РП ДО Добрая дорога детства

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудновская основная общеобразовательная школа»
(МОУ «Рудновская ООШ»)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ
"Рудновская ООШ"
Хайруллина С. К
Приказ № 84-од
от 01.09.2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Добрая дорога детства»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Мамонтова Н.Ю.

с. Рудное
2025
1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.......3
1.1 Пояснительная записка...............................................................3
1.2 Цель и задачи...............................................................................6
1.3 Содержание программы...........................................................6
1.4. Планируемые результаты.......................................................8
Раздел № 2 Комплекс организационно –педагогических условий
2.1 Учебно-тематический план....................................................10
2.2 Календарный учебный график..............................................10

2.3 Методические материалы.....................................................11
2.4 Материально-технические условия реализации программы...11
Раздел № 3 Комплекс форм аттестации.......................................16
3.1 Формы аттестации................................................................12
3.2 Оценочные материалы..........................................................13
Список литературы........................................................................14
Приложение №1 Рабочая программа по курсу «Юные инспектора
дорожного движения»……………………………………………….15

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что
несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные
условия, причины, источники.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей
при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается
значительное число детей и подростков, которые становятся причиной
дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного
возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них
специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на
улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста
характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а
ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается
данными
статистики.
Основной
причиной
дорожно-транспортных
происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в
неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка
в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок
остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на
всю жизнь.
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания
законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся
критической ситуацией, связанной с увеличением дорожно-транспортных
происшествий с участием детей. Это происходит во многом потому, что
учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не
сознавая опасных последствий этих нарушений. В комплексе мероприятий,
проводимых в стране и в городе по предупреждению и пресечению нарушений
Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы
профилактической работы. В ПДД определены строгие требования, как к
водителю, так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить
безопасность движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это
«права», но пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас

3

сдать экзамен и получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов
происходит чуть меньше половины всех автоаварий.
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября2020г., №28, СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р.
Программа нацелена на решение значимой проблемы современного
общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной
среды.
Новизна данной программы в том, что образовательный процесс в ходе
реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД)
дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию
ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет
повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения
на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как
грамотного участника дорожного движения.
Особенности программы
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в
обучении школьников правилам дорожного движения. Занятия проводятся в
доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии
присутствует элемент игры.
Программа
носит
социально-гуманитаную
направленность: создаются условия для накопления нравственного и
практического опыта, социальной практики ребенка в его реальной жизни.
4

Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 9 -15 лет с учетом
особенностей их развития.
Срок освоения и объем программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 34 часа.
Режим занятий по программе
Занятия в группах проводится 1раз в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15
мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней
задач.
Уровень программы.
Содержание и материал программы организован по принципу
дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности.
Формы и методы организации образовательного процесса. При работе
используются различные приемы групповой деятельности для обучения
элементам кооперации, внесения в собственную деятельность самооценки,
взаимооценки, умение работать с литературой и выделять главное.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах:
групповой, парной, индивидуальной.
Формы подведения результатов освоения программы.
Презентация, практическое занятие, проект.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
знать:
 правила дорожного движения, нормативные документы об
ответственности за нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда.
уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную
ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
 управлять велосипедом.
иметь навыки:
5

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного
движения.
1.2. Цель и задачи программы
Цели и задачи поставлены с учётом возраста и особенностей детей.
Выбранные сроки и этапы реализации вписываются в учебный план,
составлены с учётом занятости участников данного дополнительного
образования, с учётом индивидуальных особенностей.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:
Обучающие:
 выработка у школьников активной жизненной позиции;
 закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
 расширение технического кругозора детей, реализация их творческих
способностей;
 активизация деятельности школы по обучению детей правилам
безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожнотранспортного травматизма;
 формирование первичных навыков оказания первой медицинской
помощи при ДТП.
 отработка навыков фигурному вождению велосипеда.
Развивающие:
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического
коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными
организациями по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
- развивать углубленную дорожную грамотность детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать ответственность детей за свое поведение на дороге.
1.3. Содержание программы.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
1. Введение в образовательную программу отряда (1 ч)
Теория.


6

Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные
вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка
«Безопасная дорога».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
2. Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД(2
ч)
Теория.
вспомнить правила поведения на улице и рассказ о том, что за соблюдением
ПДД пешеходами и водителями зорко следят работники ГИБДД. Рассказ о
службе и работе автоинспектора. Рассказ об очень строгих требованиях,
которые были доведены до сведения широкой публики в XVIII веке. Об
извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые в России получил
водительские права.
Практика
Экскурсия в ГИБДД – встреча с работниками ГИБДД, знакомство с их работой.
3. Дорожные знаки (10 ч.)
Теория
Беседа о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О
значении цифр, стоящих под знаками. Загадки в дорожном порядке (дорожных
знаках).
Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».
Практика
Решение перфокарт.
4. Виды транспортных средств (3 ч).
Теория
виды транспортных средств и их предназначение.
Практика
презентации «Внимание! Спецмашины».
5. Правила пользования транспортом (4 ч.)
Теория
повторить материал о спецмашинах.
Практика
презентация «Внимание! Спецмашины».
6. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах (2 ч.)
Теория

7

Рассказ о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и
размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их
назначение.
Практика
работа по таблицам
7. Разметка проезжей части (2 ч.)
Теория
Беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная,
вертикальная.
Практика
экскурсии.
8. Велосипеды, мопеды. Моноколеса и гироскутеры. (2 ч.)
Теория
Рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история.
Устройство велосипеда. Правила велосипедиста. Мопед, устройство мопеда.
Гироскутер его место в дорожном движении.
решение перфокарт, езда на велосипеде, сборка и разборка велосипеда.
Практика
Проведение внутришкольных соревнований.
9. Марки отечественных машин (2 ч.)
Теория
Беседа: о марках отечественных машин, их масса, грузоподъемность, мощность
двигателя и значение транспорта в экономике страны.
Практика
работа по таблицам, конкурс рисунков.
10. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию
первой медицинской помощи (4ч.)
Теория
Знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, первая
медицинская помощь при ДТП.
Практика
оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, наложение
повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.
11. Подведение итогов (2 ч)
Защита проектов, практическое занятие
1.4.Планируемые результаты
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
8

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебно-тематический план
Данная
дополнительная
общеобразовательная
программа включает в себя 2 курса:
- «Азбука юного пешехода»;
- «ПДД .Уроки безопасности».
2 курс «ПДД.
Уроки
безопасности»

ИТОГО часов

1.

Количество
часов

1 курс «Азбука
юного пешехода»

№ Наименование
п/п

Практика
Теория

11
6

10
7

21
13

Всего

41

27

34

курса

Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Добрая
дорога
детства»

общеразвивающая

Формы аттестации

1.Выставки
2.Праздники
3.Театрализованные
представления
4.Соревнования
5.Конкурсы
6.Агитбригады
7.Рейды

2.2. Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Праздничные и выходные дни:
 3,4 ноября – День народного единства;
 31 декабря, 1-9 января – Новогодние каникулы;
 23февраля – День защитника Отечества;
 8-9 марта – Международный женский день;
 1 мая – Праздник Весны и Труда;
 9 мая, 11 мая – День Победы;
 12 июня – День России.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.

10

2. 3. Методические материалы
2.3.1. Учебно-информационное обеспечение программы.
http://www.fcp-pbdd.ru/
www.centr-bdd.ru
https://yandex.ru/video/preview
Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий,
технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Методы и приемы, применяемые на занятиях.
Репродуктивный (воспроизводящий): рассказ, беседа, наблюдение,
диалог.
Программированный (частично - поисковый): работа с книгой, иллюстрациями;
работа с технологическими картами; работа с фондом библиотеки.
Проблемно – поисковый: выявление проблемы исследования,
рассмотрение способов оформления готовой работы.
Проектный (творческий): проект (практическая часть).
Формы и механизмы учета заданий
Диагностика:
1. Творческие задания.
2. Наблюдение.
2.4. Материально-технические условия реализации программы
Ресурсное обеспечение программы:
-Кабинет ПДД
-Ноутбук;
-Проектор;
-Принтер;
Программное обеспечение:


Операционная система Windows;



редакторыPaintNet, Блокнот, WordPad, Microsoft Word,Microsoft Publisher,
Microsoft Power Point.

11

Раздел № 3 Комплекс форм аттестации
3.1.Формы аттестации.
Стартовая диагностика. Собеседование.
Промежуточная аттестация. Проверка теоретических знаний, практических
навыков. Тест.
Итоговая
аттестация. Проверка теоретических знаний, практических
навыков в ходе проведение мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в конкурсах различного уровня.
Проверка достигаемых образовательных результатов производится в
следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащегося
выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащегося работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3) публичная защита выполненных учащегося творческих работ
(индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности учащихся;
5)
итоговая
оценка
деятельности
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе в форме защиты в рамках
итоговой конференции;
6) независимая экспертная оценка творческих работ (работы) учащегося в
рамках конкурсов, олимпиад, конференций различного ранга.
Промежуточная аттестация
Проводиться в конце 1 полугодия в форме защиты творческой работы на
конференции.
Итоговый контроль проводится по результатам полного освоения всей
программы. Проводится педагогом в форме итоговой конференции, на которой
учащиеся выступают с защитой проекта. Данный тип контроля предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным
целям. Оцениванию подлежит уровень защиты учащимся своего проекта.
Формы проведения аттестации
Сроки
Начало учебного
года (сентябрь)

Этап аттестации
Прогностический
мониторинг

В течение первого
полугодия

Промежуточный
контроль за выполнением
заданий
12

Формы контроля
Опрос определения
исходного уровня знаний по
правилам дорожного
движения
Наблюдение, опрос, беседа,
участие в Марафоне
творческих программ по

В течение второго
полугодия
В конце учебного
года

Промежуточный
контроль за выполнением
заданий
Итоговый контроль.

пропаганде безопасного
поведения детей на дорогах
Наблюдение, опрос, беседа,
ежегодное участие в конкурсе
«Безопасное колесо».
Он-лайн тесты, контрольные
упражнения, выполнение
практических
заданий. Выставка рисунков и
поделок по ПДД.

3.2. Оценочные материалы
Методы оценки – деятельность учащихся безоценочная.
В течение учебного года ученики участвуют в конкурсах и выставках,
получают грамоты. Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины,
игры.
Контроль за реализацией программы:
• Контроль осуществляется в соответствии с планом школьного
мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»;
проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по
случаям)

13

Список литературы
1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО
«Новый диск».
2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-9 кл. (2,
3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС
3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание

младшего

школьника.

Учебно-методическое

пособие

для

общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/
Под общ.ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
4. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с
школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив.
5. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное
пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5
кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ»
6. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебнометодическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.:
Изд. Дом «МиМ»
7.

Тематическое

планирование

по

основам

безопасности

жизнедеятельности. 5-9 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград:
Учитель, 2016.
Интернет-ресурсы.
1. Пешеходный переход https://yandex.ru/video/preview

14

Приложение № 1 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Добрая дорога детства»

Рабочая программа
по курсу
«Юные инспектора дорожного движения»

15

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что
несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные
условия, причины, источники.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей
при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается
значительное число детей и подростков, которые становятся причиной
дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного
возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них
специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на
улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста
характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а
ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается
данными
статистики.
Основной
причиной
дорожно-транспортных
происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в
неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка
в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок
остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на
всю жизнь.
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания
законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся
критической ситуацией, связанной с увеличением дорожно-транспортных
происшествий с участием детей. Это происходит во многом потому, что
учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не
сознавая опасных последствий этих нарушений. В комплексе мероприятий,
проводимых в стране и в городе по предупреждению и пресечению нарушений
Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы
профилактической работы. В ПДД определены строгие требования, как к
водителю, так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить
безопасность движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это
«права», но пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас

16

сдать экзамен и получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов
происходит чуть меньше половины всех автоаварий.
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября2020г., №28, СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
 Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р.
Программа нацелена на решение значимой проблемы современного
общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной
среды.
Новизна данной программы в том, что образовательный процесс в ходе
реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД)
дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию
ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет
повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения
на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как
грамотного участника дорожного движения.
Особенности программы
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в
обучении школьников правилам дорожного движения. Занятия проводятся в
доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии
присутствует элемент игры.
Программа
носит
социально-гуманитаную
направленность: создаются условия для накопления нравственного и
практического опыта, социальной практики ребенка в его реальной жизни.
17

Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 9 -15 лет с учетом
особенностей их развития.
Срок освоения и объем программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 34 часа.
Режим занятий по программе
Занятия в группах проводится 1раз в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15
мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней
задач.
Уровень программы.
Содержание и материал программы организован по принципу
дифференциации в соответствии со стартовым уровнем сложности.
Формы и методы организации образовательного процесса. При работе
используются различные приемы групповой деятельности для обучения
элементам кооперации, внесения в собственную деятельность самооценки,
взаимооценки, умение работать с литературой и выделять главное.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах:
групповой, парной, индивидуальной.
Формы подведения результатов освоения программы.
Презентация, практическое занятие, проект.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
знать:
 правила дорожного движения, нормативные документы об
ответственности за нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда.
уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную
ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
 управлять велосипедом.
иметь навыки:
18

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного
движения.
1.2. Цель и задачи программы
Цели и задачи поставлены с учётом возраста и особенностей детей.
Выбранные сроки и этапы реализации вписываются в учебный план,
составлены с учётом занятости участников данного дополнительного
образования, с учётом индивидуальных особенностей.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:
Обучающие:
 выработка у школьников активной жизненной позиции;
 закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
 расширение технического кругозора детей, реализация их творческих
способностей;
 активизация деятельности школы по обучению детей правилам
безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожнотранспортного травматизма;
 формирование первичных навыков оказания первой медицинской
помощи при ДТП.
 отработка навыков фигурному вождению велосипеда.
Развивающие:
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического
коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными
организациями по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
- развивать углубленную дорожную грамотность детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать ответственность детей за свое поведение на дороге.
1.3. Содержание программы.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
1. Введение в образовательную программу отряда (1 ч)
Теория.


19

Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные
вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка
«Безопасная дорога».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
2. Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД(2
ч)
Теория.
вспомнить правила поведения на улице и рассказ о том, что за соблюдением
ПДД пешеходами и водителями зорко следят работники ГИБДД. Рассказ о
службе и работе автоинспектора. Рассказ об очень строгих требованиях,
которые были доведены до сведения широкой публики в XVIII веке. Об
извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые в России получил
водительские права.
Практика
Экскурсия в ГИБДД – встреча с работниками ГИБДД, знакомство с их работой.
3. Дорожные знаки (10 ч.)
Теория
Беседа о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О
значении цифр, стоящих под знаками. Загадки в дорожном порядке (дорожных
знаках).
Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».
Практика
Решение перфокарт.
4. Виды транспортных средств (3 ч).
Теория
виды транспортных средств и их предназначение.
Практика
презентации «Внимание! Спецмашины».
5. Правила пользования транспортом (4 ч.)
Теория
повторить материал о спецмашинах.
Практика
презентация «Внимание! Спецмашины».
6. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах (2 ч.)
Теория

20

Рассказ о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и
размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их
назначение.
Практика
работа по таблицам
7. Разметка проезжей части (2 ч.)
Теория
Беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная,
вертикальная.
Практика
экскурсии.
8. Велосипеды, мопеды. Моноколеса и гироскутеры. (2 ч.)
Теория
Рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история.
Устройство велосипеда. Правила велосипедиста. Мопед, устройство мопеда.
Гироскутер его место в дорожном движении.
решение перфокарт, езда на велосипеде, сборка и разборка велосипеда.
Практика
Проведение внутришкольных соревнований.
9. Марки отечественных машин (2 ч.)
Теория
Беседа: о марках отечественных машин, их масса, грузоподъемность, мощность
двигателя и значение транспорта в экономике страны.
Практика
работа по таблицам, конкурс рисунков.
10. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию
первой медицинской помощи (4ч.)
Теория
Знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, первая
медицинская помощь при ДТП.
Практика
оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, наложение
повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.
11. Подведение итогов (2 ч)
Защита проектов, практическое занятие
1.4.Планируемые результаты
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
21

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

22

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебно-тематический план
Данная
дополнительная
общеобразовательная
программа включает в себя 2 курса:
- «Азбука юного пешехода»;
- «ПДД .Уроки безопасности».
2 курс «ПДД.
Уроки
безопасности»

ИТОГО часов

2.

Количество
часов

1 курс «Азбука
юного пешехода»

№ Наименование
п/п

Практика
Теория

11
6

10
7

21
13

Всего

41

27

34

курса

Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Добрая
дорога
детства»

общеразвивающая

Формы аттестации

1.Выставки
2.Праздники
3.Театрализованные
представления
4.Соревнования
5.Конкурсы
6.Агитбригады
7.Рейды

2.2. Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Праздничные и выходные дни:
 3,4 ноября – День народного единства;
 31 декабря, 1-9 января – Новогодние каникулы;
 23февраля – День защитника Отечества;
 8-9 марта – Международный женский день;
 1 мая – Праздник Весны и Труда;
 9 мая, 11 мая – День Победы;
 12 июня – День России.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.

23

2. 3. Методические материалы
2.3.1. Учебно-информационное обеспечение программы.
http://www.fcp-pbdd.ru/
www.centr-bdd.ru
https://yandex.ru/video/preview
Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий,
технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Методы и приемы, применяемые на занятиях.
Репродуктивный (воспроизводящий): рассказ, беседа, наблюдение,
диалог.
Программированный (частично - поисковый): работа с книгой, иллюстрациями;
работа с технологическими картами; работа с фондом библиотеки.
Проблемно – поисковый: выявление проблемы исследования,
рассмотрение способов оформления готовой работы.
Проектный (творческий): проект (практическая часть).
Формы и механизмы учета заданий
Диагностика:
1. Творческие задания.
2. Наблюдение.
2.4. Материально-технические условия реализации программы
Ресурсное обеспечение программы:
-Кабинет ПДД
-Ноутбук;
-Проектор;
-Принтер;
Программное обеспечение:


Операционная система Windows;



редакторыPaintNet, Блокнот, WordPad, Microsoft Word,Microsoft Publisher,
Microsoft Power Point.

24

Раздел № 3 Комплекс форм аттестации
3.1.Формы аттестации.
Стартовая диагностика. Собеседование.
Промежуточная аттестация. Проверка теоретических знаний, практических
навыков. Тест.
Итоговая
аттестация. Проверка теоретических знаний, практических
навыков в ходе проведение мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в конкурсах различного уровня.
Проверка достигаемых образовательных результатов производится в
следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащегося
выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащегося работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
3) публичная защита выполненных учащегося творческих работ
(индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности учащихся;
5)
итоговая
оценка
деятельности
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе в форме защиты в рамках
итоговой конференции;
6) независимая экспертная оценка творческих работ (работы) учащегося в
рамках конкурсов, олимпиад, конференций различного ранга.
Промежуточная аттестация
Проводиться в конце 1 полугодия в форме защиты творческой работы на
конференции.
Итоговый контроль проводится по результатам полного освоения всей
программы. Проводится педагогом в форме итоговой конференции, на которой
учащиеся выступают с защитой проекта. Данный тип контроля предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным
целям. Оцениванию подлежит уровень защиты учащимся своего проекта.
Формы проведения аттестации
Сроки
Начало учебного
года (сентябрь)

Этап аттестации
Прогностический
мониторинг

В течение первого
полугодия

Промежуточный
контроль за выполнением
заданий
25

Формы контроля
Опрос определения
исходного уровня знаний по
правилам дорожного
движения
Наблюдение, опрос, беседа,
участие в Марафоне
творческих программ по

В течение второго
полугодия
В конце учебного
года

Промежуточный
контроль за выполнением
заданий
Итоговый контроль.

пропаганде безопасного
поведения детей на дорогах
Наблюдение, опрос, беседа,
ежегодное участие в конкурсе
«Безопасное колесо».
Он-лайн тесты, контрольные
упражнения, выполнение
практических
заданий. Выставка рисунков и
поделок по ПДД.

3.2. Оценочные материалы
Методы оценки – деятельность учащихся безоценочная.
В течение учебного года ученики участвуют в конкурсах и выставках,
получают грамоты. Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины,
игры.
Контроль за реализацией программы:
• Контроль осуществляется в соответствии с планом школьного
мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»;
проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по
случаям)

26

Список литературы
1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО
«Новый диск».
2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-9 кл. (2,
3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. –
М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС
3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание

младшего

школьника.

Учебно-методическое

пособие

для

общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/
Под общ.ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
4. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с
школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив.
5. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное
пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5
кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ»
6. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебнометодическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.:
Изд. Дом «МиМ»
7.

Тематическое

планирование

по

основам

безопасности

жизнедеятельности. 5-9 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград:
Учитель, 2016.
Интернет-ресурсы.
1. Пешеходный переход https://yandex.ru/video/preview

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».