Рабочая программа к АООП УО Введение в обществознание

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Рудновская ООШ»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Хайруллина С.К.
84-од от
«01» сентября 2025 г.

Рабочая программа
учебного предмета
Введение в обществознание
9 класс
вариант 1 АООП

с. Рудное 2025

I Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по обществознанию составлена на основе Программы
специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 1 сб./ Под ред. В. В.
Воронковой: 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013. – 192 с., допущенной Министерством
образования Российской Федерации.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе - 23 часа, из них на 6 уроках в качестве
фрагментов проводятся практические работы.
Глава 3. Человек и природа -11 часов, из них на 2 уроках в качестве фрагментов проводятся
практические работы.
Контрольная работа, тест – 1 час.
Итоговое тестирование – 1 час.
Для коррекционных школ учебников по обществознанию не издано, однако учитель
использует в своей работе учебник 7 класса для общеобразовательных организаций с
приложением на электронном носителе под ред. Л.Н. Боголюбова (Л.Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. Наук, Российская академия образования, изд-во
Просвещение». – М.: Просвещение, 2014, 2-е изд. – 159 с.), Конституция РФ, схемы, таблицы,
материалы СМИ. По итогам учебных четвертей и учебного года учащимся выставляются отметки.
При прохождении каждой темы проводится контроль знаний и умений в форме практических и
контрольных работ, а также тестирования.
Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащегося путём
повышения его правовой, этической и экономической грамотности, создающей основу для
безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских
обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи курса обществознания:
Образовательные:
1. Организовывать усвоение учащимися теоретических знаний о современной политической,
экономической жизни людей, экологии.
2.Создавать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля,
олицетворяющего данный период истории.
3.Формировать умение выражать свои мысли обществоведческими терминами, что будет
способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.
4.Создавать на уроке условия для повышения самостоятельности учащихся и
способствующие их активности в усвоении знаний (опора на уже имеющиеся знания, жизненный
опыт).
5. Вырабатывать навык работы с документами, справочными материалами.
Коррекционно-развивающие:
1.Корректировать и дополнять представления по обсуждаемым вопросам.
2.Активизировать поисково-познавательную, речевую деятельность, внимание, умение
самостоятельно работать с текстом.
3.Развивать различные виды мышления (наглядно-образного, словесно-логического).
4.Корректировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.
5.Расширять представления об окружающем мире и обогащать обществоведческими
терминами словарный запас.
6.Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
Воспитательные:
1.Способствовать социальной адаптации учащихся.
2. Воспитывать уважение к законам государства.
2

3. Воспитывать чувство патриотизма.
Основными формами и методами обучения являются чтение и анализ статей учебника,
Конституции РФ, материалов СМИ, индивидуальных и групповых заданий, составление схем,
таблиц, тестирование, сюжетно-ролевые игры, беседы.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом
особенностей его освоения обучающимся
Школьники проходят важный рубеж своего социального взросления, когда они получают
паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях,
наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет
«Обществознание» даёт им две необходимую на этом рубеже социализации тему. Это «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на
формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных
норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о
необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка.
Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского
долга. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и
правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во
взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских
общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы
выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у
учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет
реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций.
Программа по обществознанию призвана помочь выпускникам осуществить осознанный выбор
путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
III. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета обществознание отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные
недели).
IV. Результаты освоения учебного предмета
Программа по учебному предмету обществознание обеспечивает достижение обучающимся
предметных и личностных результатов.
Предметные результаты:
Достаточный уровень
в сфере познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
3

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• умение взаимодействовать, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
Изучение обществознания направлено на получение следующих личностных результатов:
• наличие мотивации и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении
к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
V. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета обществознание включает два раздела: «Регулирование
поведения людей в обществе» и «Человек и природа».
№
I

II

Тема раздела
Регулирование поведения людей в обществе
1 Что значит жить по правилам
2 Права и обязанности граждан
3 Почему важно знать законы
4 Защита Отечества
5 Для чего нужна дисциплина
6 Виновен – отвечай
7 Кто стоит на страже закона
Человек и природа
8 Воздействие человека на природу
9 Охранять природу – значит охранять жизнь
10 Закон на страже природы
Итого

Всего
часов
23
4
3
3
2
4
4
3
11
4
3
4
34

VI Календарно-тематическое планирование учебного предмета обществознание
Приложение 1
Оценочная деятельность (контрольный инструментарий) Приложение 2.
4

VII Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
VI Календарно-тематическое планирование по предмету обществознание Приложение 1
№

Тема раздела, урока

Количест
во
часов

23
4

2

Раздел I Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам.
Многообразие правил.
«Привычка свыше нам дана...»

3
4

Правила этикета и хорошие манеры.
Основные правила поведения в Интернете.

1
1

5
6

Права и обязанности граждан.
Права и свободы человека и гражданина.
Права ребенка и их защита.

3
1
1

7

Нет прав без обязанностей.

1

8

Почему важно соблюдать законы.
Закон устанавливает порядок в обществе.
Закон стремится установить справедливость.
Закон устанавливает границы свободы поведения.

3
1
1
1

Защита Отечества.
Долг и обязанность.
В чем заключается военная служба.

2
1
1

14

Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина общеобязательная и специальная.
Внешняя и внутренняя дисциплина.

4
1
1

15
16

Дисциплина, воля и самовоспитание.
Контрольная работа (тест по теме «Для чего нужна дисциплина»).

1
1

17

Виновен – отвечай.
Законопослушный человек.

4
1

18
19
20
21

Противозаконное поведение.
Закон наказывает.
Основные законы
Кто стоит на страже закона.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Суд осуществляет правосудие.
Полиция.

1
1
1
3
1
1
1

Раздел II Человек и природа
Воздействие человека на природу.
Экология. Что значит «вторая природа».
Вторжение людей в жизнь природы. Бесценный дар или
неисчерпаемая кладовая?

11
4
1
1

1

9
10
11
12
13

22
23
24

25

5

1

26
27
28

Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.
Загрязнение воды и почвы.
Охранять природу – значит охранять жизнь.

29

Что значит относиться к природе по-человечески.

1
1
3
1
1

30
31

Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.
Закон на страже природы.
Природные условия и хозяйство человека.
Природа нуждается в охране. Правила, защищающие природу.
Что может сделать гражданин для защиты природы?

1
4
1
1
1

Контрольная работа. Тестирование «Воздействие человека на
природу».

1

32
33
34

Оценочная деятельность (контрольный инструментарий) Приложение 2.
Критерии оценок
Достаточный уровень
Навык
Отметка
Умеет
1.Знать основные права и обязанности
граждан РФ, виды правовой ответственности

«5»

Самостоятельно
называет,
правильно приводя примеры.
«4»
Называет с ошибками, приводя
примеры с помощью учителя.
«3»
Называет с помощью учителя,
анализируя
предложенные
учителем
примеры.

2.Различать
правонарушения
преступления, натуральное хозяйство
товарное.

и
и

«5»

3.Оформлять
стандартный
бланк
заявления о приёме в учебное заведение и на
работу.

«5»
«4»

4.Знать местонахождение биржи труда,
необходимые для устройства на работу
документы.

«5»

Самостоятельно дифференцирует,
правильно приводя примеры.
«4»
Самостоятельно дифференцирует,
допуская
неточности,
и
приводит
«3» примеры.
Дифференцирует
с помощью
наводящих вопросов учителя.
Самостоятельно заполняет бланк.
Самостоятельно заполняет бланк,
допуская незначительные ошибки.
«3»
Заполняет бланк с помощью
учителя.
Владеет информацией в полном
объеме.
«4»
Допускает мелкие
неточности
ответе.
«3»
Отвечает с помощью учителя.

Программой по учебному предмету обществознание запланировано проведение двух
контрольных работ в форме теста.
Цель: выявление уровня знаний, сформированности навыка по предмету.
6

Задание: ответь на вопросы теста.
Контрольная работа. Тест по теме «Для чего нужна дисциплина»
1.
Что такое дисциплина?
Исполнение правил, установленных государством
Определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам
права и морали или требованиям какой-либо организации
Внутренний самоконтроль
2.
Как называются правила, в соответствии с которыми все организации, государственные
органы, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и
обязанности?
Трудовая дисциплина
Общеобязательная дисциплина
Внешняя дисциплина
3.
Наибольшей строгостью отличается ... дисциплина.
общеобязательная
военная
специальная
4.
Что побуждает людей быть дисциплинированными?
Внешняя и внутренняя дисциплина
Посторонний контроль, угроза наказания или ожидание поощрения
Ясное понимание того, что, почему и как надо делать
5.
Как вырабатывается самодисциплина?
Еженедельными упражнениями и эффективным досугом
Ежедневной постановкой задач по соответствию общепринятым нормам поведения
Выработкой чётких правил поведения, необходимых для формирования какого-либо
качества или привычки, и неукоснительным их соблюдением
6.
Какими привилегиями пользовались командиры отрядов воспитанников детской колонии
А.С. Макаренко?
Неограниченной свободой слова
Они могли наказывать подчинённых за несоблюдение трудовой дисциплины по своему
усмотрению
У них не было никаких привилегий
7.
Что помогает человеку оставаться законопослушным?
Знание всех законов
Чувство природы запретов и ограничений, выработанное привычкой соблюдения
дисциплины
Страх наказания
8.
Какое качество помогает человеку преодолеть слабость и привычку не доводить трудные
дела до конца?
Страх
Воля
Разум
Чувство долга
9.
7

Как называются правила, обязательные только для членов определённой организации?
Трудовая дисциплина
Специальная дисциплина
Внешняя дисциплина
10.
Как проявляется нарушение трудовой дисциплины?
Недобросовестным отношением к труду, неисполнением возложенных трудовых
обязанностей, причинением материального ущерба
Разглашением государственной тайны, хищением имущества
Несоблюдением распорядка дня, отказом от ношения формы, халатностью при выполнении
обязанностей
Тест по теме «Воздействие человека на природу»
1.
Какое понятие по словам писателя Валентина Распутина «звучит на всех языках
одинаково... и выражает вселенскую беду»?
Экология
Землетрясение
Война
2.
Укажите отрицательные последствия развития хозяйственной деятельности человека?
Получение новых знаний
Увеличение производительности
Активное вторжение в жизнь природы
3.
Что означает греческое слово «ойкос», от которого появился термин экология?
Охрана, защита
Дом, жилище, место пребывания
Природа, живое
4.
Куда записывают данные о животных, которых мы никогда больше не увидим?
В Красную книгу
В Чёрную книгу
В Список вымерших животных
5.
Что из перечисленного не относится к исчерпаемым богатствам Земли?
Нефть
Вода
Золото
6.
Какой русский ученый попытался своими трудами заставить людей задуматься об
отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду?
Менделеев
Вернадский
Бутлеров
7.
Какой фактор вызывает загрязнение атмосферы?
Извержение вулкана
Использование двигателей внутреннего сгорания
Сжигание топлива
Все перечисленное
8.
Какая часть биосферы «страдает» от рук человека?
8

Воздух
Почва
Вода
Все перечисленное
9.
Что появляется из-за промышленного загрязнения воздуха?
Пожары
Смог
Отравление
10.
Что такое биосфера?
Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км
Оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Водная оболочка Земли
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплект
1 Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова. М.- Просвещение, 2015 г.
2Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова,
Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс»/ А.С. Митькин.-2 –е изд., стереотип.- М.:
Издательство «Экзамен»,2014.-111.
Литература для учителя:
1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. —
М., 2008.
2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
1. И. Кравченко. - М., 2008.
4. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Технические средства:
-персональный компьютер (ноутбук);
Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам, кроссворды,
таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);
-портреты известных исторических личностей;
-демонстрационные схемы, планы уроков.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».