РП ДО Мультимедийное творчество

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной
политикиСвердловской области
Ирбитское МО
МОУ "Рудновская
ООШ"
Принята на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

Директор МОУ «Рудновская ООШ »

от «_01_» сентября 2025г.

С.К.Хайруллина
Приказ от «01» сентября 2025 г.№ 84- од

Протокол № 84-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Мультимедийное творчество»
Возраст обучающихся 7 - 9 класс
Срок реализации 2 года

с. Рудное,
2025 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

3

1.3. Планируемые результаты

4

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебный план

7

2.2. Календарный учебный график

7

2.3. Рабочие программы

8

2.4. Методические материалы

16

Раздел №3. «Комплекс форм аттестации»
3.1. Формы аттестации

20

3.2. Оценочные материалы

21

Список литературы

23
24

Приложения

2

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:



Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04
июля 2014г., №41, СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Концепция
развития
дополнительного
образования
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

детей,



Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы. За последнее десятилетие изменилась информационная
структура общества. Это требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили
новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение,
радио, мобильные информационные технологии – и они должны стать инструментом для
познания мира и осознания себя в нѐм, а не просто средством для получения удовольствия
от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.
Одной из наиболее оптимальных форм организации деятельности является работа
над созданием медиапродукта, где проходит изучение всей совокупности средств
массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального
взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ребенка, возможность еѐ
корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационнонравственной компетенции воспитанника, самоутверждения и становления личностной
зрелости. Создание медиапродукта, применение знаний в области мультимедийной
журналистики — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала
ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои
силы в разных видах деятельности и показать публично результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной
социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок,
тематические видеоролики, статьи и радио- и телепередачи могут быть подготовлены
только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и
зрительское внимание. Но, с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные

2

особенности каждого обучающегося, участвующего в создании мультимедийного
продукта:

жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний:
занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.

психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со
сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению,
повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий.
Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.

потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление
заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность,
проявление интереса к новым видам деятельности.
Особенности программы состоят в использовании современных технологий,
возможности более углубленного изучения гуманитарных наук, овладение новыми
информационными компетенциями. А также, ее содержание рассчитано на детей, не
имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный
характер, что позволит ребенку более четко ориентироваться в богатом выборе будущей
профессии.
Педагогическая целесообразность программы. Сегодня формируется поколение,
которое воспитывается в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий,
увеличивающегося потока информации, ускоряющегося темпа жизни. Эти факторы
вынуждают детей отбирать и сокращать сообщения, выделять главное и фильтровать
лишнее. Возникает угроза формирования «клипового мышления», состоящего из
обрывков фактов и осколков впечатлений, которые не требуют подключения
воображения, осмысления. В реалиях сегодняшнего дня становятся актуальным
медиаобразование и медиаграмотность. Для овладения ими используется педагогическая
модель, основанная на запросах, которая побуждает людей задавать вопросы о том, что
они смотрят, слышат и читают. Обучение медиаграмотности предоставляет инструменты,
помогающие обучающимся развить способность критически анализировать сообщения,
расширить свой опыт общения, помогает им развивать генеративные способности и
творческие навыки.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мультимедийное творчество» направлено на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, их раннее профессиональное самоопределение и личностное
развитие.
Уровень освоения – базовый.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и
интеллектуальных
способностей
личности посредством овладения технологиями средств массовой информации.

3

Задачи программы:
Образовательные:
•
познакомить с форматами мультимедийного творчества;
•
дать первоначальные знания по основам журналистики, обработки фотографий и
видеомонтажу;
•
научить работать с необходимыми оборудованием и в специализированных
компьютерных программах;
•
научить создавать собственные мультимедийные продукты.
•
привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортѐр, видеооператор, режиссѐр,
режиссѐр монтажа и др.;
•
создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
•
Способствовать повышению работоспособности детей;
•
развивать и стимулировать активность детей, их творческие способности.
Воспитательные:
•
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
•
научить
детей работать
в
группе,
обсуждать
различные
вопросы,
работать
с различными источниками информации;
•
воспитывать дисциплинированность;
•
способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели.
Формы и режим занятий: занятия будут проходить пять раз в неделю по 40 минут. В
начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный
инструктаж по правилам поведения в лаборатории информатики и технологии центра «Точка
роста», каждое занятие проводится текущий инструктаж.
Занятия будут проходить в форме бесед, постановки творческих задач, наблюдений,
конструирования и моделирования видео и фотофайлов, работы с цифровыми ресурсами,
демонстрации полученного результата с использованием оборудования центра «Точка
роста», будет включать в себя проектную деятельность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•
развитие
личностных качеств:
коммуникабельность,
общая
эрудиция,
уровень
культуры,
выразительность
речи,
дисциплину
и
ответственность за порученное дело;
•
активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
•
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
•
проявление дисциплинированности,
трудолюбия и
упорства
в
достижении поставленных целей;
•
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.

4

Метапредметные результаты:
•
умение создавать качественный продукт в соответствии с поставленной задачей;
•
умение планировать свою деятельность, действовать по намеченному плану;
•
умение создавать новое на основе имеющихся знаний;
•
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
•
способность к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
•
овладение основами приѐмов, техническими навыками по созданию медиапродукта,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях;
•
знание: основных сведений из истории журналистики и наиболее известных имен,
информационных жанров журналистики, элементов информационной журналистики;
•
умение грамотно излагать свои мысли вербальным и невербальным способом.
В основу программы положены следующие принципы:
•
принцип последовательности освоения учебного материала – «от простого к
сложному».
•
принцип практической направленности - формирование не просто умений, а
компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в
практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
•
принцип учета возрастных особенностей – соответствие деятельности уровню
развития, воспитанности и социальной зрелости обучающихся.
•
принцип сознательности и активности - понимание обучающимися целей и задач,
стоящих перед ними, стремление к их выполнению, сознательное и активное отношение к
учению; понимание путей и средств осуществления искомых целей; переработки учебного
материала; активное усвоение знаний и сознательное творческое их применение.
•
принцип доступности и посильности - обучение школьников, их деятельность должны
строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных,
физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их
физическом и психическом здоровье.
•
принцип познавательной ценности – необходимо показать учащимся ценность
учебного общения как средства развития интеллекта, личности, расширения кругозора,
познания нового.
Методы обучения, на которых базируется программа:
•
Объяснительно-иллюстративный – сообщение готовой информации различными
средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой
информации обучающимися: просмотр обучающих презентаций, обучающие лекции и
беседы, просмотр видеофрагментов, работа с подборками материала по теме.
•
Репродуктивный - выполнение заданий по образцу или алгоритму: выполнение
заданий по образцу или шаблону, работа по схеме, работа совместно с педагогом.
•
Проблемный метод – решение проблемных задач, в ходе которого приобретаются
навыки логического, критического мышления: мозговой штурм, задания типа «найди
способ», «предложи идею», «предложи другой вариант» и др.
5

•
Частично-поисковый метод: самостоятельная работа обучающихся, эвристическая
беседа, популярная лекция, составление плана разрешения определенной проблемы.
В

данной
дополнительной
общеобразовательной
программе
применяются
педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
•
Личностно-ориентированное обучение (учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка);
•
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация
обучения, метод проектов);
•
Коллективный способ обучения (общение в «динамических парах» - обмен знаниями,
мнениями, решениями задач, «каждый учит каждого»);
•
Технология ТРИЗ;
•
Проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковая деятельность при
выполнении эксперимента на практических работах; самостоятельная исследовательская
деятельность – самостоятельное решение проблемы)
•
Игровые технологии (деловые игры, соревнования)
•
Информационные технологии (работа с различными программами, электронными
справочниками,
интернет-ресурсами).

6

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Учебный план
Дополнительная
общеобразовательная
включает в себя 2 курса:
• «Мультимедийная журналистика»;
• «Фотошкола».

1.

2 год обучения

34
14

34
10

68
24

Практика

20

24

44

Всего
Теория
Практика

34
14
20

34
10
24

68
24
44

Формы аттестации

Всего
Теория

ИТОГО часов

«Фотошкола
»

1 год обучения

«Мультимедийная
журналистика»

Название
детского
творческого
объединения
(руководитель)

2.

программа

Наименование
курса

Количество часов

№
п/п

общеразвивающая

Выставка
творческих
работ
Проектная
работа
Выставка
творческих
работ
Проектная
работа

Календарный учебный график
Освоение Программы организовано в соответствии с календарным учебным графиком
МОУ «Рудновская ООШ» на 2025-2026учебныйгод:
1. Начало учебного года:
1сентября 2025 года.
Окончание учебного года: 26мая 2026 года (1-8классы),
31мая 2026 года (9класс),
2. Продолжительность учебного года:
в1классах–33учебныхнедели,
в2–9,классах–34учебныхнедели,
2. Сроки и продолжительность учебного года по четвертям:
I четверть: С 01сентября по 24 октября 2025г.(8учебныхнедель),
II четверть: С 3 ноября по 30 декабря 2025 г.(8учебныхнедель),
III четверть: С 12 января по 27 марта 2026 г.(11учебныхнедель,1класс–10учебныхнедель),
IV четверть: с 06 апреля по 26 мая 2026 г.(7 учебных недель 2–9 классы),
3. Июнь-август–по графику летняя учебная практика в соответствии с основными
образовательными программами
4. Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы: с 25 октября по 2 ноября 2025г.(9календарныхдней),
7

Зимние каникулы: с 31декабря 2025г.по 11 января 2026 г. (12календарных дней),
Дополнительные зимние каникулы для 1 класса: с 16 по 22февраля 2026 г. (7календарных
дней),
Весенние каникулы: с23 марта по 2 апреля 2026 г. (11календарныхдней);
Летние каникулы: С 27 мая (с1июня–9 класс) по31августа2026г.(не менее8недель)по
графику с учетом участия обучающихся в летнейучебной практике,
С 01 июля по 31августа 2026г. (8недель) для обучающихся, имеющих академическую
задолженность.
4. Приложение к дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе
«Мультимедийное творчество»

Рабочая программа по курсу
«Мультимедийная журналистика»

8

Программа разработана для детей среднего школьного возраста с
учетом особенностей их развития.
Занятия проводятся из расчета 1 занятие в неделю по 40 минут.
Курс рассчитан на 68 часов (в том числе, теоретические занятия –
24,практические занятия – 44)
В процессе обучения возможно увеличение часов,по какой либо теме, в
зависимости от корректировки задач.

Учебно-тематический план
1 год
Название разделов, тем

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Введение в журналистику.
Вводное занятие. Входной
контроль.
Основы радио.
Печатные издания.
Тележурналистика.

Количество часов
в том числе
Всего
теория практика
5
4
1
1
1

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Собеседование
Собеседование
Зачетное
задание

1
1
2

1
1
1

1

10

5

5

2.1.
2.2.

Техника речи. Актерское
мастерство.
Культура речи.
Постановка голоса.

2
2

1
1

1
1

2.3.

Дикция.

2

1

1

Собеседование
Зачетное
задание
Зачетное
задание
Наблюдение
Тестирование

2.

2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Сценическое внимание.
Упражнения на актерское
мастерство.
Интервью.
Виды интервью.
Структура интервью.

2
2

1
1

1
1

9
3
2

3
1
1

6
2
1

Стендап.
Промежуточная аттестация.
Новости.
Телевизионный репортаж.
Стиль и отбор новостей.
Ведение в кадре.
Работа над сюжетом. (от
задумки до реализации)
Итог:

3
1
10
2
3
2
3

1
4
1
1
1
1

2
1
6
1
2
1
2

34

16

18

Собеседование
Зачетное
задание
Творческая работа
Творческая работа
Собеседование
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа

9

2 год
5.
5.1.
5.2.

Операторское мастерство.
Ракурс.
План.

15
3
3

5
1
1

10
2
2

5.3.
5.4.
5.5.

Работа с камерой.
Композиция, свет, цвет.
Репортажная и портретная
фотография.
Презентации, социальные
сети и блоги.
Основы ведения групп в
соц.сетях, блоги и влоги.
Профессиональный контент.
Где найти, как выбрать?
Съемка на мобильный телефон
– основы композиции, свет,
фон.
Работа над презентацией.
Итоговая аттестация.
СММ: продвижение в
социальных сетях.
ИТОГО

3
3
3

1
1
1

2
2
2

6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
6.5.
7.

14

5

Собеседование
Зачетное
задание
Творческая работа
Собеседование
Творческая работа

9

1

2

Собеседование

3

1

2

Творческая работа

3

1

2

3
2
5

1
1
2

2
1
3

34

12

22

3

Зачетное
задание
Творческая работа
Защита проекта
Творческая работа

Содержание программы
Раздел 1. Введение в тележурналистику (5 часов)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в
помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты,
журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (10 часов)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика:
Упражнения
на
развитие
речи,
актерское
мастерство.

1

Раздел 3. Интервью (9 часа)
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Раздел 4. Новости (10 часов)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Запись видеоновостей.
Раздел 5. Операторское мастерство (15 часов)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Презентация, социальные сети и блоги (14 часов)
Теория: изучение основ ведения блога или группы в соц.сетях
Практика: разработка контента своей группы в соц.сетях, разработка и защита
презентации
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (5 часов)
Практика: творческая работа.

1

Приложение к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Мультимедийное творчество»

Рабочая программа по курсу
«Фотошкола»

1

Курс разработан для детей 8 - 9 классов с учётом особенностей их развития.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с нагрузкой 1 академический час.
Курс рассчитан на 2 года - 68 часов (в том числе, теоретические занятия – 42 часа,
практические занятия – 94 часа).
В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов, по какой-либо
теме, в зависимости от корректировки задач.
Учебный (тематический) план 1 год обучения
№
п/п
1.

2

Названиераздела, темы

Количествочасов
Всего

Теория

Введение в
искусство
фотографии

6

6

Беседа, опрос

Теория
фотографии

5

5

Беседа, опрос

3

Практика
фотографии

4

Самостоятельная работа

5
6

7

Практика

Формы
аттестации/ контроля

7

Анализ практических
работ

2

2

Анализ практических
работ.

Обработка
фотографии

8

8

Анализ практических
работ. Фотовыставка

Организационномассовая работа

6

6

Анализ результатов
участия в мероприятии

Итого:

34

11

23

Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п
1.

2.
3.
4.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Цвет и свет в
фотографии

5

5

Беседа, опрос

Теория
фотографии

6

6

Беседа, опрос

Практика
фотографии
Самостоятельная работа

Практика

Формы
аттестации/ контроля

Анализ практических
работ

10

10

3

3

Анализ практических
работ.

5.

Обработка
фотографии

5

5

Анализ практических
работ. Фотовыставка

6.

Организационномассовая работа

5

5

Анализ результатов
участия в мероприятии

Итого:

34

11

23
1

Содержание учебного (тематического)плана
1 год обучения.
1. Введение в искусство фотографии.
Теория (6 часов): Правила безопасности при работе с компьютерной техникой. Правила
пожарной безопасности. Общая история фотографии как нового искусства 20-21 века.
Фотография как способ «рисования светом». Знакомство с классическими фотографами 2021 века: Ричард Аведон, Анри Картье-Брессон, Себастьян Салгаду, Александр Родченко,
Дэвид Лашапель, Эллиот Эрвитт, Энни Лейбовиц. Разбор классических работ фотографов.
2. Теория фотографии.
Теория (5 часов): Что такое композиция в фотографии. Правило третей. Правило
равновесий и симметрии. Повторы и ритмы. Диагонали в фотографии. 3D глубина кадра.
Контраст размера. Контраст по тону. Построение кадра с помощью правил фотографии.
Построение глубины снимка с помощью правил фотографии. Свет как основной инструмент
фотографа. Что такое свет и как он работает в фотографии. Три кита построения кадра –
контраст, экспозиция, ракурс. Что такое контрастность. Зависимость величин друг от друга.
Обычные и необычные ракурсы. Что такое нормальная экспозиция и как её достичь. Повтор
материала.
3. Практика фотографии.
Практика (7 часа): Что такое фотоаппарат и как он устроен. Принцип действия
фотоаппарата. История развития фотоаппаратов и фотографирования (камера-обскура,
даггеротип, цветная фотография). Как работает современный фотоаппарат. Практический
разбор режимов фотоаппарата Av (приоритет диафрагмы), Tv (приоритет выдержки), M
(ручной режим). Регулировка чувствительности матрицы (ISO)/ Практика настройки
фотоаппарата для съемки. Построение стандартных световых схем с искусственным и
естественным светом. Практика работы с тремя источниками света (заполняющий свет,
рисующий свет, контровый свет). Построение стандартных световых схем с одним
искусственным источником света (вспышка). Съемка портрета с использованием изученных
световых схем. Примеры репортажной съемки. Практика съемки репортажа. Создание
интерьера для постановочной съемки. Съемка портрета в интерьере с использованием
световых схем. Повторение пройденного материала с помощью практической
самостоятельной съемки. Практика съемки подвижных объектов (идущие люди,
автомобили). Практический разбор классических ошибок при живой съемке.
4. Самостоятельная работа.
Практика (2 часов): Съемка на заданную тему. Создание фотопроекта на заданную тему.
Самостоятельное планирование съемки репортажа (составление плана съемки, отбор
нужных фотографий). Съемка репортажа. Практика работы с моделью. Разбор позирования
для фотографии. Создаем комфортные условия для съемки. Практическая съемка модели и
применение психологических приемов для удачной съемки.
5. Обработка фотографий.
Практика (8 часов):: Примеры обработки фотографий (простая обработка, сложная
обработка, ретушь, кадрирование). Составление и конструирование экшенов в программе

1

Adobe Photoshop. Практическая обработка полученного материала с помощью скриптов,
экшенов и инструментов Adobe Photoshop. Подведение итогов года.
6. Организационно-массовая работа.
Практика (6 часа): конкурсы, фестивали, выставки.
2 год обучения
1. Цвет и свет в фотографии.
Теория (5 часов): Правила безопасности при работе с компьютерной техникой. Правила
пожарной безопасности. Что такое свет и как мы его видим. Особенности восприятия света.
Рисунок светом. Разбор устройства цветового круга. Какие бывают цветовые круги и как
ими пользоваться. Особенности цветового круга Иттена.
2. Теория фотографии.
Теория (6 часов): Как усложнять обычную композицию в фотографии и зачем. Правило
различных долей при композиционном составлении кадра. Правило равновесий и
симметрии углубленно. Правило обычных и необычных ракурсов. Правило разнообразия и
серии. Как общаться с моделью, как подготовить модель к съемке, как расслабить модель.
Что нужно и что не нужно говорить при общении с моделью. Зачем нужны сложные
световые схемы. Какие бывают сложные световые схемы. Разбор световых схем. Как
снимать фотографии с большим контрастом. Настроение фотографии с помощью контраста
и ракурса.
3. Практика фотографии.
Практика (10 часа): Особенности работы с макрообъективами. Превращаем обычный
объектив в макро. Съемка макрообъектов. Установка схемы с двумя и тремя источниками
света и съемка. Съемка в лайтбоксе. Управление контрастом в фотоаппарате и при
обработке. Усиливаем и ослабляем контраст при съемке портрета. Световая схема по
Леонардо да Винчи (классический портрет с высоким естественным источником света).
Использование контрастных методов съемки для портрета в высоком и низком ключе.
Снимаем подвижный объект с короткой выдержкой и длинной вспышкой. «Заморозка»
объекта вспышкой.
4. Самостоятельная работа.
Практика (3 часов): Создание фотопроекта на заданную тему. Самостоятельное
планирование съемки репортажа (составление плана съемки, отбор нужных фотографий).
Съемка ландшафтного и городского пейзажа. Составление серии фотографий. Практика
съемки модели со сложной световой схемой в низком и высоком ключе. Как настроить себя
на удачную съемку. Подготовка к съемке. Методы психологического расслабления при
сложной съемке. Разбор ошибок.
5. Обработка фотографий.
Практика (5 часов): Примеры обработки фотографий (простая обработка, сложная
обработка, ретушь, кадрирование). Составление и конструирование экшенов в программе
Adobe Photoshop. Практическая обработка полученного материала с помощью скриптов,
экшенов и инструментов Adobe Photoshop. Подведение итогов года.
6. Организационно-массовая работа.
Практика (5 часов): конкурсы, фестивали, выставки.
1

2.4. Методические материалы
Методическое обеспечение программы
Программа построена на общедидактических и специфических принципах обучения
школьников среднего и старшего звена:
принцип сознательности – нацеливает на формирование у школьников
глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной
деятельности;
принцип систематичности последовательности проявляется в взаимосвязи
знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет
перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,
более сложного материала;
принцип повторения знаний, умений, навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы;
принцип постепенности. Последовательное обучение важно для
формирования экологически грамотной личности.
Для достижения поставленной цели в программе используются следующие
методы обучения:
словесные методы (беседа, объяснение, рассказ и обсуждение);
практические (практические задания, работа с литературой, наблюдения и
самонаблюдения, анализ, выполнение творческих работ);
наглядные
(плакаты,
схемы, таблицы, образцы работ,
техническиесредства).
Учебно-информационное обеспечение программы
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие. 8-е издание. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов
н/Д: изд-во
«Феникс», 2003. –544 с.
2.
2.Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. –7-е изд., стер. –М.:
КноРус, 2010. –491 c.
3.
Засурский Я.Н. «Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского
образования» / Я.Н. Засурский //Научно-аналитический журнал «Информационное
общество». –М.: Изд-во НИИ механики МГУ, 2005. – № 1. –С. 36-39.
4.
Демченко П. Н., Ярославцева Т.А. Учебное пособие по русскому языку и культуре
речи
/ СПбГУКиТ, 2005. –82 с.
5.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М.Н. Ким. –СПб.: Владос, 2003. –325
с.
6.
Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие. –СПб.: Роза
мира, 2004. –221 с.
Интернет-источники
1.
https://www.movavi.ru/support/how-to/
2.
https://videoredaktor.ru/
3.
https://video-editor.su/tutorial.php
4.
http://proremontpk.ru/ustanovka/kak-sdelat-klip-iz-fotografij-smuzykoj.htmlhttp://softobase.com/ru/article/top-programm-dlya-montazha-video
http://internika.org/umk-adobe-premiere
1

Материально-технические условия реализации программы
Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и
приспособлений)
Столы
Стулья
Ручки, карандаши
Блокноты

Количество, шт.
3
6
6
6

Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения
Персональные компьютеры для обучающихся, оснащенные
специальными видео- и аудио программами
Компьютер педагога
Мультимедийный проектор
Плазменная панель
Микрофон
Штатив

Количество, шт.
6
1
1
1
1
1

Перечень необходимого программного обеспечения
Необходимое программное обеспечение
Операционная система Window 7 и выше;
Adobe Premiere Pro
Adobe After Effects
Adobe Photoshop

Количество
По числу
персональных
компьютеров

1

Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. обучающие
презентации, видеоролики.
Видеоподборка сюжетов по темам программы
Руководство по работе с фотоаппаратами, видеокамерой,
осветительными приборами.
Банк электронных изданий
Банк творческих работ обучающихся

13

Количество
30
от 30
3
1
1

Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации»
Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Участие в конкурсах, акциях.
2. Защита проекта.

14

Оценочные материалы
Модель мониторинга качества обучения по программе.
№

Вид
мониторинга

Цель

Форма

1

Стартовая
диагностика

Беседа,
анкета

2

Текущий
контроль

Выявить уровень
информированности и опыта
деятельности
по изучаемой теме
Выявить затрудненияпри
освоении теоретических и
практических основ курса,
оказать педагогическую
Поддержку

3

Проанализировать
Выходная
диагностика динамику учебно-

Выполнение
практических
работ

Акетиро-вание

познавательного
продвижения,
уровень достижения
индивидуальныхцелей

4
5

Итоговый
контроль

Выявить уровень
информированности
Выявить уровеньрешения

Тест
Выполнение

Критерии оценки по уровням
Допустимый
Базовый
40-50 %
51-65%
верныхответов
верныхответов

Инновационный
66% и выше верных
ответов

Выполняет при
пошаговой
инструкцииучителя
(взрослого)

Выполняетна уровне
понимания

Выполняет на уровне
творческого
применения, оказывает
поддержку товарищам

Выполняет при
пошаговой
инструкцииучителя

Выполняетна уровне
понимания

Выполняет на уровне
творческого
применения, оказывает
поддержку товарищам

40-50%
51-65%
верныхответов
верныхответов
Выполнены не менее 5 практических работ

13

66% и выше верных
ответов

практических задач

практических
работ.
Презентация
своих
достижений.
Участиев
мероприятих

4 из 5 работ
соответствуют
допустимому уровню

14

4
из
5
работ
соответствуют
базовомууровню

4 из 5 работ
соответствуют
инновационному уровню

Список литературы
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие. 8-е издание. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов
н/Д: изд-во
«Феникс», 2003. –544 с.
2.
2.Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. –7-е изд., стер. –
М.: КноРус, 2010. –491 c.
3.
3.Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. / В.В.
Ворошилов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. –160 с.
4.
Засурский Я.Н. «Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского
образования» / Я.Н. Засурский //Научно-аналитический журнал «Информационное
общество». –М.: Изд-во НИИ механики МГУ, 2005. – № 1. –С. 36-39.
5.
Демченко П. Н., Ярославцева Т.А. Учебное пособие по русскому языку и культуре
речи
/ СПбГУКиТ, 2005. –82 с.
6.
Жаркова Т. В. Русский язык Функциональные стили: учебно-методическое
пособие / СПбГУКиТ, 2012. –190 с.
7.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М.Н. Ким. –СПб.: Владос, 2003. –
325 с.
8.
Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие. –СПб.: Роза
мира, 2004. –221 с.
9.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. 2-е
издание. / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2004. –240 с.
10.
Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука
журналистики: Учебное пособие/ Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова
И.А. –М.: Вентанта-Граф, 2007. –272 с.
11.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и
практики: учебное пособие. / О.Р. Самарцев. –М.: Академический проект, 2007. –528 с.
12.
Сметанина С. И. Литературное редактирование: Для журналистов и
специалистов по связям с общественностью. –СПб, 2003. –252 с.
13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. –М., 2000. –312
с.
14.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. –12-е
изд. / Д.Э. Розенталь. –М.: Айрис-пресс, 2007. –368 с.
15. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema,
video.
16. — M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
17.
Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика
культуры,2002 - 160 с.
18. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики».
Шахты,2014.

13

Приложение
Оценочный материал (диагностический инструмент)
1.

Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»

Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается педагогом.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объѐм текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт Times New Roman
Критерии оценки
Показатели
1. Критерии авторства
1.1.Наличие
авторской
позиции Количество
читателей
репортажа,
которые
(авторского мнения, отношения к одинаково формулируют содержание авторской
описываемому событию, явлению).
позиции (авторского мнения, отношения):
- более 90 % – 10 баллов;
- от 50 до 90 % – 7 баллов;
- от 20 до 50 % – 4 балла;
- менее 20 % – 2 балла;
- все читатели затрудняются выделить авторскую
позицию – 0 баллов.
1.2.
Применение
средств
предъявления авторской позиции,
адекватных жанру репортажа: прямое
высказывание отношения (критика,
одобрение, комментарии и др.);
выделение наиболее значимых сточки
зрения автора эпизодов;эмоционально
- окрашенный стиль
текста и др.
2. Критерии соответствия жанру
2.1. «Композиция репортажа».

2.2.Применение средств, создающих
«эффект
присутствия»:
свидетельство очевидцев,
прямая
речь, диалоги, обращение к деталям
описания, эмоциональное состояние
автора.
2.3.Достоверность
информации:

Количество использованных средств:
- 2 и более – 10 баллов;
- 1 средство – 7 баллов;
- Отсутствие средств – 0 баллов.

Соблюдение
требований
к
композиции;
последовательность изложения:
- все требования соблюдены репортажа, события
переданы последовательно – 10 баллов;
- одно требование не соблюдается, события
переданы последовательно – 7 баллов;
- все требования соблюдены, хронология событий
нарушена – 5 баллов;
- одно требование не соблюдается, хронология
событий нарушена – 2 балла;
требования нарушены, последовательность
событий отсутствует – 0 баллов.
Количество использованных средств, создающих
«эффект присутствия»:
- три и более – 10 баллов;
- два – 7 баллов;
- одно – 5 баллов;
- средства не использованы – 0 баллов.
Количество ошибок:
14

отсутствие ошибок в используемых
названиях, фамилиях, правильная
передача слов участников события,
правдивое описание действия и др.

- ошибок нет – 10 баллов;
- одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе
подготовки материала к печати – 5 баллов;
- на материал подана рекламация, информация
рекламации подтвердилась – 0 баллов.

15

2.

Требования к презентации в Power Point

№
1.

Критерии
Основные
слайды
презентации

Требования
Структура презентации:
1-ый слайд – титульный лист
– тема, автор, логотип;
2- ой слайд – сведения об
авторе;
3- ий слайд – содержание
презентации с кнопками
навигации;
в
конце
–
список
используемых источников
завершающий
слайд
–
повторение
контактной
информации об авторе.

2.

Виды слайдов

3.

Шрифт

4.

Содержание
информации

Для
обеспечения
наглядности
следует
использовать
разные
способы
размещения
информации и разные виды
слайдов:
 с текстом
 с иллюстрациями;
 с таблицами;
 с диаграммами;
 с анимацией
Текст должен быть хорошо
виден.
Размер шрифта должен быть
максимально крупным на
слайде! Самый «мелкий» для
презентации – шрифт 24 пт
(для текста) и 40 пт (для
заголовков).
Лучше использовать шрифты
Arial, Verdana, Tahoma,
Comic Sans MS
Интервал между строк –
полуторный.
При
подготовке
текста
презентации в обязательном
порядке
должны
соблюдаться общепринятые
правила
орфографии,
пунктуации, стилистики и

16

Примечания
На 2-ом слайде размещается
фотография автора, информация
о нѐм и контактная информация.
Кнопки навигации нужны для
быстроты перемещения внутри
презентации – к любому слайду
можно добраться в 2 щелчка.
Соблюдайте основные правила
цитирования и авторские права!!!
(обязательно
указание
первоисточников
материалов:
откуда взяли иллюстрации, звуки,
тексты, ссылки; кроме интернетссылок, указываются и печатные
издания)

Желательно
устанавливать
ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для
всей презентации.

В
презентациях точка
заголовках не ставится.

в

правила оформления текста
(отсутствие
точки
в
заголовках и т.д.), а также
могут
использоваться
общепринятые сокращения.
Форма
представления
информации
должна
соответствовать
уровню
знаний
аудитории
слушателей, для которых
демонстрируется презентация.
5.

Объем
информации

6.

Способы
выделения
информации

7.

Использование
списков

8.

Воздействие
цвета

Недопустимо
заполнять
один
слайд
слишком
большим
объемом
информации:
единовременно
человеку
трудно запомнить более трех
фактов,
выводов
или
определений.
Наибольшая эффективность
передачи
содержания
достигается, когда ключевые
пункты отображаются по
одному на каждом отдельном
слайде.
Следует
наглядно
размещать
информацию:
применять рамки, границы,
заливку,
разные
цвета
шрифтов,
штриховку,
стрелки.
Если хотите привлечь особое
внимание,
используйте
рисунки, диаграммы, схемы,
таблицы, выделяйте опорные
слова.
Списки из большого числа
пунктов не приветствуются.
Лучше использовать спискипо
3-7 пунктов. Большие списки
и таблицы разбивать
на 2 слайда.
Важно грамотное сочетание
цвета в презентации!
На
одном
слайде
рекомендуется использовать
не более трех цветов: один
для
фона,
один
для
заголовков, один для текста.
Для
фона
и
текста
используйте
контрастные
цвета.
Учитывайте, что цвет влияет
17

Размещать много мелкого текста
на слайде недопустимо!
Существует мнение, что на слайде
должно быть размещено не более
290 знаков (включая пробелы).

Важно не нарушать чувства меры:
не перегружать слайды, нов то же
время и не размещать сплошной
текст.

Цвет может увеличить или
уменьшить кажущиеся размеры
объектов.
Обратите внимание на цвет
гиперссылок
(до
и
после
использования).

на восприятие различных
групп слушателей по- разному
(дети, взрослые, деловые
партнеры,
участники конференции и
т.д.).
Для фона выбирайте более
холодные
тона
(предпочтительнее)
или
светлый фон и темные
надписи.
Пѐстрый
фон
не
применять.

9.

Цвет фона

10.

Размещение
изображений и
фотографий

В
презентации размещать
только
оптимизированные
(уменьшенные) изображения.
Картинка
должна иметь
размер не более 1024*768
Иллюстрации располагаются
на слайдах так, чтобы слева,
справа, сверху, снизу от края
слайда
оставались
неширокие свободные поля.
Перед
демонстрацией
ОБЯЗАТЕЛЬНО
проверять,
насколько
четко
просматриваются
изображения.

11.

Анимационные
эффекты

Анимация не должна быть
навязчивой!
Не
допускается
использование побуквенной
анимации и вращения, атакже
использование более
3-х анимационных эффектов

Текст должен быть хорошо
виден на любом экране!
Не забывайте, что презентация
отображается
по-разному
на
экране монитора и черезпроектор
(цветовая гамма через проектор
искажается,
будет
выглядеть
темнее и менее контрастно)
Для уменьшения объема самой
презентации
рекомендуется
соблюдать правила:
 оптимизировать
объем
изображений (для уменьшения
«веса»
картинки
можно
использовать Microsoft Office
Picture Manager);
 вставлять картинки, используя
специальные поля PowerPoint, а
не просто перетаскивать их в
презентацию;
 обрезать картинку лучше в
специализированной программе
(Photoshop или др.), а не
непосредственно
средствами
PowerPoint
Как правило, картинка (не
фотография) весит меньше в
формате gif / png,нежели в jpg и
т.д.
Плохой считается презентация,
которая:
 долго загружается и имеет
большой размер,
 когда фотографии и картинки
растянуты и имеют нечеткие
изображения!
Помните, что анимированные
картинки не должны отвлекать
внимание от содержания!
В
информационных
слайдах
анимация объектов допускается
только в случае, если это
необходимо
для
отражения
изменений и если очередность
появления
анимированных
объектов
соответствует

на одном слайде.
Не
рекомендуется
применять
эффекты
анимации
к
заголовкам,
особенно такие, как
«Вращение», «Спираль» и т.п.
При
использовании
анимации следует помнить о
недопустимости пересечения
вновь
появляющегосяобъекта с
элементами
уже
присутствующих объектов на
экране.

структуре презентации и теме
выступления.

12. Звук

Не
допускается
сопровождение
появления
текста звуковыми эффектами
из стандартного наборазвуков
PowerPoint.
Музыка
должна
быть
ненавязчивая, а еѐ выбор
оправдан!

Звуковое сопровождение слайдов
подбирайте с осторожностью,
только там, где это действительно
необходимо.
Того
же
правила
придерживайтесь
при
использовании
анимационных
эффектов.

13. Единство стиля

Для
лучшего
восприятия
старайтесь
придерживаться
ЕДИНОГО
ФОРМАТА
СЛАЙДОВ (одинаковый тип
шрифта, сходная цветовая
гамма).
Недопустимо использование в
одной презентации разных
шаблонов оформления!
Сохранять
презентацию
лучше как «Демонстрация
PowerPoint». С расширением
.pps

Тогда в одном файле окажутся
ВСЕ приложения (музыка,ссылки,
текстовые документы
и.т.д.)

Сохранение
презентаций

Исключения
составляют
специально
созданные,
динамические презентации.

3. Аттестация по завершении реализации программы.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
 демонстрации видеофильма;
 диалога исторических или литературных персонажей;
 игры с залом;
 инсценировки реального или вымышленного исторического события;
 пресс-конференции;
 видеопутешествия или видеоэссе;
 рекламы;
 ролевой игры;
 интервью;
 телепередачи;
 фоторепортаж;
 виртуальной экскурсии.

20

Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
Критерии оценки содержания и защиты проекта
Критерии
проекта

оценки Содержание
оценки

Актуальность
поставленной
проблемы

критерия Кол-во
баллов

Насколько
работа От 0 до
интересна в практическом 1
или теоретическом плане?
Насколько работа является От 0 до
новой? Обращается ли автор 1
к
проблеме,
для
комплексного
решения
которой
нет
готовых
ответов?
Верно ли определил автор
актуальность работы?

От 0 до
1

Верно ли определены цели,
задачи работы?

От 0 до
2

исследования От 0 до
Теоретическая или Результаты
доведены
до
идеи 2
практическая
(потенциальной
ценность
возможности) применения
на практике.
Проделанная
работа От 0 до
решает
или
детально 2
прорабатывает
на
материале
проблемные
теоретические вопросы в
определенной
научной
области
Автор в работе указал От 0 до
теоретическую
и/или 1
практическую значимость
Методы
исследования

Целесообразность
применяемых методов

1

Соблюдение
технологии 1
использования методов
Качество
содержания
проектной
работы

Выводы
работы 2
соответствуют
поставленным целям
Оригинальность,

2

21

Самооценка

Оценка
руководителя
проекта

неповторимость проекта
В проекте есть разделение 1
на части, компоненты, в
каждом
из
которых
освещается
отдельная
сторона работы
Есть ли исследовательский
аспект в работе

2

Есть
ли
у
работы 1
перспектива развития
Качество продукта
проекта
(презентации,
сайта,
информационного
диска)

Интересная
форма От 0 до
представления, но в рамках 2
делового стиля
Логичность,
последовательность
слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до
2

Форма
материала 1
соответствует задумке
Текст
воспринимается

легко 1

Отсутствие грамматических 1
ошибок,
стиль речи
Четкие представления о От 0 до
Компетентность
работы,
о 2
участника
при целях
направлениях ее развития,
защите работы
критическая оценка работыи
полученных результатов
Докладчик изъясняется ясно, От 0 до
четко,
понятно,
умеет 2
заинтересовать аудиторию,
обращает
внимание
на
главные моменты в работе
Докладчик опирается на От 0 до
краткие тезисы, выводы, и 2
распространяет, объясняет
их аудитории.
Докладчик
выдержал От 0 до
временные
рамки 2
выступления
и
успел
раскрыть основную суть
работы.

22

Докладчик
смог От 0 до
аргументировано ответитьна 2
заданные вопросы либо
определить возможные пути
поиска ответа навопрос

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».