РП ДО Школьный хор 2025-2026 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудновская основная общеобразовательная школа»
(МОУ «Рудновская ООШ»)

Утверждаю:
Директор МОУ «Рудновская ООШ»
_______________С. К. Хайрулина
Приказ№ 84-од от 01.09.2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ХОР»

Автор-составитель:
Вахренева Галина Николаевна

с. Рудное 2025

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» ………….3
1.1 Пояснительная

записка ……………………………………………. 3

1.2 Цель и задачи ………………………………………………………. 6
1.3 Содержание

программы ……………………………………….…… 6

1.4 Планируемые

результаты …………………………………………

6

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ….…7
2.1 Учебный

план ……………………………………………………... ..7

2.2. Календарный учебный график ……………………………….…... 7
2.3 Рабочие программы учебных курсов

…………………………….… 8

2.4. Методическое обеспечение программы ……………….……….…9
Раздел 3. Комплекс форм аттестации ……………………………..….….10
3.1. Форма аттестации и оценочные материалы ……………….……..…10
3.2.Оценочные материалы ………………………………………………...
Литература и электронные образовательные ресурсы …………………11
Приложение 1 Рабочая программа учебного курса «Школьный хор» ….12

2

Раздел№1.«Комплекс основных характеристик
программы»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
хор» имеет художественную направленность.
Актуальность заключается в том, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой
к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть вокальнохоровыми умениями и навыками,
мореализоватьсявтворчестве,научитьсяголосомпередаватьвнутреннееэмоциональное
состояние.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые
сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного
возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в
ней представлена структура педагогического воздействия на формирование
певческих навыков обучающихся последовательности,сопровождающая систему
практических занятий.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в последнее время
вовсеммиренаметиласьтенденциякухудшениюздоровьядетскогонаселения.Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немало
важную задачу–
оздоровительную.Пениеблаготворновлияетнаразвитиеголосаипомогаетстроить
плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное
средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового
пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей
с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа
обеспечиваетформированиеуменийпевческойдеятельностиисовершенствованиеспец
иальныхвокальныхнавыков:певческой установки, звукообразования, певческого
дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической
ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительной особенностью программы заключаются в том, что данная программа
3

предусматривает личностно-ориентированный подход к воспитанникам через
интеграцию разных видов деятельности, в основе которых заложены следующие
основные принципы:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), ) и детей;
Программа, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного
возраста,

специфику

его

вокально-хорового

развития,

предусматривает

практическое усвоение комплекса репертуарного материала, необходимого в
будущей вокальной деятельности.
Адресат: учащиеся 7 - 17 лет. Учебная нагрузка планируется в соответствии с
возрастными

и

индивидуальными

возможностями

ребенка.

Количество

учащихся:15человек.
Вид программы – базовый. Объем программы–51 час.
Кол-во часов в

Кол-во недель в году

Всего часов в год

34

51

неделю
1ч 30 мин

Срок реализации программы – 1 год Форма обучения – очная.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 академических часа.
Продолжительность занятий–40минут.
Особенности организации образовательного процесса: состав группы постоянный.
Виды занятий по организационной структуре–групповые.
4

1.2. Цель и задачи
Цель программы – приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить
пению и развивать певческие способности.
Задачи:
обучающие:
- формировать голосовой аппарат,
углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни.
развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный, интонационно-ритмический
слух, чувство ритма, интонацию, эмоционально-чувственную сферу,
художественный и эстетический вкус обучающихся;
развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую
активность детей
воспитательные: воспитывать любовь к пению, к родному языку и поэзии,
музыкально-образное мышление.
создать

благоприятного психологического

климата,

направленного

на успехи формирование основ сценической культуры.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№ Наименование разделов/тем

1 Вводное занятие.

Количество часов

Всег Теори
о
я
Модуль «Основы
хора»
3
2

2 «Пение как вид искусства»

4
5

2

Практи
ка
1
2

3 «Музыкальные термины и
понятия»
4 «Развитие ритмического слуха»

4

2

2

4

2

2

5 «Развитие певческих
способностей»
Итого

5

2

3

20

1
0

1
0

6 «Средства музыкальной
выразительности»

Модуль «Хоровое
пение»
15
5

7 «Концертная деятельность»

15

5

8 Итоговоезанятие

1
31
51

10
20

1
0
1
0
1
21
31

1.4.Планируемые результаты:
предметные:
-сформирован голосовой аппарат,
- Получены

знания в области классической, народной и эстрадной песни.

метапредметные:
-

Развиты вокально-хоровые навыки, музыкальный,

интонационно-ритмический слух, чувство ритма, интонацию,
эмоционально-чувственную сферу, художественный и
эстетический вкус обучающихся;
-

Развиты навыки сольного и ансамблевого исполнения; развита
творческую активность детей

личностные:
- воспитана любовь к пению, к родному языку и
поэзии, музыкально-образному мышлению,
- Создан благоприятный психологический климат,
направленный на успех и формирование основ сценической
культуры.
6

№
п/
п
1.
2.

Раздел№2.«Комплекс организационнопедагогических условий»
2.1.Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика
Моду
ль
Основы хора.
20
10
10
Хоровое пение.

31

10

21

Итого по программе:

51

20

31

Календарный учебный план.
Освоение Программы организовано в соответствии с календарным
учебным графиком МОУ «Рудновская ООШ» на 2025-2026 учебный
год:
1. Начало учебного года:
1сентября 2025 года.
Окончание учебного года:
26мая 2026 года (1-8классы),
31мая 2026 года (9класс),
2. Продолжительность учебного года:
в1классах–33учебныхнедели,
в2–9,классах–34учебныхнедели,
3. Сроки и продолжительность учебного года по четвертям:
I четверть:
С 01сентября по 24 октября 2025г.(8учебныхнедель),
II четверть:
С 3 ноября по 30 декабря 2025 г.(8учебныхнедель),
III четверть:
С 12 января по 27 марта 2026 г.(11учебныхнедель,1класс–10 учебных
недель),
IV четверть:
с 06 апреля по 26 мая 2026 г.(7 учебных недель 2–9 классы),
Июнь-август–по
графику
летняя
учебная
практика
в
соответствии с основными образовательными программами (указать
наименование программы ,дату и номер приказа об утверждении
программы)
2.2.

7

Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы: с 25 октября по 2 ноября 2025г.(9календарныхдней),
Зимние каникулы:
с 31декабря 2025г.по 11 января 2026 г. (12календарных дней),
Дополнительные зимние каникулы для 1 класса:
с 16 по 22февраля 2026 г. (7календарных дней),
Весенние каникулы: с23 марта по 2 апреля 2026 г. (11календарных
дней);
Летние каникулы:
С 27 мая (с1июня–9 класс) по31августа2026г.(не менее 8
недель)по графику с учетом участия обучающихся в летней
учебной практике,
С 01 июля по 31августа 2026г. (8недель) для обучающихся,
имеющих академическую задолженность.
2.3.

Рабочие программы учебных курсов.

Рабочие программы учебных курсов обеспечивают достижение
планируемых

результатов

общеразвивающей

дополнительной

программы

общеобразовательной

художественной

направленности

«Вектор»
Рабочие программы учебных курсов содержат:
1)

тематическое

планирование

с

указанием

количества

часов,

отводимых для освоения каждой темы.
2)содержание учебного курса.
Полное

изложение

предусмотренных
общеобразовательной

рабочих

программ

при

изучении

общеразвивающей

учебных

курсов,

дополнительной
художественной

направленности
«Школьный хор» приведено в Приложениях.
2.4.

Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы в образовательной организации имеются
необходимые материально-технические условия: Актовый зал,
звукотехническое оборудование.

8

3.

Комплекс форм аттестации

3.1.

Форма аттестации и оценочные материалы

Вводный контроль осуществляется в начале учебного года. Цель вводного
контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание
умений, знаний.
Тематический контроль проводится на каждом занятии

с целью проверки

полученных знаний
В конце учебного года–итоговый контроль, который проходит в виде
отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля
3.2 Оценочные материалы .
МОНИТОРИНГУСПЕШНОСТИЗНАНИЙ,УМЕНИЙ,СПОСОБНОСТЕЙДОДОП«ШКО
ЛЬНЫЙХОР»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

уро
вен
ь

Баллы

Выразительностьисполнения

Умениепетьвансамбле

дыхание

Дикция

Звуковедение

Вокально-хоровыенавыки

Певческаяустановка

Различениезвуковповысоте

Точностьинтонирования

Задержкадыханиянавдохе(гипоксическ
аяпроба)
Музыкальнослуховыепредставления

Продолжительностьдыхания(звуковаяпро
ба«м»)

Певческийдиапазон

Особенноститембра

Особенностиго Развитиеды Развитие
лоса
хания
звуковысотн
огослуха

Силазвука

№ Фамил
п ия,имя
/
п

СписочныйсоставдетейсоставилПрисутствовалодетей:
человека
Отсутствовалодетей:
человек
Причиныотсутствия:
Отпуск:
человек
Обследованодетей:
человек

человек

10

Выявлено:НизкийуровеньСреднийуровень–
Высокийуровень-

Литература и электронные образовательные ресурсы:
Список литературы:
1 .Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание
школьников» М, 1975 г.
2. Асафьев Б.О. «О хоровом искусстве» Л.,1980 г.
Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г.
3.Емельянов В «Развитие голоса» СП6Д997 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г.
4.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
Костина Э. П. «Камертон» (Программа музыкального образования детей
дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
5. Способин И. «Элементарная теория музыки» М., 1996 г.
6. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М.,
1992.г.
7.Мазель Л .«Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.
8. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.
9. Шеломов Б. «Детское музыкальное творчество на русской народной основе»
СПб., 1997 г.
10. «100 канонов для детского хора» составитель Л. Абелян,
В.Попов,М.Музыка,1969г.

11

Приложение№1 к
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе Художественной
направленности «Школьный
хор»

Рабочая программа по курсу
«Школьный хор»

12

Учебно-тематический план по курсу «Школьный хор»
№

Количество часов

Раздел
программы /Тема
занятия

Всего

Теория

Практик
а
1
1

5

Вводное занятие.
Пение как вид
искусства»
Основы
вокального
искусства
Сведения
построенииголос
ового аппарата
Музыкальные термины
и понятия
Термины
вокального
искусства
Понятие о звуках.

2

1

1

2

3

6

Развитие ритмического 5
слуха
Длительность.
2

1

1

7

Ритмические рисунки

1

1

1

2

3

4

2
2

1
1

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

2

13

«Развитие певческих
способностей»

5

2

3

8

Виды дыхания.

2

1

1

9

Постановка голоса.

2

1

1

«Средства музыкальной 4
выразительности»
10 Динамика
2

2

2

1

1

11 Темп

2

1

1

12 Лад

2

1

1

13 Форма построения
песни
«Концертная
деятельность»

2

1

1

14
15
16
17

Репетиционная работа
Практика.
Концертные выступления
Итоговое занятие
Итого:

1. Содержание

8
7
7
10
1
51

4

4

2
1
4

5
6
6
1

20

31

программы учебного курса «Школьный хор» Вводное занятие (2ч) .

Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Прослушивание детей, слушанием музыки.
14

Раздел «Пение как вид искусства»(2ч)
Теория: беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников
форме

с

привлечением

материала

из

школьной

программы,

из

других

видовискусств.Краткийэкскурсобисторическойэпохе,вкоторуюжилитворилкомпозитор

-

классик.Рассказотворчестве,доступныйданномувозрасту.Анализмузыкальногоипоэтического текста, а
также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения.
Практика:

показ-исполнение

песни

педагогом.

Разбор

его

содержания.

Разучивание

произведения с сопровождением и acapella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для
публичного выступления.
Раздел «Музыкальные термины и понятия»(4ч)
Теория:раскрытиеролиисмыслакаждогоновогоупражнениядлямузыкально-певческого

развития

ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса.
Практика: показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения.
Формирование у учащихся самоконтроля.
Раздел «Развитие ритмического слуха» (5ч)
Теория:слушаниевокальнохоровогоматериала,осваиваемогоученикаминазанятияххора,атакжеинструментальныхпроизведенийдл
ярасширениякругозораучащихся,введенияихвмногообразныймирхудожественныхобразов.
Практика:формированиеуменияграмотнооцениватьмузыкальныепроизведения
15

Раздел «Развитие певческих способностей» (5ч)
Теория: Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика:Певческаяустановкаипластическиедвижения:правилаисоотношение.
пластическими

движениями

в

Пение

с

положении

«сидя»и«стоя».Максимальноесохранениепевческойустановкиприхореографическихдвижениях(элементах)в
медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Раздел «Средства музыкальной выразительности» (4ч)
Теория: знакомство средствами музыкальной выразительности: кульминация, динамика,
темп, лад, форма построения песни
Практика:развитиеартикуляционногоаппарата;приобретениенавыковправильного

певческого

дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при
исполнении песен различного характер
Раздел «Концертная деятельность» (8ч)
Теория: сценическое движение, репетиционная работа.
Практика: концертные выступления.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Рефлексия(1ч).

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».