Рабочая программа к АООП УО Биология 7-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского МО
МОУ "Рудновская ООШ"

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Хайруллина С.К.
Приказ №84-ОД
от «01» сентября 2025 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Биология»
(для 7 -9 классов)

с.Рудное
2025
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 8
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................... 12
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 21

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 7 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в
год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем
мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Задачи обучения:
−

формирование элементарных научных представлений о компонентах живой

природы: строении и жизни растений;
−

формирование умений и навыков практического применения биологических

знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для
решения бытовых и экологических проблем;
−

формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать

экологическому,

эстетическому,

физическому,

санитарно-

гигиеническому

воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−

развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,
3

сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе

определяет

следующие задачи:
−

формирование у обучающихся представлений об особенностях природы,

условиях произрастания разных видов растений;
−

формирование представлений об органах цветкового растения; их значении в

жизни растений;
−

формирование представлений о группах растений по месту их произрастания,

особенностях их внешнего строения, биологических особенностях, практическом
применении растений;
−

формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и

узнавать в природе изученные культурные и дикие виды растений;
−

формирование умения применять полученные знания и сформированные

умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады);
−

формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между

природными компонентами, природой и человеком.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 33 учебные недели

и

составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира,
воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее
сохранность.
Задачи обучения:
−

формирование элементарных научных представлений о компонентах

живой природы: строении и жизни животных;

4

−

формирование

умений

и

навыков

практического

применения

биологических знаний: ухода за домашними животными, использование
полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем;
−

формирование

навыков

правильного

поведения

в

природе,

способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−

развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,

сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим
понятиям,

понимать

причинно-следственные

зависимости,

расширять

лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет
следующие задачи:
−

формирование элементарных научных представлений о поведении,

образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных;
−

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом

животных;
−

формирование умений называть признаки сходства и различия между

группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем
мире, фотографиях, рисунках;
−

формирование умений описывать особенности внешнего вида разных

групп животных;
−

формирование умений применения практических

знаний: уход за

животными;
−

формирование навыков правильного поведения в природе;

−

использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в

окружающей природе;
−

формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и

явления, понимать причинно-следственные зависимости.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 9 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в
5

год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире,
умения ориентироваться в окружающей среде, использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Задачи обучения:
−

формирование элементарных научных представлений о компонентах живой

природы: строении и жизни своего организма;
−

формирование умений и навыков практического применения биологических

знаний: ухода за своим организмом, использование полученных знаний для решения
бытовых

использованию знаний для решения бытовых, медицинских и

экологических проблем;
−

формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать

экологическому,

эстетическому,

физическому,

санитарно-

гигиеническому

воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−

развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,

сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе

определяет

следующие задачи:
−

формировать элементарные научные представления о строении организма

человека и его здоровье;
−

учить практическому применению биологических знаний: формировать умения

ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
−

формировать навыки правильного поведения в природе;
6

−

научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного

поведения, поведению в окружающей природе;
−

учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать

причинно-следственные зависимости.

7

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7 классе с
раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы не по семействам,
а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для
понимания

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как
«Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения».
Основными организационными формами работы на уроке биологии являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих
методов:
−

объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет,

а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
−

репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

−

метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и показ пути

ее решения);
−

частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению

проблемы);
−

исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся самостоятельно

исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов; в ходе
проведения экскурсий).

Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми

знаниями

и

навыками,

учит

использованию

биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала
позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к
8

практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места
обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинноследственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни
животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и
неживой природой, формированию практических умений (уход за животными,
соблюдение санитарно-гигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся

знакомятся с внешним видом

дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом
жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.
Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой
обитания, с представителями речных и морских рыб.
В разделе «Земноводные» обучающиеся

знакомятся с общими признаками

земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками
пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание,
дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками,
разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими
признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных
млекопитающих.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст
9

возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять
коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать
мышление и речь.

В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»«Человек», где

человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные

системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов
(питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение).
Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала
в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека.
Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах
оказания доврачебной помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по
данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше
внимания во внеурочное время.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от
теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным
учётом значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных
компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих
методов:
−

объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет,

а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
−

репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
10

−

метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

−

частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению

проблемы)
−

исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют

при проведении лабораторных

и практических работ, опытов, самонаблюдений,

описания особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения
экскурсий)

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс

III.
Личностные:


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на
пришкольном участке;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и неживой природе;


формирование бережного отношения к истории и культуре других народов,

природным и культурным достопримечательностям страны;


принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, участия в

пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе;


формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту, гармонию

окружающей природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
−

узнавать и называть объекты неживой и живой природы;

−

называть

общие

признаки

изученных

групп

растений,

условия

их

произрастания;
−

описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные

части цветкового растения;
−

использовать биологические знания в повседневной жизни;

−

выполнять совместно с учителем практические работы;

−

владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях контакта с

ядовитыми видами растений;
−

соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.

Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
12

− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
− выполнять

практические

работы

самостоятельно

или

предварительной

(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и
тестовых заданий.

При оценке предметных результатов учитывается уровень

самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
8 класс
Личностные:

воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов,
природным и культурным достопримечательностям страны:


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

осознание

необходимости

охраны

природы,

сохранения

многообразия

мира

животных;


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование
доступных информационных технологий для коммуникации;

13



воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть

красоту, гармонию окружающей природы;


овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной

гигиены, используемыми в повседневной жизни;


сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними
питомцами;


сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода

за животными на ферме и дома;


сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
−

иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;

−

знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и

различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
−

знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в

природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
−

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные

программой;
−

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях

(уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком;

14

− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
− выполнять

практические

работы

самостоятельно

или

предварительной

(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
9 класс
Личностные:


сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом

жизнеобеспечении:

правильном

питании,

соблюдении

гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и
отдыха, профилактических прививках;


овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной

жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ
своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов;
телефонов экстренных служб и лечебных учреждений;


сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в

его органичном единстве природной и социальной части;


сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
15



сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и
солнечных ударах, пожилым людям.


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;



принятие готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:
Минимальный уровень:
−

иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы,

организма человека;
−

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавание

и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
−

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила

поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
−

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные

программой;
−

описывать особенности состояния своего организма;

−

знать названия специализации врачей;

−

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях

(уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной
помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
16

− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений и животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных органов в
организме человека;
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние
зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
− выполнять

практические

работы

самостоятельно

или

предварительной

(ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание
доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:


0 баллов - нет фиксируемой динамики;
17



1 балл - минимальная динамика;



2 балла - удовлетворительная динамика;



3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:

Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
−
показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
−

умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании

фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации;
−

не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала,

при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
−

показывает знания всего изученного программного материала;

−

умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании

фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи, применять полученные знания на практике;
−

допускает

незначительные

(негрубые)

ошибки

и

недочеты

при

воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
−

показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне

минимальных требований;
−

умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при

ответах на видоизмененные вопросы;

18

−

допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении

изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по
биологии.
Оценка «5»:
−

правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

−

полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

−

четко и правильно даны определения;

−

вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»:
−

наблюдение проведено самостоятельно;

−

частично раскрыто основное содержание материала;

−

в

основном

правильно

даны

определения,

но

допущены

нарушения

последовательности изложения;
−

вывод неполный.

Оценка «3»:
−

наблюдение проведено с помощью учителя;

−

усвоено основное содержание материала;

−

определения понятий нечеткие;

−

допущены ошибки и неточности в выводе.

−

наблюдение проведено с помощью учителя;

−

усвоено основное содержание материала;

−

определения понятий нечеткие;

−

допущены ошибки и неточности в выводе.

Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
−

обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
19

−

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится если:
−

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной

негрубой ошибки и одного недочета;
−

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух

недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
−

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более

двух грубых ошибок;
−

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более

одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
−

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более

двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.

20

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Тема

№
урока

Количест
во часов

Тема 1. Изучаем живую природу 2ч.
1.

Многообразие растений.

1ч

2.

Значение растений и их охрана.

1ч

Тема 2. Знакомство с цветковыми растениями 2ч.
3.

Внешнее строение цветкового растения.

1ч

4.

Лабораторная работа. Органы цветкового растения

1ч

Тема 3. Цветок. Плод 5ч.
5.

Цветки и соцветия Лабораторная работа. Строение цветка

1ч

6

Опыление и оплодотворение

1ч

7.

Разнообразие плодов и семян

1ч

8.

Распространение плодов и семян.

1ч

9.

Экскурсия. В природу осенью.

1ч
Тема 4. Семя 5ч.

10.

Строение семян

1ч

11.

Лабораторная работа. Строение семени двудольного растения.

1ч

12.

Лабораторная работа. Строение семени однодольного растения

1ч

13.

Условия, необходимые для прорастания семян

1ч

14.

Всхожесть семян

1ч
Тема 5. Корень 4ч

Разнообразие и значение корней

1ч

16.

Корневые системы

1ч

17.

Строение корня

1ч

18.

Видоизменения корней

1ч

15.

Тема 6. Лист 6ч.
19.
20.

Внешнее строение листа

1ч

Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев.

1ч
21

21.

Значение листьев в жизни растений

1ч

22.

Испарения воды листьями

1ч

23.

Дыхание растений

1ч

24.

Листопад и его значение

1ч
Тема 7 Стебель 5 ч

25.

Строение и значение стебля

1ч

26.

Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами

1ч

27.

Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов.

1ч

28.

Взаимосвязь органов растения

1ч

29.

Взаимосвязи растений с окружающей средой.

1ч

30.

Мхи. Кукушкин лен

1ч

31.

Торфяной мох сфагнум

1ч

32.

Папоротники

1ч

33.

Голосеменные растения

1ч

34.

Ель и сосна – хвойные растения

1ч

Экскурсия. В природу зимой

1ч

Тема 8. Многообразие растений.6ч.

35.

Тема 9. Многообразие покрытосеменных растений 18ч.
36.

Покрытосеменные (цветковые)
двудольных растений

растения

Различия

однодольных

и

1ч

37.

Однодольные растения. Семейство Злаки

1ч

38.

Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень

1ч

39.

Злаки – овес, кукуруза

1ч

40.

Однодольные растения. Декоративные лилейные растения

1ч

41.

Однодольные растения. Овощные лилейные растения

1ч

42.

Лабораторная работа. Строение луковицы.

1ч

43.

Двудольные растения. Семейство Паслёновые

1ч

44.

Картофель – пищевое пасленовое растение

1ч

45.

Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.

1ч

46.

Томаты, баклажаны и перец – овощные культуры .

1ч

47.

Двудольные растения. Семейство Бобовые

1ч
22

48.

Кормовые бобовые растения

1ч

49.

Двудольные растения. Семейство Розоцветные

1ч

50.

Особенности выращивания садовых растений

1ч

51.

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод

1ч

52.

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные

1ч

53.

Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение

1ч

Тема 10. Многообразие бактерий и грибов 4ч.
54.

Разнообразие и размножение бактерий

1ч

55.

Значение бактерий в природе и в жизни человека

1ч

56.

Строение и размножение грибов

1ч

57.

Разнообразие грибов

1ч

Тема 11. Практические работы с комнатными и садовыми растениями 4ч.
58.

Выращивание комнатных растений

1ч

59.

Работа на пришкольном участке, в саду

1ч

60.

Растение – живой организм

1ч

61.

Экскурсия. В природу весной.

1ч

Тем 12. Охрана природы. Повторение.7ч.
Растения Красной книги Свердловской области

1ч

63.

Значение растений и их охрана.

1ч

64.

Особо охраняемые памятники природы Ирбитского района

1ч.

6566.

Обобщение и повторение по темам «Многообразие растений. Мир
бактерий, мир грибов».

2ч

62.

Всего:

66ч.
8 класс
Тема

№
урока

Количество
часов

Тема 1. Введение 3ч.
1.

Многообразие животного мира.

1ч.

2.

Значение животных в природе и жизни человека

1ч.

3.

Общая характеристика беспозвоночных.

1ч.

Тема 2. Беспозвоночные животные 10ч.
23

4.

Дождевой червь

1ч.

5.

Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы

1ч.

6.

Черви-паразиты. Бычий цепень. Печёночный сосальщики.

1ч.

7.

Общая характеристика насекомых.

1ч.

8.

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1ч.

9.

Яблонная плодожорка. Бабочка-капустница

1ч.

10.

Майский жук. Комнатная муха

1ч.

11.

Медоносная пчела

1ч.

12.

Значение пчел в природе и жизни человека.

1ч.

13.

Тутовый шелкопряд.

1ч.
Тема 3 . Позвоночные животные -45ч.

14

Общая характеристика позвоночных животных.

1ч.

15.

Местообитание и внешнее строение рыб.

1ч.

16.

Внутреннее строение рыб.

1ч.

17.

Размножение и развитие рыб.

1ч.

18.

Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб.

1ч.

19.

Щука.

1ч.

20.

Окунь.

1ч.

21

Общая характеристика земноводных.

1ч.

22

Внешнее строение лягушки.

1ч.

23

Внутреннее строение лягушки.

1ч.

24

Размножение и развитие лягушки.

1ч.

25

Жаба. Значение и охрана земноводных.

1ч.

26.

Общая характеристика пресмыкающихся.

1ч.

27.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1ч.

28.

Змеи.

1ч.

29.

Значение и охрана пресмыкающихся.

1ч.

30.

Внешнее строение птиц.

1ч.

31.

Внутреннее строение птиц.

1ч.

24

32

Размножение и развитие птиц.

1ч.

33.

Питание птиц.

1ч.

34.

Птицы леса.

1ч.

35.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1ч.

36.

Хищные птицы.

1ч.

37.

Водоплавающие птицы.

1ч.

38.

Птицы, обитающие возле жилья человека.

1ч.

39.

Домашние птицы. Птицеводство.

1ч.

40.

Значение и охрана птиц.

1ч.

41

Общая характеристика млекопитающих.

1ч.

42.

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

1ч.

43.

Грызуны.

1ч.

44.

Белка.

1ч.

45.

Бобр.

1ч.

46.

Домовая мышь.

1ч.

47.

Зайцеобразные.

1ч.

48.

Хищные звери.

1ч.

49.

Волк.

1ч.

50.

Медведь.

1ч.

51.

Лев. Тигр. Рысь.

1ч.

52.

Собака. Кошка

1ч.

53.

Пушные звери.

1ч.

54.

Ластоногие.

1ч.

55.

Китообразные.

1ч.

56.

Копытные животные.

1ч.

57.

Кабан, или дикая свинья.

1ч.

58.

Лось.

1ч.
Тема 4. Сельскохозяйственные животные 10ч.

59.

Корова.

1ч.

60.

Овца.

1ч.
25

61.

Верблюд.

1ч.

62.

Северный олень.

1ч.

63.

Свинья.

1ч.

64.

Лошадь.

1ч.

65.

Обезьяны.

1ч.

66.

Значение и охрана млекопитающих.

1ч.

Всего:

66ч.
9 класс

№
урока

Тема

Количество
часов

Тема 1. Общий обзор организма человека (3 часа)
1.

Человек -биосоциальное существо. Место человека среди млекопитающих.

1ч

2.

Организм человека. Органы и системы органов.

1ч

3.

Клетка. Органоиды клетки.

1ч

Тема 2. Опора тела и движение (15 часов)
4.

Значение опорно-двигательной системы человека.

1ч

5.

Состав и строение костей.

1ч

6.

Скелет головы: череп.

1ч

7.

Скелет человека: грудная клетка; тазовые кости ; позвоночник.

1ч

8.

Скелет верхних и нижних конечностей.

1ч

9.

Подвижные и неподвижные соединения костей.

1ч

10.

Первая помощь при ушибах вывихах и растяжениях.

1ч

11.

Вредное влияние курения и алкоголя на опорно-двигательную систему.

1ч

12.

Опорно-двигательная система и её значение для человека.

1ч

13.

Опорно-двигательная система.

1ч

14.

Основные группы мышц.

1ч

15.

Работа мышц.

1ч

16.

Осанка и здоровье человека.

1ч

17.

Значение физических упражнений и правильного формироваания скелета
мышц

1ч

18.

Повторение. Опорно-двигательная система человека.

1ч

Тема 3. Кровь и кровообращение (7 часов)
19.

Значение крови и её состав

1ч

20.

Строение и работа сердца

1ч

21.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1ч

22.

Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и при физической нагрузке.

1ч

23.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

1ч

Первая помощь при

26

кровотечениях

24.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и
сосуды

1ч

25.

Повторени. Кровь и кровообращение.

1ч

26.

Значение дыхания. Органы дыхания

1ч

27.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

1ч

28.

Дыхательные движения

1ч

29.

Болезнь органов дыхания и их предупреждения

1ч

30.

Гигиена дыхания. Искусственное дыхание

1ч

31.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение объёма грудной
клетки

1ч

32.

Повторение. Дыхательная система человека.

1ч

33.

Значение и состав пищи.

1ч.

34.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1ч.

35.

Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости .

1ч.

36.

Пищеварение в в желудке.

1ч.

37.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1ч.

38.

Уход за зубами и ротовой полостью.

1ч.

39.

Гигиена и нормы питания.

1ч.

40.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1ч.

41.

Пищевые отравления.

1ч.

42.

Вредное влияние курения и алкоголя на пищеварительную систему.

1ч.

43.

Повторение. Пищеварительная система человека.

1ч.

44.

Значение выделения.Строение почек.

1ч.

45.

Предупреждение заболеваний органов выделительной системы.

1ч.

46.

Значение и строение кожи.

1ч.

47.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

1ч.

48.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

1ч.

49.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

1ч.

50.

Первая помощь при ожогах, обморожении.

1ч.

51.

Закаливание организма.

1ч.

52.

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1ч.

53.

Повторение. Кожа и выделительная система.

1ч.

Тема 4. Дыхание (7 часов)

Тема 5. Пищеварение (11 часов)

Тема 6. Мочевыделительная система ( 10 часов)

Тема 7. Нервная система (8 ч.)

54.

Значение и строение нервной системы.

1ч.

55.

Спинной мозг и его значение.

1ч.
27

56.

Головной мозг и его значение.

1ч.

57.

Режим дня, гигиена труда.

1ч.

58.

Сон и его значение.

1ч.

59.

Нарушения нервной деятельности.

1ч.

60.
61

Влияние курения и алкоголя на нервную систему
Нервная система (обобщение)
Тема 8. Органы чувств (5 ч.)

1ч.
1ч.

62.

Значение органов чувств.

1ч.

63.

Орган зрения.

1ч.

64.

Орган слуха.

1ч.

65.

Гигиена слуха, гигиена зрения.

1ч.

66.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1ч.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».