МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84-од
от 01.09. 2025г.
Рабочая программа
учебного предмета «Мир вокруг»
для обучающихся 2-4 классов
с интеллектуальными нарушениями
с. Рудное, 2025
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Мир вокруг» для 24 класса реализуется исходя из особенностей психического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся.
Цель изучения курса:
Основная цель курса «Мир вокруг» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой
природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать знания учащихся о природе своего края;
формировать
первоначальные
сведения
о
природоохранительной
деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к
природе.
Общая характеристика учебного предмета «Мир вокруг»
Учебный предмет «Мир вокруг» является специфическим для обучения
школьников с интеллектуальными нарушениями. Его введение в учебный план
обусловлено значительным отставанием таких первоклассников в общем и
речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У
учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые
при обучении другим учебным предметам, расширяется и
представление о непосредственно окружающем мире, они
обогащается
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать
элементарные
выводы,
устанавливать
несложные
причинно-
следственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Курс
«Мир
вокруг»
нарушениями является
для
обучающихся
начальным
с
интеллектуальными
звеном
формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся
младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и
живой природе. «Природоведение», «География», «Биология»: предметы из
образовательной
области
«Естествознание» обеспечивают
формирование
личностных, регулятивных и познавательных учебных действий. В процессе
изучения
окружающего
мира,
природы
у
учащихся
формируются
и
систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных
изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и
т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость
природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе
по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их
познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть
прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять
природу.
При отборе содержания курса «Мир вокруг» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально
волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа
естествоведческим
обеспечение:
реализует
дисциплинам,
современный
который
взгляд
выдвигает
на
на
обучение
первый
план
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
с
предметами
познания,
по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через
взаимодействие
устными,
с
различными
словом,
печатным
носителями
иллюстрациями,
информации:
практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в
совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации
предметами
знаний
познания
и
в
накоплению
игровой,
опыта
взаимодействия
коммуникативной
и
с
учебной
деятельности;
постепенного
усложнения
содержания
предмета:
расширение
характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир вокруг» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Содержание дисциплины «Мир вокруг» базируется на знакомых детям
объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно
углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и
другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс
элементарного природоведения в младших классах (2 - 4 кл.) специальной
школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных
дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную
систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом
преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее
дополнять их новыми сведениями.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом
беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать
на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на
классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в
естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных
чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках
знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы
побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их
речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Мир вокруг» использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой
практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового
обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к
рационально-научному
и
эмоционально-ценностному
постижению
окружающего мира.
Контроль
достижения
обучающимися
уровня
государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и
итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и
практические работы.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения»,
«Неживая
природа»,
«Живая
природа»,
«Безопасное
поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий
для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми
объектами и явлениями.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение учебного курса «Мир природы и человека» отведено 170 ч. Во 2
классе 3 часа в неделю, в 3,4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели
в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Мир вокруг»
Ценностные ориентиры изучения курса
«Мир вокруг» в целом
ограничиваются ценностью истины. Но в результате освоения предметного
содержания
предлагаемого
предполагается
образовательные,
развитие
курса
«Мир
жизненно-важных
воспитательные
и
вокруг»,
у
обучающихся
компетентностей,
коррекционно-развивающие
поэтому
задачи
обучения решаются комплексно, как следствие, расширяется набор ценностных
ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования
живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков, но
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Мир вокруг»
Личностными результатами изучения учебного предмета «Мир природы
и человека» является формирование следующих умений:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие
и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни
Метапредметные результаты
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
взаимодействия
с
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать
с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением
большинства
в
конфликтных
или
иных
ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видео-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; рассказывать; составлять рассказы
работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание
и
называние
изученных
объектов
на
иллюстрациях,
фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видеородовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости
его выполнения;
знание
основных
правил
личной
гигиены
и выполнение
их
в
повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира
в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля),
оценка
своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание учебного курса «Мир вокруг» в 2-4 классе
I. Сезонные изменения в неживой природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природ
(температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года.
Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив,
ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разные времена года. Сад, огород, поле, лес в
разные времена года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Труд людей города и села в разные времена года.
II. Неживая природа
Неживая природа. Воздух и его значение. Термометр. Измерение
температуры.
III. Живая природа
Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и
дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание
человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за
растениями поля, их значение в жизни человека. Строение растений поля
(корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка). Влияние сезонных изменений
на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные. Разведение человеком домашних животных, уход
за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: куры,
гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие
птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними
уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные
насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые вредители.
Человек
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека
о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и
исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Поурочное планирование 2 класс (102 часа)
№ п/п Тема урока
1-3
4-6
7-9
10-12
13-16
17-19
20-22
23-25
26-28
29-31
32-34
35-37
38-40
41-43
44-46
Моя школа. Охрана здоровья и безопасное поведение в
школе и классе
Сентябрь
Апельсин и лимон
Огурец и помидор
Овощи и фрукты
Смородина малина
Октябрь
Охрана здоровья и безопасное поведение. Переход улицы по
пешеходному переходу
Ноябрь
Семья. Дом. Квартира
Помощь детей родителям. Охрана здоровья и правила
безопасного поведения дома. Горячая и холодная вода
Тело человека. Гигиена
Правила здорового образа жизни и безопасное поведение
Обувь. Уход за обувью
Декабрь
Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать если
47-49
встречаешь незнакомого человека
50-52
Январь
53-55
Герань и монстера. Комнатные растения
56-58
Белка
59-61
Снегирь и дятел
62-64
23 февраля - День защитника Отечества
65-67
Февраль
68-70
Коза и курица
71-73
Курица
74-76 Март
77-79
Охрана здоровья и безопасное поведение. Аптека
80-82
Общественный транспорт. Автобус. Троллейбус
86-88 Вода и почва
89-91 Камни, песок и глина
Количество
часов
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
92-94
95-97
98-99
100
101102
Апрель
Растения весной
Шмель и бабочка
Май
Охрана здоровья и безопасное поведение
летом. Повторение за год
3
3
2
1
2
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тема урока
1
Летние каникулы
Осенняя экскурсия
Количество
часов
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Овощи: картофель
Овощи: капуста
Овощи: свекла
Бахчевые культуры: арбуз, дыня
Ягоды: малина, земляника
Растения на клумбах: астры, ноготки
Дорога в школу
Транспорт
11
Правила дорожного движения
12
Посуда, виды посуды
13
Декабрь – первый месяц зимы (экскурсия)
14
Одежда
15
Обувь и уход за ней
1ё6
Зимующие птицы: снегирь
17
18
Зимующие птицы: синица
Перелетные птицы: грач
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
1
Перелетные птицы: скворец
1
Домашние птицы: курица
Домашние птицы: утка
Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
Домашние животные: коза
1
Дикие животные: ёж
1
Дикие животные: медведь
Растения и животные весной (экскурсия)
Комнатные растения: герань, традесканция
1
1
1
Насекомые: муравей
1
Насекомые: муха
1
Глаза – органы зрения
Органы слуха – уши и уход за ними
Орган обоняния – нос
1
1
32
33
34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Орган осязания – язык
1
Зубы
4 класс (34 часа)
Тема урока
Времена года: лето. Начало осени. Сбор урожая.
Овощи
Сбор урожая: Фрукты, ягоды
Грибы
Сентябрь - начало осени
Полевые растения: рожь, кукуруза, овес
Полевые растения и их использование
Город. Поведение в городе
Село, деревня. Правила дорожного движения
Жизнь и быт школьника. Квартира
Комната
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мебель
Посуда. Быт школьника: посуда и уход за ней
Сезонные изменения в природе. Погода и природа зимой
Охрана здоровья и отдых зимой
Растения зимой: хвойные
Домашние животные зимой: корова
Домашнее животное - лошадь и уход за ней
Дикие животные: лось, олень
Домашние птицы: гусь, индюк. Домашние птицы: лебедь и гусь
Труд людей зимой
Зимующие и перелетные птицы
Голубой март
Все мы - звенья одной цепи
Человек - часть природы
Как я познаю окружающий мир
Здоровье человека
Наше питание
Наш сон
Наше общение
Вредные и полезные насекомые
Рыбы. Земноводные
Май - конец весны.
Итоги года
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1