности.
Обеспечениеличнойбезопасностиприугрозетеррористическогоакта.
 Взрывывместахмассовогоскоплениялюдей.
 Захватвоздушныхиморских судов,автомашинидругих транспортных
средств и удержание в них заложников.
 Правилаповеденияпривозможнойопасностивзрыва.
 Правилабезопасногоповедения,есливзрывпроизошел.
 Меры безопасностивслучае похищенияили захватасамолёта.Правила
поведения при перестрелке.

Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни.
Раздел4.Основыздоровогообразажизни.
Здоровыйобразжизнииегосоставляющие.
 Основныепонятияоздоровьеиздоровомобразежизни.
 Составляющиездоровогообразажизни.
Факторы,разрушающиездоровье.
 Вредные привычкииихвлияние наздоровье(курение,употребление
алкоголя, наркомания).
 Ранниеполовыесвязииихотрицательныепоследствиядляздоровья
человека.
 Инфекции,передаваемыеполовымпутём,иихпрофилактика.
Правовыеаспектывзаимоотношенияполов.
 Семьявсовременномобществе.
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи.
Оказаниепервойпомощи.
 Перваяпомощьиправилаеё оказания.
 Средстваоказанияпервойпомощи.
 Основныенеинфекционныезаболеванияиихпрофилактика.
 Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их
возбудители, пути передачи, меры профилактики.
 Перваяпомощьпринеотложныхсостояниях.
 Правилаоказанияпервойпомощипринеотложныхсостояниях.
Перваяпомощьпримассовых поражениях.
 Комплекспростейшихмероприятийпо оказанию первойпомощи при
массовых поражениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение
требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные),
которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в
основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни
в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предметаБЖ,должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе.
1. Патриотическоевоспитание:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
 формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданскоевоспитание:

 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормахи
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
 сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
 понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
 знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственноевоспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства;
 развитие ответственного отношения к ведению здорового образажизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

 формирование
личности безопасного типа,
осознанного
и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей.
4. Эстетическоевоспитание:
 формирование гармоничной личности, развитие способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
 понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценностинаучногопознания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природ- ной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
 формирование современной научной картины мира, пониманиепричин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных
средах
(бытовые
условия,
дорожное
движение,
общественныеместаисоциум,природа,коммуникационныесвязииканалы);
 установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 понимание личностного смысла изучения учебного предмета БЖ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения винтернетсреде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациями

меняющимсясоциальным, информационным иприродным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
 умениеосознаватьэмоциональноесостояниесебяидругих,уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовоевоспитание:
 установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитиенеобходимыхуменийдляэтого;готовностьадаптироватьсявпрофессио
нальной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
 укреплениеответственногоотношенияк
учёбе,способностиприменять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
 установка
на
овладение
знаниями
и
умениями
предупрежденияопасныхичрезвычайныхситуаций,во времяпребывания в
различныхсредах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическоевоспитание:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина

и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
 освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различныхдисциплин
в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные);
способностьих
использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета БЖ, должны отражать:
1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия врассматриваемыхфактах,данных инаблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).

Базовыеисследовательскиедействия:
 формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
 обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
 проводить
(принимать
участие)
небольшое
самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работас информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями.
Общение:
 уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать
грамотное общение для их смягчения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;

 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций
других участников диалога;
 публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
 планироватьорганизациюсовместнойдеятельности(распределятьроли и
понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
 определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
 выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
 аргументированно определять оптимальный вариант принятия
решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ
решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся
ресурсов;
 составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль(рефлексия):

 давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
 объяснять причины достижения
(недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональный интеллект:
 управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятиесебяидругих:
 осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению,признаватьправо на
ошибку свою и чужую;
 бытьоткрытымсебеидругим,осознаватьневозможностьконтроля всего
вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных
ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без
дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний
основ комплексной безопасности личности, общества и государства,
индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми
медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения
в повседневной жизни.
Предметные результаты по учебному предмету «Безопасность жизни»
должны обеспечивать:
:

1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственнойимеждународнойбезопасности,обороныстраны,
впротиводействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том
числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальнойзащиты,приёмырациональногоибезопасногоповедения
в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмахразличныхобластей тела,ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;

12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе
изучения учебного предмета БЖ, по учебным модулям:
5 класс
Модуль1.Основыбезопасностиличности,обществаигосударства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности:
 Уметьиспользоватьприобретенныезнаниявповседневнойжизни.
 Уметьпредотвращатьвозможныеопасныеиаварийныеситуациивжилище.
 Освоитьприемыдействийвопасныхситуациях.
 Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, зоны
безопасности в городе.
 Уметьпредвидетьвозникновениеопасныхситуацийвповседневной
жизни, на дороге и в транспорте.
 Уметьприменятьправилабезопасногоповедениянадороге.
 Уметьприменятьосновныеправилапожарнойбезопасностивжилище.
 Уметьприменятьосновныеправилабезопасногоповедениявбыту.
 Уметьприменятьправилабезопасногоповедениядоивовремяопасных
природных явлений.
 Уметьприменятьбезопасногоповедениянаводоемахвразличное время
года.
 Уметьпредвидетьвозникновениеопасныхситуацийприродногои
техногенного характера по характерным признакам.
Раздел3.Основыпротиводействиятерроризмуиэкстремизмув Российской
Федерации:
 Выработать
отрицательное
отношение
к
любым
видам
антиобщественного поведения.
 Уметьпредвидетьвозникновениеопасныхситуацийдомаинаулице.
 Уметьформулироватьправилаповедениявповседневнойжизни,чтобы не
стать правонарушителем.

 Уметьсоставлятьплансвоихдействийприугрозетеррористических
действий.
 Уметьсоставлятьплансвоихдействийприугрозевозникновения теракта и
при теракте.
 Уметьанализироватьвидытеррористическихактов ииххарактерные
особенности.
 Уметь формулировать свои правила поведения в повседневной жизни,
чтобы не стать правонарушителем.
Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни. Раздел 4.
Основы здорового образа жизни:
 Знатьосновныеположенияоздоровомобразежизни.
 Знатьвидыдвигательнойактивностиизакаливания.
 Знатьогигиенепитания,сущностьрациональногопитания.Пищевая
ценность продуктов.
 Знать опагубном влияние вредных привычек на здоровье, умственные и
физические способности.
 Знатьосновныепонятияздоровогообразажизниипрофилактику вредных
привычек.
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи:
 Знать предназначение и общие правила оказанияпервой помощи при
различных видах повреждений.
 Знать предназначение и общие правила оказанияпервой помощи при
ушибах и ссадинах.
 Знать предназначение и общие правила оказанияпервой помощи при
отравлении никотином.
 Знать предназначение и общие правила оказанияпервой помощи при
отравлении угарным газом
 Знать предназначение и общие правила оказанияпервой помощи при
носовом кровотечении.
6 класс
Модуль1.Основыбезопасностиличности,обществаигосударства. Раздел 1.
Основы комплексной безопасности:
 Знатьправила безопасного поведения в природной среде. Уметь
применять полученные знания в практической жизни.
 Знатьивладетьспособыориентированиянаместности.
 Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта. Уметь
определять свое место на карте по ближайшим местным предметам.

 Знать как подготовиться к выходу на природу. Уметь распределять
режим переходов, обеспечивать чередование нагрузок и отдыха.
 Знать правила сооружения временного укрытия. Уметь приготовить
пищу в условиях похода.
 Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении.
Уметь приводить в порядок и ремонтировать туристское снаряжение в
условиях похода.
 Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе.
Уметь соблюдать режим и график движения, соблюдать установленный
режим питания и питьевой режим.
 Знатьмерыбезопасностипридвижениивгорах.
 Уметьсоблюдатьрежимдвиженияиотдыханаравнинеивгорах.
 Уметь распределять режим движения в лыжном походе в зависимости
от характера местности, погодных условий и уровня подготовки участников
похода.
 Знатьправилаповедениянаводеиоказанияпомощиутопающему.
 Владетьнавыкамиоказанияпомощиутопающему.
 Использовать полученные знания в повседневной жизни для
обеспечения личной безопасности на воде.
 Знатькакподготовитьсяквыходувпоходна велосипеде.
 Правила безопасности туристов передвигающихся в походе на
велосипеде. Уметь распределять график движения отдыха во время
велосипедного похода.
 Знать определения трёх групп факторов. Уметь использовать
полученные теоретические знания в практической деятельности.
 Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на
транспорте.
 Иметь представление о правилах поведения во времяОС натранспорте.
 УметьправильнодействоватьОСнаводеиводномтранспорте.
 Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на
транспорте.
 Иметь представление о правилах поведения во времяОС навоздушном
транспорте.
 Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь
применять полученные знания в практической жизни. Уметь всесторонне
подготовиться к туристическому походу.

 Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном
автономном существовании в природных условиях.
 Владеть навыками подачи сигналов бедствия. Уметь принимать
решения и приступать к выполнению этого решения незамедлительно.
 Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание
огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Уметь подавать
сигналы бедствия .
 Знать правили безопасного поведения при опасных проявлениях
погоды в нашей местности. Уметь принимать решения и приступить к
выполнению этого решения незамедлительно.
 Знать правила поведения при встрече с дикими животными в природе.
Уметь принять правильное решение.
 Знать меры защиты от укусов насекомых. Уметь обрабатывать ранки ,
полученные от укуса кровососущих насекомых.
 Знать признаки клещевого энцефалита: недомогание, высокая
температура, сильная головная боль, тошнота, рвота. Уметь оказывать
первую помощь. Знать какобезопаситьсебяотклещевого энцефалита. Уметь
удалять клеща с тела и оказывать первую помощь.
Модуль 2. Основымедицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи:
 Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные
лекарственные средства. Уметь пользоваться индивидуальной аптечкой.
 Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в
походе. Правила оказания помощи при травмах. Уметь оказывать первую
помощь при ушибах и растяжениях.
 Знать, что является признаками солнечного и теплового удара,
обморожения. Уметь использовать различные способы при оказании первой
помощи при термических ожогах и отморожениях.
 Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и
насекомых. Уметь срочно удалять из кожи жало насекомого организовать
доставку пострадавшего в лечебное заведение.
Раздел4.Основыздоровогообраза жизни:
 Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и
разрушающих здоровье.
 Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни.

 Знать, что именно может навредить при общении с компьютером.
Уметь правильно распределять время работы за компьютером для
сбережения здоровья.
 Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека .Уметь использовать доступные способы повышения устойчивости
организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды.
 Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека. Уметь использовать полученные знания в практической жизни.
 Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих
здоровье.
 Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для
ведения здорового образа жизни. Уметь сказать нет доброжелателям.
 Знать о профилактике вредных привычек. Использоватьприобретенные
знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
7 класс
Модуль1.Основыбезопасностиличности,обществаигосударства. Раздел 12. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской
федерации от чрезвычайных ситуации:
 Знатьопределения:литосфера,атмосфера,гидросфера,
биосфера.Знать
классификацию природных явлений по месту возникновения.
 Знатьосновныегруппыопасныхприродныхявлений.
 Уметьсоотноситьпроисходящееявлениевидучрезвычайнойситуации.
 Знать причины землетрясений; сейсмически активные районы России.
Уметь определять силу и интенсивность землетрясения по шкале Меркалли.
 Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от
последствий землетрясений. Уметь действовать по сигналу «Вниманиевсем!»
 Уметь действовать в различных ситуациях: при подготовке к
землетрясению, если землетрясение началось; если землетрясение началось
неожиданно; после землетрясения.
 Знать расположение вулканов на Земле; причины образования
вулканов; типы вулканов. Уметь находить вулканы на карте.
 Знать последствия извержения вулканов. Уметь действовать, если
поступило сообщение о проснувшемся вулкане.
 Знать причины и последствия оползней; обвалов. Уметь действовать
при угрозе оползня; обвала.

 Знатьпричинывозникновения;возможныепоследствияурагановибурь.
Уметь определять силу ветра по шкале Бофорта.
 Знатьпрофилактическиемерыпозащитенаселенияотпоследствий
ураганов и бурь.
 Уметь действовать: после получения сигнала о штормовом
предупреждении; при урагане.
 Знатьпричиныипоследствиясмерча.Уметьдействоватьприугрозе смерча
и во время смерча.
 Знатьвидынаводнений:половодье,паводок,затор,зажор,ветровой нагон;
причины их возникновения.
 Знатьосновныемероприятия,проводимыепозащитенаселенияотпоследст
вий наводнений.
 Уметь действовать при угрозе и во время наводнений. Знать основные
мероприятия по защите населения от наводнений, и их последствий.
 Знать районы РФ, на которых образуются селевые бассейны; причиныи
последствия селевого потока.
 Уметьдействоватьугрозеивовремяселя.Знатьспособызащитыот
последствий селевых потоков.
 Знатьпричиныипоследствияцунами.
 Уметь действовать во время цунами, после него. Знать, как
подготовиться к цунами.
 Уметь действовать в лавиноопасных зонах. Знать лавиноопасные
районы РФ.
 Знать регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных
пожаров на лесных площадях. Уметь соблюдать меры пожарной
безопасности в лесу.
 Знатьспособытушениянебольшогопожаравлесу.
 Уметь соблюдать правила безопасного поведения при угрозе
возникновения и во время пожара в лесу.
 Соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных
заболеваний.
 Знатьинфекционныеболезни;путираспространенияинфекции.
 Знатьпонятия:эпизоотии,эпифитотии.
Раздел3.Основыпротиводействиятерроризмуиэкстремизмув
Российской Федерации:
 Знать факторы и социальные явления, способствующие вовлечению
человека
в
террористическую
деятельность.
Знать
уголовную
ответственность за телефонный терроризм.

 Уметь строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования
и нравственного поведения.
Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
 Знать, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить
психологическую уравновешенность. Уметь воспитывать в себе
нравственные качества.
 Уметь контролировать свои эмоции. Знать о пагубном влиянии стресса
на здоровье человека.
 Соблюдать правила личной гигиены. Знать особенности развития
организма человека в подростковом возрасте.
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи:
 Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. Знать порядок
действий первой помощи.
 Знать способы остановки артериального кровотечения; точки
пальцевого прижатия артерий. Уметь оказывать ПМП при капиллярном,
венозном, артериальном кровотечении.
 Уметьнакладыватьповязки.
 ЗнатьПМПприушибеи переломе.
 Уметьтранспортироватьпострадавшегоразличнымиспособами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5класс
№
п/п

Количествочасов

Электронные
(цифровые)
контрольные практические
всего
образовательные
работы
работы
ресурсы
Модуль1.«Основыбезопасностиличности,обществаигосударства»
Наименование
разделовитем
программы

Раздел1.«Основыкомплекснойбезопасности»
Человек,средаегообитания,безопасностьчеловека.(3ч)
Город как среда
1
1
обитания.Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспечения
жилища
Особенности
2 природныхусловийв
1
городе.
Взаимоотношения
людей,проживающих
в городе и
безопасность.

3

Безопасностьв
повседневнойжизни.

1

http://kuhta.clan.su

https://videouroki.net

https://iu.ru/videolessons

Опасныеситуациитехногенногохарактера.(3ч)
Дорожноедвижение,
4 безопасность
1
участниковдвижения.
Пешеход.
Безопасность
5 пешехода.Пассажир.
1
Безопасность
пассажира. Водитель
Безопасноеповедение
6
1
вбытовыхситуациях.
Пожарная
безопасность
Опасныеситуацииприродногохарактера(1ч)
Погодныеявленияи
7 безопасность
1
человека.
Безопасностьнаводоём
ах

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons
https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

Чрезвычайныеситуацииприродногоитехногенногохарактера(1ч)
Чрезвычайные
8 ситуацииприродного
1
https://videouroki.net
характера.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера
Итого поразделу
8
Раздел3.ОсновыпротиводействияэкстремизмуитерроризмувРоссийской
Федерации
Опасныеситуациисоциальногохарактера,антиобщественноеповедение(2ч)
Антиобщественное
https://iu.ru/video9 поведениеиего
1
lessons
опасность
Обеспечениеличной
10
1
безопасности на
Улице.Обеспечениелич
ной
безопасностидома.
Экстремизмитерроризм—чрезвычайныеопасностидляобществаигосударства (3ч)
Экстремизм и
терроризм: основные
11
1
https://videouroki.net
понятияипричиныих
возникновения
Видыэкстремистской
https://iu.ru/video12 и террористической
1
lessons
деятельности.
Виды
террористических
актов и их
последствия.

Ответственность
несовершеннолетних
https://iu.ru/videoзаантиобщественное
13
1
1
lessons
поведениеиучастиев
террористической
деятельности.
Итого поразделу
5
Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни
Раздел4.Основыздоровогообразажизни
Возрастныеособенностиразвитиячеловекаиздоровыйобразжизни(1ч)
Оздоровомобразе
https://iu.ru/video14
1
lessons
жизни.Двигат
ельная
активность и
закаливание
организма–
элементы
здорового образа
жизни.Рациональ
ное
питание.Гигиена
питания.
Факторы,разрушающиездоровье(1ч)
Вредныепривычкии
15
1
https://iu.ru
ихвлияниеназд
оровье.Здоровы
йобраз жизни и
профилактика
вредных привычек.
Итого поразделу
2
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи
Перваяпомощьиправилаеёоказания(2ч)
Перваяпомощьпри
16 различных видах
1
1
https://videouroki.net
повреждений.Оказание
первой
помощиприушибах,
ссадинах.
Перваяпомощьпри
https://iu.ru/video17 отравлениях.
1
1
lessons
Итого поразделу
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
34

1

1

6класс
№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
всего

контрольные практические
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль1.«Основыбезопасностиличности,обществаигосударства»
Раздел1.«Основыкомплекснойбезопасности»
Подготовкакактивномуотдыхунаприроде(2ч)
Природаичеловек.
1
Ориентирование
на
1 местности.
Определение своего
местонахождения
и
направления
движения
на
местности.
Подготовкаквыходу
1
наприроду.
2
Определение
места
для
бивака
и
организацияби
вачных работ.
Определение
необходимого
снаряжениядля
похода.
Активныйотдыхнаприродеибезопасность(3ч)
Общие
правила
1
3 безопасности
при
активномотдыхена
природе. Обеспечение
безопасностивпеших
и горных походах.
Подготовка
и
1
4 проведение лыжных
походов.
Водные походы и
1
5 обеспечение
безопасностинаводе.
Велосипедныепоходы
ибезопасность
туристов.
Дальний(внутренний)ивыезднойтуризм.Мерыбезопасности(4ч)
Основные факторы,
1
оказывающиевлияние
набезопасность
5
человека в дальнем и
международном
туризме.
Акклиматизация
1
6
человекавразличных
климатических
условиях.
Акклиматизация
в
горнойместности.

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons
https://iu.ru/videolessons

https://videouroki.net

https://iu.ru/videolessons

Обеспечение личной
1
https://iu.ru/videoбезопасности
при
lessons
7 следованиикместам
отдыха
наземными
видами транспорта.
Обеспечение личной
1
https://iu.ru/video8 безопасности
на
lessons
водном
транспорте.
Обеспечение личной
безопасности
на
воздушномтранспорте
.
Обеспечениебезопасностиприавтономномпребываниичеловекавприроднойсреде
(2ч)
Автономное
http://www.obzh.ru
9 пребываниечеловекав
1
природнойсреде.
Добровольная
автономиячеловекав
природной
среде.
Вынужденная
автономиячеловекав
природной среде.
Обеспечение
https://iu.ru/video10
1
lessons
жизнедеятельности
человека вприродной
средеприавтономном
существовании.
Опасныеситуациивприродныхусловиях(2ч)
Опасные
погодные
https://iu.ru/videoявления. Обеспечение
lessons
при
11 безопасности
1
встрече с дикими
животными
в
природных условиях.
Укусы насекомых и
защита
от
них.
1
12
1
Клещевойэнцефалит
иегопрофилактика.
Оказание
первой
медицинской помощи
приукусахзмейи
насекомых.
Итого поразделу
13
Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказанияпервоймедицинскойпомощи(2 ч)
Перваяпомощьпринеотложныхсостояниях(2ч)

Личная гигиена и
оказание
первой
медицинской помощи
13 в
1
природных
условиях.
Оказание
первоймедицинской
помощипритравмах.
Оказание
первой
медицинской помощи
14 притепловоми
1
1
солнечном ударах и
отморожении.
Итого поразделу
2
Раздел4.Основыздоровогообразажизни(3ч)
Здоровьечеловекаифакторы,нанеговлияющие(3ч)
Здоровыйобразжизни
15 ипрофилактика
1
утомления.
Компьютериего
влияниеназдоровье.
Влияние
неблагоприятной
16
1
окружающейсредына
здоровьечеловека.
Влияние социальной
средынаразвитиеи
здоровье человека.
Влияниенаркотиков и
17
1
другихпсихоактивных
веществназдоровье
человека.
Профилактика
потребления
наркотиковидругих
психоактивных
веществ.
Итого поразделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
17
2
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://iu.ru/videolessons

hhttps://iu.ru/videolesson

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

7класс
Количествочасов

Электронные
(цифровые)
всег контрольны практически
образовательные
о
е работы
е работы
ресурсы
Модуль1.«Основыбезопасностиличности,обществаигосударства»(15 ч)
Раздел1-2.ОсновыкомплекснойбезопасностиизащитанаселенияРоссийской
Федерацииотчрезвычайныхситуаций(14ч)
Опасныеичрезвычайныеситуацииприродногохарактера (2ч)
№
п/
п

Наименование
разделовитем
программы

1

Общая
характеристика
природныхявлений.
Различныеприродные
явленияипричиныих
возникновения.

https://videouroki.ne
t
1

Опасныеи
https://videouroki.ne
чрезвычайные
t
ситуацииприродного
2
1
характера. Общие
понятия и
определения.
Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения,ихпричиныипоследствия (4 ч)
Землетрясение.
Причины
возникновения
3
1
землетрясенияи
возможные
последствия.
Защитанаселенияот
последствий
землетрясений.
4
1
Правилабезопасного
поведениянаселения
при землетрясении
Расположение
5
1
вулкановнаЗемле,
извержениевулканов.
Последствия
извержениявулканов.
Защита населения
Оползнииобвалыих
1
6 последствия. Защита
1
населения.
Чрезвычайныеситуацииметеорологическогопроисхождения(1ч)
Ураганыибури,
причины их
возникновения,
возможные
7
1
последствия.Защита
населений от
последствийураганов
и бурь. Смерчи
Чрезвычайныеситуациигидрологическогопроисхождения(5ч)
Наводнения.Виды
8 наводнений и их
1
причины.

https://iu.ru/videolessons

https://videouroki.ne
t

https://videouroki.ne
t

https://videouroki.ne
t

https://iu.ru/videolessons

https://iu.ru/videolessons

9

10

11

Защитанаселенияот
последствий
наводнений.
Рекомендации
населению по
действиям при угрозе
ивовремянаводнения
Сели иих
характеристика
Защита
населенияот
последствий
селевых
потоков.
Цунами и их
характеристика.
Защитанаселенияот
цунами
Снежныелавины

https://videouroki.ne
t
1

https://videouroki.ne
t
1

1

https://videouroki.ne
t

https://videouroki.ne
t
Природныепожарыичрезвычайныеситуациибиолого-социальногопроисхождения (2
ч)
Лесныеиторфяные
https://iu.ru/videoпожары и их
lessons
характеристика.
13
1
Профилактикалесных
и торфяных пожаров,
защита населения.
Инфекционная
https://iu.ru/videoзаболеваемость
lessons
14 людейизащита
1
населения.
Эпизоотиии
эпифитотии
12

1

Итого поразделу
14
Раздел3.ОсновыпротиводействиятерроризмуиэкстремизмувРоссийской
Федерации (1 ч)
Духовно-нравственныеосновыпротиводействиятерроризмуи экстремизму(3ч)
Терроризмифакторы
https://videouroki.ne
риска вовлечения
t
подростка в
15
1
террористическуюи
экстремистскую
деятельность
Итого поразделу
1
Модуль2.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни(2 ч)
Раздел4.Основыздоровогообразажизни(1 ч)
Здоровыйобразжизнииегозначениедлягармоничногоразвитиячеловека(1ч)
Психологическая
https://iu.ru/videoуравновешенность.
lessons
16
1
Стрессиеговлияние
начеловека.

Итого поразделу
1
Раздел5.Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи(1ч)
Перваяпомощьпринеотложныхсостояниях (1ч)
Общие правила
https://iu.ru/videoоказанияпервой
lessons
помощи.Общие
17
1
1
правила
транспортировки
пострадавшего.
Итого поразделу
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
17
2
ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5класс
№
Темаурока
п/п
1
Городкаксредаобитания.
2
Жилищечеловека, особенности
жизнеобеспеченияжилища.
3
Особенностиприродныхусловийв
городе.
4
Взаимоотношениялюдей,проживающих
вгородеи безопасность
5
Безопасностьвповседневнойжизни.
6
Дорожноедвижение, безопасность
участниковдвижения.
7
Пешеход.Безопасностьпешехода.
Пассажир.Безопасностьпассажира
8
Водитель

всего

Количествочасов
контрольные практические
работы
работы

Виды,формы
контроля

1
1

опрос
опрос

1
1

самоконтро
ль
опрос

1
1

тест
опрос

1

опрос

1

Пожарнаябезопасность
Безопасноеповедениевбытовых
ситуациях
Погодныеявленияи безопасность
человека
Безопасностьнаводоёмах
Чрезвычайныеситуацииприродного
характера
Чрезвычайныеситуациитехногенного
характера
Антиобщественноеповедениеиего
опасность
Обеспечениеличнойбезопасности дома
Обеспечениеличнойбезопасностина
улице
Экстремизмитерроризм:основные
понятияипричиныихвозникновения
Видыэкстремистскойи
террористическойдеятельности.
Видытеррористическихактовиих
последствия.
Ответственностьнесовершеннолетнихза
антиобщественноеповедениеиучастиев
террористическойдеятельности.

1
1

самоконтро
ль
опрос
опрос

1

тест

1
1

опрос
опрос

22

Оздоровомобразежизни.

1

23

Двигательнаяактивностьизакаливание
организма–элементыздоровогообраза
жизни
Рациональноепитание.Гигиенапитания.
Вредныепривычкииихвлияниена

1

самоконтро
ль
опрос

1
1

опрос
опрос

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

24
25

1

1

тест
самоконтро
ль
опрос
опрос

1
1
1

1

самоконтро
ль
опрос

1

опрос

1

1

1

тест

26
27
28
29
30
31
32
33

здоровье.
Здоровыйобразжизниипрофилактика
вредныхпривычек.
Перваяпомощьприразличныхвидах
повреждений.
Перваяпомощьприразличныхвидах
повреждений.
Оказаниепервойпомощиприушибах,
ссадинах.
Оказаниепервойпомощиприушибах,
ссадинах.
Оказаниепервойпомощиприушибах,
ссадинах.
Перваяпомощьпри отравлениях.
Перваяпомощьпри отравлениях.

опрос

1
1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

1

тест

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1
1
33

опрос
опрос
3

6класс
№
п/п
1
2
3
4.
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

Темаурока

всего

Количествочасов
контрольные практические
работы
работы

Виды,формы
контроля

Природаичеловек.
Ориентированиенаместности.
Определениесвоегоместонахожденияи
направлениядвижениянаместности.
Подготовкаквыходунаприроду.

1
1
1

опрос
опрос
опрос

1

Определение места для бивака и
организация бивачныхработ.
Определениенеобходимогоснаряжения
дляпохода.
Общие
правила
безопасности
при
активномотдыхенаприроде.
Обеспечениебезопасностивпешихи
горныхпоходах.
Подготовка и проведение лыжных
походов.
Водные
походы
и
обеспечение
безопасностина воде.
Велосипедные походы и безопасность
туристов.
Основныефакторы,оказывающиевлияние
набезопасностьчеловекавдальнеми
международномтуризме.
Акклиматизациячеловекавразличных
климатическихусловиях.
Акклиматизациявгорнойместности.
Обеспечениеличнойбезопасностипри
следованиикместамотдыханаземными
видами транспорта.

1

самоконтро
ль
опрос

1

тест

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

1

тест

1

опрос

1

опрос

1
1

опрос
самоконтро
ль

16
17
18
19

20

21
22

23
24

25

26
27
28
29
30
31

32

Обеспечение личной безопасности на
водномтранспорте.
Обеспечениеличнойбезопасностина
воздушномтранспорте.
Автономное пребывание человека в
природнойсреде.
Добровольная автономия человека в
природной
среде.
Вынужденная
автономиячеловекавприроднойсреде.
Обеспечение жизнедеятельности человека
в природной среде при автономном
существовании.
Опасныепогодныеявления.
Обеспечение безопасностипривстречес
дикими
животными
в
природных
условиях.
Укусы насекомых и защита от них.
Клещевойэнцефалитиегопрофилактика.
Личная гигиена и оказание первой
медицинской помощи в природных
условиях.Оказаниепервоймедицинской
помощипритравмах.
Оказаниепервоймедицинскойпомощи
при тепловомисолнечном
ударахи
отморожении.
Оказаниепервоймедицинскойпомощи
приукусахзмейинасекомых.
Здоровыйобразжизниипрофилактика
утомления.
Компьютериеговлияниеназдоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей
средыназдоровье человека.
Влияниесоциальнойсредынаразвитиеи
здоровьечеловека.
Влияние
наркотиков
и
других
психоактивных веществ на здоровье
человека.
Профилактикапотреблениянаркотикови
другихпсихоактивныхвеществ.

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

1

самоконтро
ль
тест

1

опрос

1

опрос

1

тест

1
1

опрос
опрос

1
1

самоконтро
ль
опрос

1

опрос

1

1

1

тест
самоконтро
ль
опрос
опрос

1
1
1

1

самоконтро
ль
опрос

1

тест

1

32

1

3

7класс
№
п/п
1

2

Темаурока

Различныеприродныеявленияи причины
ихвозникновения.Общаяхарактеристика
природных явлений.
Опасныеичрезвычайныеситуации
природногохарактера.Общиепонятияи

всего

Количествочасов
контрольные практические
работы
работы

Виды,формы
контроля

1

опрос

1

тест

3
4

5

6
7

8
9

10
11
12
13

14
15

16
17

определения.
Землетрясение.Причинывозникновения
землетрясенияивозможныепоследствия.
Защита населения от последствий
землетрясений.Правилабезопасного
поведениянаселенияприземлетрясении
Расположение вулканов на Земле,
извержениевулканов.Последствия
извержениявулканов.Защитанаселения
Оползнииобвалыих последствия.
Защитанаселения
Ураганыибури,причиныих
возникновения,возможныепоследствия.
Защита населений от последствий
ураганов и бурь. Смерчи
Наводнения.Видынаводненийи их
причины.
Защита населения от последствий
наводнений.Рекомендациинаселениюпо
действиям при угрозе и во время
наводнения.
Селиииххарактеристика.Защита
населенияотпоследствийселевых
потоков.
Цунамиииххарактеристика. Защита
населенияот цунами
Снежныелавины
Лесныеиторфяныепожарыиих
характеристика.Профилактикалесныхи
торфяных пожаров, защита населения.
Инфекционнаязаболеваемостьлюдейи
защита населения. Эпизоотии и
эпифитотии.
Терроризмифакторырискавовлечения
подростка в террористическую и
экстремистскуюдеятельность
Психологическаяуравновешенность.
Стрессиеговлияниена человека.
Общиеправилаоказанияпервойпомощи.
Общиеправилатранспортировки
пострадавшего.

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

1

тест

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1
1

тест
опрос

1

опрос

1

опрос

1

опрос

1

1

17

2

опрос

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
1. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под
редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия
образования, издательство «Просвещение»
2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под
редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия
образования, издательство «Просвещение»
3. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под
редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия
образования, издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7—9
классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б.
О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — 2-е изд. — М. : Просвещение,
2017.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru);
2. Основыбезопасностижизнедеятельности(http://www.school-obz.org);
3. Российскаяэлектроннаяшкола(resh.edu.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.