МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ "Рудновская
ООШ"
Хайруллина С. К
Приказ № 84-од
от 01.09.2025
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Туристическое-краеведческое направления»
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
возраст: 11-16 лет
срок реализации –1год
Рудное,2025
1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.......3
1.1 Пояснительная записка...............................................................3
1.2 Цель и задачи...............................................................................4
1.3 Содержание программы...........................................................5
1.4. Планируемые результаты........................................................6
Раздел № 2 Комплекс организационно –педагогических условий
2.1 Учебно-тематический план.....................................................8
2.2 Календарный учебный график................................................9
2.3 Методические материалы.......................................................9
2.4 Материально-технические условия реализации программы...9
Раздел № 3 Комплекс форм аттестации........................................10
3.1 Формы аттестации.................................................................10
3.2 Оценочные материалы..........................................................10
Список литературы........................................................................11
Приложение №1 Рабочая программа по курсу «Юный
патриот»……………………………………………………………….12
2
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового
поколения российских граждан невозможно без формирования патриотического сознания,
чувства любви и долга к своему Отечеству, качественного гражданина.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему миру
начинается с любви к близкому человеку, к дому, школе, своему городу, родному краю.
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и
нравственного воспитания, формирования культуры поведения, творчества и
профессионального самоопределения. А так же ориентировано на освоение социальных
ценностей, формирования гражданского сознания, чувств и поведения воспитанников,
подготовки их к жизни в обществе и выполнению гражданского долга — службе в
вооруженных силах Российской Армии. Такая необходимость связана в связи с падением
престижа профессии военного в глазах молодежи, уменьшением количества юношей,
мотивированных к службе в армии и годных по состоянию здоровья и уровню физической
подготовки.
Содержание программы ВПК ориентировано не только на формирование и развитие
специальных умений и навыков в области военной подготовки, но и на формирование
универсальных учебных действий, позволяющих
воспитанникам более успешно адаптироваться в социуме, достичь определенного
личностного роста и социальных результатов в повседневной жизни.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной
дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили
воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов
формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим
обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации
в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо
подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что
мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом
заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит
общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и
патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития
социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знание нового
подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм
и методов гражданско-патриотического
воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется
необходимость в деятельностном компоненте гражданско- патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию и взаимодействию в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Военно-патриотическое
воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и
3
патриота своей страны.
Новизна данной программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации
системы работы отряда «Юный патриот» дополнен другими дисциплинами,
способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей,
что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения.
Особенности программы
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении
школьников. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 11 -16 лет с учетом особенностей их
развития.
Срок освоения и объем программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения
составляет 34 часа.
Режим занятий по программе
Занятия в группах проводится 1раз в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15 мин.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Уровень программы.
Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в
соответствии со стартовым уровнем сложности.
Формы проведения занятий:
Теоретические занятия проводятся по расписанию в соответствии с календарнотематическим планом на учебный год.
Оптимальной формой организации работы являются систематические учебнотренировочные занятия, которые проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденной образовательной программой:
- теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, уроки
мужества, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с участниками СВО,
экскурсии в городские музеи, различные игры, знакомящие подростков с жизнью и
деятельностью войск.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: создание комплекса условий, направленных на социальное
становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской
позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития.
Задачи программы:
1. Обучающие:
-формировать первичные знания и навыки военного дела, необходимые для прохождения
военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения.
-развивать у воспитанников наблюдательность, память, внимание, исполнительность,
дисциплинированность, сноровку и самостоятельность принятия решений, волевые и
морально психологические качества;
- создать условия для социализации воспитанников и подготовки их к службе в рядах
вооруженных сил РФ средствами патриотического воспитания в
системе дополнительного образования.
4
2. Воспитательные:
-воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, формировать появление
заинтересованности (мотивации) в прохождении воинской службы, обучение навыкам
военной подготовки;
-формировать опыт гражданского поведения, проживания эмоционально насыщенных
ситуаций, гуманного поведения и овладения воспитанниками ситуациями реальной
ответственности, самостоятельности;
- научить воспитанников строить отношения со сверстниками, взрослыми и решать
совместные проблемы, организовывать свой досуг, учить свободе
выбора поступков, способам саморегулировании поведения
жизнедеятельности и принятию решений.
во
всех
сферах
-включить воспитанников в гражданские социально значимые дела области, города, района
и центра, предоставив им возможность для проявления
гражданских чувств и сознания воспитанников на основании исторических ценностей и
роли России в мировой истории, приобщение
воспитанников к культурным отечественным ценностям.
-формировать черты толерантной личности воспитанников, ценностное отношения к себе,
сверстникам и взрослым людям.
3. Развивающие:
-комплексная (социально-психолого-педагогическая) поддержка проблемных в общении и
поведении детей и подростков, формирование у них позитивной социализации,
предупреждение детской преступности;
-организовать совместную, продуктивную творческую деятельность и общение
воспитанников с педагогами дополнительного образования в рамках занятий по
различным дисциплинам, в соответствии с учебным планом, направленную на
самоактуализацию, самопознание, самоопределение, саморазвитие воспитанников.
-коррекция межличностных отношений, направленная на необходимость защиты слабых и
недопустимость насилия и террора;
-профилактика здорового и активного образа жизни детей и подростков, укрепление их
физического, психического и социального здоровья.
1.3. Содержание программы:
1. Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть:
Блок «Во славу отечества» Занятие
«Военная теория»
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем»,
«Государственные награды РФ»;
- подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»:
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил. Военноисторическая подготовка
Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов» Занятие «Дни
воинской славы России»
5
Практическая часть:
Просмотр презентации
« Уставы вооруженных сил РФ»
2. Основы медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть:
«Медико-санитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины
ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для
наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот,
промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в
грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и
их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть:
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического
поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно- химически опасных
веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражѐнной местности. Средства
индивидуальной защиты населения.
Практическая часть:
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление
«зараженного» участка местности в зависимости от физических
свойств химически опасных веществ.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному
языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская
компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного
поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
6
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и
младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально- психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать
осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся
возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и
смотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных
задач;
- демонстрация приемов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе
полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
- умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных
внутригосударственных и международных событий;
- овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет
ресурсами.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками в отряде;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
7
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
- применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
-отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что
предлагают современные СМИ;
-владеть приемами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- владеть навыками управления строя;
- готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных целевых
аудиторий;
- участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по
патриотической тематике разного уровня;
военно-
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебно-тематический план
№
Раздел
Всего
часов
В том числе, по видам учебной
деятельности
теория
практика
Итоговая
аттестация
Тестирование,
мониторинг
1
Военно-историческая
подготовка
7
6
1
2
Медико-санитарная
подготовка»
20
7
13
3
Гражданская оборона
7
6
1
34
19
15
итого
8
2.2.Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели. Праздничные и
выходные дни:
3,4 ноября – День народного единства;
31 декабря,1-9 января – Новогодние каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9,11мая – День Победы;
12 июня – День России.
2.3. Методические материалы
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии,
наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных
материалов), работа с источниками Интернет – сайтов.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги,
брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета,
программного материала (контрольные занятия).
2.4. Материально-технические условия реализации программы
Оснащение спортивного зала: деревянные скамейки, маты,
шведская стенка, канат для лазанья.
Спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, веса, скакалки,
гантели, конусы, кегли.
-Автомат АК-74, магазин автомата АК-74
-Макет для оказание первой помощи
9
Раздел № 3 Комплекс форм аттестации
3.1.Форма аттестации и оценочные материалы Отслеживание результативности
реализации программы осуществляется следующими способами:
- начальный контроль (в форме собеседования, тестирование);
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса, выполнения
практических работ;
-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
-самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков (сдача нормативов ОФП и СФП);
Используются следующие формы занятий: беседы, выполнение контрольных
нормативов по ОФП, соревнования, обучающие игры, практические работы.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.
Формы промежуточной аттестации:
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и
своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы
контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль – оперативная и динамическая проверка результатов обучения,
сопутствующая процессу формирования знаний выработки и закрепления умений и
навыков.
Итоговый контроль – оценка результатов обучения.
3.2. Оценочные материалы
-наблюдение;
-анкетирование;
-тестирование;
-опрос.
10
Литература и электронные образовательные ресурсы
1. «Государственная
программа "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
2. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006
г. N 203/1936;
3. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол
№ 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998
г. № 53-ФЗ;
5. Смирнов А.Т. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа
курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений – 2010 г.;
6. Смирнов А.Т.Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс,
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2009-2008 гг.
7. Смирнов А.Т.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.:
Просвещение, 2007;
8. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;
9. Васнев В.А. «Основы подготовки к военной службе» - Методические материалы
и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинѐнный. - М.:
Просвещение, 2007г.;
10. Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Арм пресс, 2001.
11. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе
военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О
гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» // Собрание
законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
11. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.Матвеев А.П, Просвещение, 2010 г.
12. Дни воинской славы России. Москва, ООО глобус, 2007 г.
13. Аронов А.А. Воспитание патриотов: книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1989 г.
14. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с
подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма.
– Вологда.: ВИРО, 2004 г.
15. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М.:
Издательство Мысль, 1984 г.
16. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. – М.: Издательство ДОСААФ,
1996 г.
17. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1978 г.
18. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей.
– М.: Просвещение, 1978 г.
19. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ № 8, 2005 г.
20. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, № 8, 2005 г.
11
Приложение № 1 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юный
патриот»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Туристическое-краеведческое направления
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Срок реализации –1год
с. Рудное, 2025
12
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового
поколения российских граждан невозможно без формирования патриотического сознания,
чувства любви и долга к своему Отечеству, качественного гражданина.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему миру
начинается с любви к близкому человеку, к дому, школе, своему городу, родному краю.
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и
нравственного воспитания, формирования культуры поведения, творчества и
профессионального самоопределения. А так же ориентировано на освоение социальных
ценностей, формирования гражданского сознания, чувств и поведения воспитанников,
подготовки их к жизни в обществе и выполнению гражданского долга — службе в
вооруженных силах Российской Армии. Такая необходимость связана в связи с падением
престижа профессии военного в глазах молодежи, уменьшением количества юношей,
мотивированных к службе в армии и годных по состоянию здоровья и уровню физической
подготовки.
Содержание программы ВПК ориентировано не только на формирование и развитие
специальных умений и навыков в области военной подготовки, но и на формирование
универсальных учебных действий, позволяющих
воспитанникам более успешно адаптироваться в социуме, достичь определенного
личностного роста и социальных результатов в повседневной жизни.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной
дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили
воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов
формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим
обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации
в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо
подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что
мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом
заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит
общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и
патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданскопатриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития
социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знание нового
подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм
и методов гражданско-патриотического
воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется
необходимость в деятельностном компоненте гражданско- патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию и взаимодействию в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Военно-патриотическое
воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и
13
патриота своей страны.
Новизна данной программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации
системы работы отряда «Юный патриот» дополнен другими дисциплинами,
способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей,
что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения.
Особенности программы
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении
школьников. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 11 -16 лет с учетом особенностей их
развития.
Срок освоения и объем программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения
составляет 34 часа.
Режим занятий по программе
Занятия в группах проводится 1раз в неделю по 1 часу, с перерывом 10-15 мин.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Уровень программы.
Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в
соответствии со стартовым уровнем сложности.
Формы проведения занятий:
Теоретические занятия проводятся по расписанию в соответствии с календарнотематическим планом на учебный год.
Оптимальной формой организации работы являются систематические учебнотренировочные занятия, которые проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденной образовательной программой:
- теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, уроки
мужества, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с участниками
СВО, экскурсии в городские музеи, различные игры, знакомящие подростков с жизнью и
деятельностью войск.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: создание комплекса условий, направленных на социальное
становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской
позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития.
Задачи программы:
Обучающие:
-формировать первичные знания и навыки военного дела, необходимые для прохождения
военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения.
-развивать у воспитанников наблюдательность, память, внимание, исполнительность,
дисциплинированность, сноровку и самостоятельность принятия решений, волевые и
морально психологические качества;
- создать условия для социализации воспитанников и подготовки их к службе в рядах
вооруженных сил РФ средствами патриотического воспитания в
системе дополнительного образования.
14
Воспитательные:
-воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, формировать появление
заинтересованности (мотивации) в прохождении воинской службы, обучение навыкам
военной подготовки;
-формировать опыт гражданского поведения, проживания эмоционально насыщенных
ситуаций, гуманного поведения и овладения воспитанниками ситуациями реальной
ответственности, самостоятельности;
- научить воспитанников строить отношения со сверстниками, взрослыми и решать
совместные проблемы, организовывать свой досуг, учить свободе
выбора поступков, способам саморегулировании поведения во всех сферах
жизнедеятельности и принятию решений.
-включить воспитанников в гражданские социально значимые дела области, города, района
и центра, предоставив им возможность для проявления
гражданских чувств и сознания воспитанников на основании исторических ценностей и
роли России в мировой истории, приобщение
воспитанников к культурным отечественным ценностям.
-формировать черты толерантной личности воспитанников, ценностное отношения к себе,
сверстникам и взрослым людям.
Развивающие:
-комплексная (социально-психолого-педагогическая) поддержка проблемных в общении и
поведении детей и подростков, формирование у них позитивной социализации,
предупреждение детской преступности;
-организовать совместную, продуктивную творческую деятельность и общение
воспитанников с педагогами дополнительного образования в рамках занятий по
различным дисциплинам, в соответствии с учебным планом, направленную на
самоактуализацию, самопознание, самоопределение, саморазвитие воспитанников.
-коррекция межличностных отношений, направленная на необходимость защиты слабых и
недопустимость насилия и террора;
-профилактика здорового и активного образа жизни детей и подростков, укрепление их
физического, психического и социального здоровья.
1.3. Содержание программы:
4. Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть:
Блок «Во славу отечества» Занятие
«Военная теория»
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем»,
«Государственные награды РФ»;
- подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»:
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил. Военноисторическая подготовка
Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов» Занятие «Дни
15
воинской славы России»
Практическая часть:
Просмотр презентации
« Уставы вооруженных сил РФ»
5. Основы медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть:
«Медико-санитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины
ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для
наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот,
промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в
грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и
их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть:
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
6. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического
поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно- химически опасных
веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на зараженной местности. Средства
индивидуальной защиты населения.
Практическая часть:
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление
«зараженного» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных
веществ.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному
языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская
компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного
поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
16
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и
младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально- психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать
осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся
возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и
смотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных
задач;
- демонстрация приемов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе
полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
- умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных
внутригосударственных и международных событий;
- овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет
ресурсами.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками в отряде;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
17
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
- применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
-отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что
предлагают современные СМИ;
-владеть приемами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- владеть навыками управления строя;
- готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных целевых
аудиторий;
- участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по
патриотической тематике разного уровня;
военно-
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.2. Учебно-тематический план
№
Раздел
Всего
часов
В том числе, по видам учебной
деятельности
теория
практика
Итоговая
аттестация
Тестирование,
мониторинг
1
Военно-историческая
подготовка
7
6
1
2
Медико-санитарная
подготовка»
20
7
13
3
Гражданская оборона
7
34
6
19
1
15
итого
2.2.Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели. Праздничные и
выходные дни:
3,4 ноября – День народного единства;
31 декабря,1-9 января – Новогодние каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9,11мая – День Победы;
13 июня – День России.
18
2.3. Методическое и дидактическое обеспечение выполнения программы
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии,
наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных
материалов), работа с источниками Интернет – сайтов.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги,
брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета,
программного материала (контрольные занятия).
2.4. Материально-техническое обеспечение.
Оснащение спортивного зала: деревянные скамейки, маты,
шведская стенка, канат для лазанья.
Спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, веса, скакалки,
гантели, конусы, кегли.
-Автомат АК-74, магазин автомата АК-74
-Макет для оказание первой помощи
Раздел № 3 Комплекс форм аттестации
3.1. Форма аттестации и оценочные материалы Отслеживание результативности
реализации программы осуществляется следующими способами:
- начальный контроль (в форме собеседования, тестирование);
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса, выполнения
практических работ;
-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
-самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков (сдача нормативов ОФП и СФП);
Используются следующие формы занятий: беседы, выполнение контрольных
нормативов по ОФП, соревнования, обучающие игры, практические работы.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.
Формы промежуточной аттестации:
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и
своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы
контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль – оперативная и динамическая проверка результатов обучения,
сопутствующая процессу формирования знаний выработки и закрепления умений и
навыков.
19
Итоговый контроль – оценка результатов обучения.
3.2. Оценочные материалы
-наблюдение;
-анкетирование;
-тестирование;
-опрос.
3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
№
1
Тема урока
1.Военно-историческая подготовка 7 ч.
Занятие «Войсковые звания»
Кол-во
часов
Организационные формы
обучения
1
Теория
2
3
4
Занятие: «Корабельные звания»
«Государственные награды РФ»
Военно- историческая подготовка
к занятия «Великие полководцы России».
1
1
1
Теория
Теория
Теория
5
Занятие «Дни воинской славы
России»
Просмотр презентации
«Уставы вооруженных сил РФ»
Решение тестов
«Погоны военнослужащих». «Корабельные
звания».
1
Теория
1
Теория
1
Контроль
2
Теория Лекция
2
Теория
Теория
1
Теория
2
Практика
2
Практика
6
7
8
9
10
11
12
13
14
II Медико-санитарная подготовка» 20 ч
Теоретическая часть:
«Медико- санитарная подготовка»
Понятие о ранах и характеристика. Виды
кровотечений и их осложнений
Причины ожогов и их степень тяжести,
понятие об ожоговой болезни
Шок. Причины возникновения шока.
Признаки и степень тяжести
травматического шока.
Практическая часть: Первая медицинская
помощь при ранениях и кровотечениях.
Материалы, используемые для наложения
жгута. Методика
наложения жгута
Способы остановки венозных
капиллярных кровотечений.
Виды повязок.
20
Практика
15
Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
1
Практика
16
Правила и способы наложения повязок на
голову, грудь, живот,
промежность, верхние и нижние
конечности.
Оказание пострадавшему первой
медицинской помощи при ранении черепа
и мозга, в грудную
клетку и живот.
1
Практика
2
Практика
18
Понятие о переломах костей
и их признаки. Виды переломов и их
осложнения.
2
Практика
19
Наложение повязок на голову, грудь,
живот, промежность, верхние и нижние
конечности
III. Гражданская оборона 7 ч.
2
Практика
20
Задачи медицинской службы
Гражданской обороны. Работа в
очагах химического поражения и очагах
сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и
токсикологические
свойства основных
аварийно -химически
опасных веществ
(АХОВ - хлор,
аммиак), правила
поведения на зараженной местности.
Средства индивидуальной защиты
населения.
3
Теория
3
Теория
1
Практика
17
21
22
Итого 34 часа
21
Литература и электронные образовательные ресурсы
12.
«Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
13. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки
по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ
от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
14. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации
(протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
15. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта
1998 г. № 53-ФЗ;
16. Смирнов А.Т. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ,
программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений – 2010 г.;
17. Смирнов А.Т.Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс,
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2009-2008 гг.
18. Смирнов А.Т.Методические материалы и документы по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. М.: Просвещение, 2007;
19. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;
20. Васнев В.А. «Основы подготовки к военной службе» - Методические
материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинѐнный. М.: Просвещение, 2007г.;
21. Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Арм пресс, 2001.
22. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе
военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О
гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» // Собрание
законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
21. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.Матвеев А.П, Просвещение, 2010 г.
22. Дни воинской славы России. Москва, ООО глобус, 2007 г.
23. Аронов А.А. Воспитание патриотов: книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1989 г.
22
24. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с
подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма.
– Вологда.: ВИРО, 2004 г.
25. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М.:
Издательство Мысль, 1984 г.
26. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. – М.: Издательство ДОСААФ,
1996 г.
27. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в
общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1978 г.
28. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей.
– М.: Просвещение, 1978 г.
29. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ № 8, 2005 г.
30. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, № 8, 2005 г.
31. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ, № 11, 2006 г.
23