МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ирбитское муниципальное образование муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Рудновская основная общеобразовательная школа»
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 84-од от «01» 09 2025 г.
МОУ «Рудновская ООШ»
________________________
Директор С.К.Хайруллина
Рабочая программа
Коррекционного курса
«Психологические занятия»
с. Рудное
2025 год
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в
соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ»,
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования.
Цель
психолого-педагогического
сопровождения: создание
в
общеобразовательном
учреждении
благоприятных
социальнопсихологических условий, способствующих максимальному развитию
личностного и творческого потенциала всех участников образовательной
деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
раннее выявление и оказание психологической помощи детям,
имеющим трудности в обучении и воспитании;
профилактика школьной и социальной дезадаптации;
профилактика суицидального поведения;
профилактика буллинга в классных коллективах;
консультативная и информационная психологическая поддержка
учащихся, родителей и педагогов;
повышение мотивации обучения у учащихся;
создание психологически комфортных условий для развития личности
каждого ребенка;
формирование у обучающихся способности к самопознанию,
саморазвитию и самоопределению;
формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
организация работы с учащимися и родителями по вопросам
психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация
деятельности: программа
рассчитана
на
3
года психологического сопровождения детей, посещающих Рудновскую
общеобразовательную школу.
Основные циклы сопровождения:
готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
переход в среднее звено;
подростковый кризис;
адаптация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагогапсихолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные
методики выявления особенностей психического развития ребенка,
сформированности определенных психологических новообразований,
соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и
межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям
общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют
традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность
образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа,
средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает
сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном
этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде
всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные
действия
УУД обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей
учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование,прогнозирование,
контроль в форме сличения способа действия и его результата,
коррекция,оценка, волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а
также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности
универсальных учебных действий является диагностическая система
психологического сопровождения. Первые диагностические измерения
сформированности универсальных учебных действий проводятся при
поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и
нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к
обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в
школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной
на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго,
модифицированные тесты Керна-Йирасека).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям,
показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление
причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 9 класс) - адаптация к
изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной
на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на
определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной
школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной
на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее
звено (9 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце
года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое
обследование, в результате которого определяется уровень и особенности
психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года
проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных
особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении;
диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в
течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия,
направленные на формирование и развитие необходимых познавательных
навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.
Занятия
проводятся
с
использованием
игровых
упражнений,
изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик
обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится
групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание
необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный
процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися 9 класса во втором учебном полугодии проводятся
групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам,
направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков
уверенного поведения.
4. С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и
индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных
установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии,
способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим
поведением.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических
условий, способствующих максимальному развитию личностного и
творческого потенциала всех участников образовательной деятельности,в
каждом школьном звене в течение года проводятся групповые
(подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности;
формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к
школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей;
создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие
эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и
личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации;
формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного
настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству;
формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9
класс): занятия направлены на развитие
познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие
самосознания,
саморегуляции,
личностного
и
профессионального
самоопределения;
развитие
творческих
способностей;
создание
благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование
установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по
запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе,
взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками,
вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации,
стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения
уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих
вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами
тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с
использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и
самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;
формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную
жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении
групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей
и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психологопедагогического просвещения родителей, формирования установки
ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития
ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по
запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности
детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка,
взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций
и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения
ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских
собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на
повышение психологической культуры родителей с целью создания
социально-психологических
условий
для
привлечения
семьи
к
сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по
отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение
индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по
запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности
поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения
уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии
психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических
советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам;
проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности
педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
1)
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению
учащихся различных категорий.
2)
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3)
Разработка, подготовка и проведение:
родительских собраний,
классных часов,
занятий с классными руководителями, учителями.
4)
Разработка и реализация программ изучения психолого-социальнопедагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и
отнесенных к различным категориям.
5)
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий.
6)
Разработка,
подготовка
и
проведение
психологической
диагностики, обработка полученных данных.
7)
Подготовка и проведение занятий в рамках психологического
сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
8)
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
9)
Анализ научной и практической литературы.
10)
Работа над темой самообразования.
2. Оборудование:
приобретение учебных пособий, методик, развивающих
программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и
демонстрационного материала
3. Участие и выступление на педагогических и методических советах,
плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение
уроков, внеурочных мероприятий, РМО педагогов-психологов, районных
стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в
неделе психологии.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с учащимися.
Педагог - психолог
образовательного учреждения призван
содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных
этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также
определение психологических причин нарушения личностного и
социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,
2.Работа по адаптации в 1, 5 , 9 классах, а также с новичками в школе,
3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
4.Работа с детьми с ОВЗ,
5.Подготовка к итоговой аттестации,
6.Работа с родителями,
7.Работа с неблагополучными семьями,
8.Работа с детьми «группы риска».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-14 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение
ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому
образу жизни.
Старшее звено (15-17 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее
ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части
жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми
состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
Информирование учителей и родителей
индивидуальных особенностях детей.
о
возрастных
и
Ситуация
сотрудничества
и
формирование
установки
ответственности родителей по отношению к проблемам школьного
обучения и развития ребенка
Просвещение
Повышение
учителей.
психологической
культуры
учащихся,
родителей,
Методическая и аналитическая работа
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса
психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2025/2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации
в 1 классе
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление школьных рисков.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
п/п
1.Психолого – педагогическая диагностика 1 срез (октябрь – ноябрь)
1.
2.
3.
1.Психодиагностика УШГ (уровня
1 класс
школьной готовности) поступающих в 1-е
классы (диагностический комплекс Семаго
М.М. )
- Задание № 1 «Продолжи узор»;
-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;
-Задание № 3 «Шифровка»;
-Задание № 4 «Слова»;
-Задание № 5 «Нарисуй человека»
2.Проведение диагностических методик на
определение адаптации первоклассников к
школьному обучению:
Тест Керна-Йирасика;
- установление причинно-следственных
связей;
- вербальное мышление;
- интеллектуальные умения-обобщение,
классификация;
- мнемические процессы: память,
внимание, переключение внимания,
восприятие;
(Личностные, познавательные,
регулятивные, коммуникативные)
Минимизация школьных рисков,
формирование благоприятного
адаптационного фона
Диагностика развития произвольности по
1 класс
методике Д.Б. Эльконина «Графический
диктант»
(Регулятивные (самоконтроль)).
Выявление умения слушать, понимать и
четко выполнять указания взрослого,
действовать в соответствии с правилом,
применять образец
Методика экспресс - диагностики
1 класс
интеллектуальных способностей
дошкольников МЭДИС
(Познавательные (осведомленность))
Сентябрьоктябрь
октябрь
октябрь
4.
5.
6.
7.
Ориентировочное обследование уровня
интеллектуального развития детей 6 - 7
лет.
Выявление уровня сформированности
1 класс
внутренней позиции школьника,
мотивации учения по методике Т.А
Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина
«Беседа о школе» (Личностные
(внутренняя позиция школьника,
самоопределение)). Выявление уровня
сформированности внутренней позиции
школьника, мотивации учения
5. Изучение самооценки младшего
школьникапометодике Дембо-Рубинштейн
(Личностные (самооценка))
Выявление уровня сформированности
самооценки младшего школьника
Изучение сформированности кооперации, 1 класс
взаимодействия по методике Цукерман
Г.А. «Рукавички» (Коммуникативные
(кооперация))
Выявление уровня сформированности
действий по согласованию усилий в
процессе осуществления сотрудничества
Изучение периода адаптации учащихся по 1 класс
методике Александровой в 1-х классах
(Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные)
Психолого – педагогическая диагностика 2 срез (апрель – май)
октябрь
Ноябрь
Ноябрь
ноябрь
2.Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных и групповых
консультаций родителей первоклассников
2.
Родительское собрание «Адаптация
первоклассников»
Родители первоклассников По запросу
ноябрь майРодители первоклассников По плану
кл. рук.
3.Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие занятия
собучающимися, испытывающими
временные трудности периода адаптации
(Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные)
Снизить в период адаптации тревожность,
научить пользоваться поддержкой
окружающих, оказывать помощь другим,
видеть свои сильные и слабые стороны.
1 класс
4.Аналитическая работа
I этап
Ноябрь по результатам диагностики
Ноябрьаперель
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков
в дальнейшем обучении
II этап май по результатам диагностики
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков
в дальнейшем обучении
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
для 5-х классов
№
п/п
Мероприятие
Участники
Сроки
Психолого – педагогическая диагностика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Изучение периода адаптации учащихся
по методике Александровской.
(Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД)
Предполагаемый результат: создание
условий для успешной адаптации
учащихся к среднему звену школы,
предупреждение и преодоление
школьных факторов риска
Тест школьной тревожности Филипса
(Личностные УУД)
Предполагаемый результат: Определение
уровня школьной тревожности.
Методика самооценки В.Н.Ковалева.
(Личностные УУД)
Предполагаемый результат: изучение
самооценки.
Модифицированный вариант анкеты
школьной мотивации Н.Г.
Лускановой.(Личностные УУД)
Предполагаемый результат: изучение
мотивационной сферы как одной из
составляющих личностных УУД.
«Прогрессивные матрицы» Равенна
(Познавательные УУД)
Предполагаемый результат: определение
темпа работоспособности.
Личностный опросник Кеттелла в
модификация Л.А. Ясюковой
(Регулятивные УУД)
Учащиеся
5 класса
I этап
Сентябрь – октябрь,
II этап
Апрель– май
Учащиеся
5 класса
Ноябрь
Учащиеся
5 класса
Октябрь –апрель
(мониторинг)
Учащиеся
5 класса
Октябрь
Учащиеся
5 класса
Ноябрь -апрель
(мониторинг)
Учащиеся
5 класса
Ноябрь
Консультационная и просветительская работа
1.
2.
3.
Проведение индивидуальных и
групповых консультаций родителей
пятиклассников.
Родительское собрание (презентация)
«Адаптация пятиклассников к новым
условиям учебы»
Групповые и индивидуальные
консультации с педагогами
Родители
пятиклассников
По запросу ноябрь–май
по плану классного
руководителя
Педагоги, работающие в
5-м классе
сентябрь-май.
«Первый раз в новый класс»
«Трудности адаптационного периода»
«Психологические особенности
младшего подросткового возраста».
Предполагаемый результат: повышение
готовности педагогов к работе в новом
детском коллективе
Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие занятия с
обучающимися, испытывающими
временные трудности периода адаптации
Обучающиеся 5 класса
испытывающие
трудности в период
адаптации
Ноябрь - апрель
(Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
ПознавательныеУУД)
Предполагаемый результат: снизить в
период адаптации тревожность, научить
пользоваться поддержкой окружающих,
оказывать помощь другим, видеть свои
сильные и слабые стороны
Аналитическая работа
В течение года
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ
условий адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление
школьных рисков в дальнейшем
обучении
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 9 класса
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и
напряженности.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
п/п
Психолого – педагогическая диагностика
1.
Методика Кондаша «Шкалы социальноситуационной тревоги»
(Выявить уровень ситуационной,
межличностной, самооценочной
тревожности)
9 класс
октябрь
2.
Методика изучения эмоционального
напряжения.
9 класс
октябрь
9 класс
февраль
(Выявить степень эмоционального
напряжения десятиклассников в период
адаптации)
3.
Диагностика 9-х классов
«Готовность к переходу в 10-й
класс».
Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных
Родители
Октябрь
2.
3.
4.
консультаций по вопросам
адаптации 10-х классов с
родителями и педагогами.
Индивидуальные консультации для
учащихся по результатам
диагностики.
Наблюдение за процессом
адаптации уч-ся 9-х классов во
время и вне учебных занятий
Лекции и беседы с родителями
Педагоги 9 класса
ноябрь
9 класс
В течение года
9 класс
Сентябрь - ноябрь
Родители 9 класса
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.
Индивидуальная работа с
учащимися по коррекции и
развитию познавательной,
эмоционально-волевой и
личностной сферы.
9 класс
В течение года (по
запросу и
результатам
диагностики)
Аналитическая работа
Написание справок, заключений.
В течение года
Предполагаемый результат: анализ
условий адаптации детей к школе,
предупреждение и преодоление
школьных рисков в дальнейшем
обучении
№
Сопровождение готовности учащихся 4 класса
при переходе среднее звено
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
мероприятия
участники
Сроки
1.Психолого – педагогическая диагностика
Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.
1.
Методика «Уровень школьной мотивации»
(Мотивация учебной деятельности)
4 класс
март
2.
Методика «Определения умственного развития»
(познавательная сфера)
Методика «Слова»(Познавательная сфера)
Методика «Умение считать в уме»
(Познавательная сфера)
Методика «Три оценки»
(Самооценка, уровень притязаний)
Методика «Экспертная оценка психолого –
педагогического статуса ученика на этапе
завершения обучения в начальной школе»
(Сформированность учебных действий и умений)
4 класс
март
4 класс
4 класс
март
март
4 класс
март
педагог 4 класса
март
3.
4.
5.
6.
Консультационная и просветительская работа
1.
Разработка рекомендаций для родителей по
Родители 4
апрель
результатам диагностики.
класса
Коррекционно – развивающая работа
1.
Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»
4 класс
апрель
Аналитическая работа
1.
2.
Обработка полученных данных
Составление психолого – педагогического
заключения и прогноза развития
май
План работы педагога – психолога по взаимодействию
с тревожными обучающимися
Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов,
снятие тревожности.
№
п/п
Мероприятие
Участники
Сроки
1.Психолого – педагогическая диагностика
1.
2.
3.
4.
Мониторинг уровня тревожности
обучащихся школы:
-Методика А.И. Захарова и
М.Панфиловой «Страхи в
домиках»
Методика Филлипса «Оценка
уровня тревожности» (2-8 классы);
Методика Кондаша «Шкалы
тревожности»
Повторная диагностика:
Мониторинг уровня тревожности
обучащихся школы:
1)Методика А.И. Захарова и
М.Панфиловой «Страхи в
домиках»
2)методика Филлипса «Оценка
уровня тревожности» (2-8 классы);
3) Методика Кондаша «Шкала
тревожности»
1,2, 3, 4 классы
Октябрь ноябрь
5, 6, 7,8 классы
Октябрь ноябрь
Октябрь ноябрь
апрель
9 класс
1, 2, 3, 4 классы
5, 6, 7, 8 классы
9, класс
2.Консультационная и просветительская работа
1.
2.
3.
Проведение индивидуальных и
групповых консультаций с
родителями, педагогами,
обучающимися
Выступление на общешкольном
родительском собрании
«Социально-психологическое
тестирование»
Беседа «Понятие «тревога» и
«тревожность». Причины развития
Все участники
По запросу
образовательнойдеятельности сентябрь-май
Родители
Сентябрь
Родители
3 четверть
4.
тревожности у детей. Как помочь
тревожному ребенку».
Рекомендации для родителей в
форме буклетов
Родители обучающихся
1 четверть
3.Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающая
программа для подростков (с
высоким уровнем тревожности)
6-9 классы
ноябрь
1, 3, 4 классы
ноябрь
«Развитие навыков общения и
позитивного отношения к себе»
2.
Групповые и индивидуальные
занятия с элементами арт-террапии
по преодолению страхов с
обучающимися имеющими
высокий уровень тревожности
4.Аналитическая работа
I этап Ноябрь по результатам диагностики
II этап май по результатам диагностики
План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации
Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при
проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение
устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
п/п
Психолого – педагогическая диагностика
Диагностика самочувствия, активности и
9, класс
январь
1.
2.
3.
4.
настроения. Методика САН
Диагностика уровня тревожности «Шкалы
социально –ситуационной тревоги Кондаша»
Диагностика мотивационной направленности
личности на достижение успеха. Методика
Т.Элерса.
Изучение эмоциональной напряженности
9, класс
январь
9, классы
январь
9, классы
январь
Консультационная и просветительская работа
2.
Выступление на родительском собрании
«Психологический комфорт в семье во время
экзамена»
3.
Консультирование обучающихся, родителей
педагогов по вопросам психологической
готовности к экзаменационным испытаниям.
Родители
выпускников
(по плану кл.
рук.)
Все участники
образовательной
деятельности
3 четверть
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
Индивидуальная коррекционно- развивающая
работа на повышение устойчивости к
Учащиеся
имеющие
По
необходимости
воздействию к стрессовым факторам.
высокий уровень
тревожности,
эмоциональную
напряженность.
Аналитическая работа
Заключение по результатам психодиагностики
План работы педагога – психолога с родителями
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и
ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в
семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для
обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
№
п/п
Мероприятие
Участники
Сроки
Психолого – педагогическая диагностика
1.
Диагностика уровня потребности
родителей в психолого-педагогических
знаниях; уровень педагогической
компетентности и удовлетворенности
родителей.
Методика Р. В. Овчаровой;
Методика И. А. Хоменко.
Родители 1-9 классов
1 четверть
Консультационная и просветительская работа
1.
Индивидуальные консультации
2.
Родительский лекторий (на классных
родительских собраниях)
3.
4.
Общешкольное родительское собрание
Беседа «Вредные привычки ребенка и
родителя»
Беседа «Совместное проведение
свободного времени»
Беседа «Личный пример родителей»
5.
6.
Родители
1-9 классов
Родители 1-9 классов
Родители 1- 9 классов
Родители 5- 9 классов
В течение года по
запросу
В течение года по
плану классного
руководителя
По плану школы
2 четверть
Родители 5- 9 классов
3 четверть
Родители 5- 9 классов
4 четверть
Аналитическая работа
Заключение по результатам
психодиагностики
План работы педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся,
гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся поведению.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
п/п
Выявление и учет учащихся группы
Обучающиеся школы (с Сентябрь 1.
2.
3.
риска. Проведение СПТ – 2022.
Изучение личных дел
Контроль над посещаемостью занятий
детей «группы риска»
13 лет)
Дети «группы риска»
Дети «группы риска»
октябрь
В течение года
постоянно
Психолого – педагогическая диагностика
1.
2.
3.
4.
Оформление индивидуально –
Дети «группы риска»
диагностических карт на «трудных
детей».
Изучение индивидуальных
Дети «группы риска»
особенностей развития детей, с
признаками отклоняющегося
поведения.
Изучение интересов и склонностей
Дети «группы риска»
учащихся через тестирование,
анкетирование и наблюдение
Социально-психологическое
Дети «группы риска»
обследование на выявление склонностей
к рискам аддиктивного и суицидального
поведения.
По мере
необходимости
В течение года
В течение года
Апрель
Консультационная и просветительская работа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Разработка рекомендаций для
педагогического коллектива в работе с
«трудными» детьми их семьями.
Консультирование подростков (в том
числе «Группы риска»), родителей и
учителей (по запросам)
Рекомендации родителями вновь
прибывших учащихся.
Групповая консультация родителей по
результатам диагностики «Трудный
возраст»
Рекомендации для учителей, работающих
с учащимися 1,2,5,10-х классов
«Адаптация детей к школе и психологопедагогическая поддержка учащихсядезадаптантов».
Беседа «Профилактика злоупотребления
наркотиками, алкоголем и другими
психоактивными веществами среди
подростков и молодёжи».
Консультации с ребенком, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, по
предупреждению случаев детского
суицида.
Педагоги школы
В течение года
Все участники
образовательного
процесса
родители
В течение года
Родители детей
«группы риска»
По мере
необходимости
2 четверть
Педагоги
дезадаптированных
детей
2 четверть
Дети «группы риска»
1 четверть
Дети «группы риска»
По мере
необходимости
8.
Организация бесед (формирование
Дети «группы риска»
здорового образа жизни, привитие
санитарно-гигиенических навыков,
половозрастные особенности развития,
профилактика наркомании, курения,
алкоголизма)
Индивидуальные консультации с
Дети «группы риска»
учащейся (анализ собственного
поведения, законопослушное поведение)
Информирование ребенка об его правах Дети «группы риска»
и обязанностях
3 четверть
В течение года
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.
Проведение коррекционных занятий с
«трудными детьми».
по мере
необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Заполнение карты личности детей
«группы риска»
План работы педагога – психолога
по профилактике здорового образа жизни
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и
обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной
жизненной позиции.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
проведения
Психолого – педагогическая диагностика
Анкетирование
«Компьютер
и Я»
2-9 классы
1 четверть
1.
Анкетирование «Мое отношение к вредным
5 – 9 классы
2 четверть
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
привычкам»
Анкетирование «Ребенок и ПАВ»
Родители 5- 9
классов
9 классы
7-9 классы
Анкета «Отношение к наркотикам»
Социально-психологическое обследование на
выявление склонностей к рискам аддиктивного,
суицидального поведения.
Консультационная и просветительская работа
Консультация «Воспитание будущих родителей»
9 класс
Для мальчиков
Для девочек
Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»
5-9 классы
Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»
9 класс
Групповое профилактическое занятие «День отказа от 5, 6, 8 классы
курения»
Групповые занятия, беседы, круглые столы по
5-9 классы
профилактике употребления ПАВ:
«Быть ответственным, значит…»,
3 четверть
4 четверть
4 четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
В течение года
«Не допустить беды»,
«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,
«Компьютер – мой помощник и друг»
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по
необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ
Цель - формирование положительных установок в общении со
сверстниками,
взрослыми,
развитие
рефлексии,
способности
к
саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
№
Мероприятие
Участники
Сроки
проведения
Психолого – педагогическая диагностика
1.
2.
3.
Мониторинг воспитанности
Учащиеся со
Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, статусом ОВЗ и
людям, к себе.
ЗПР
1-2 классы
Мониторинг развития
Учащиеся со
Уровень развития учебно-организационных, учебностатусом ОВЗ и
информационных, санитарно- гигиенических
ЗПР
навыков, школьной мотивации
1-2 классы
Мониторинг «Оценка социально – личностных
Учащиеся со
результатов (жизненной компетенции)
статусом ОВЗ и
воспитанников».
ЗПР
Уровень развития жизненных компетенций
1-2 классы
Сентябрь, январь,
май
Сентябрь, январь,
май
Сентябрь, январь,
май
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по развитию
познавательной сферы: память, внимание, мышление,
воображение, переключение внимания
Учащиеся со
В течение года
статусом ОВЗ и
ЗПР
1- 2 класса
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Учащиеся со
Май
статусом ОВЗ и
ЗПР
1-2 класса
План работы педагога – психолога по профилактике суицида и
суицидального поведения среди школьников
Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску
возникновения суицидального поведения.
№
мероприятие
Участники
Сроки
проведения
Психолого – педагогическая диагностика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
«Опросник детской депрессии» (по Марии Ковак)
Учащиеся 6-9
классы
Методика «Карта риска суицида» (модификация
Учащиеся 6-9
Л.Б.Шнейдер)
классы
«Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Учащиеся 6-9
Разуваевой)».
классы
Опросник Айзенка «Самооценка психических
Учащиеся 6-9
состояний личности»
классы
Проективная методика «Незаконченные
Учащиеся 6-9
предложения»
классы
Методика «Шкала безнадёжности»
Учащиеся 6-9
классы
Методика «Диагностика враждебности» (по шкале
Учащиеся 6-9
Кука-Медлей).
классы
Методика диагностики уровня субъективного
Учащиеся 6-9
ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.
классы
Социально-психологическое обследование на
Учащиеся 13выявление склонностей к рискам аддиктивного,
18 лет
суицидального поведения.
Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»
Учащиеся 6-9
классы
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
Май
Консультационная и просветительская работа
1.
2.
3.
4.
Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»
Просмотр видеороликов «Суицид: его причины»,
анализ ситуаций, которые привели к гибели.
Тренинг «Мы выбираем жизнь»
Общешкольные родительские собрания по
профилактике суицида
Уч. 6-9 кл.
Уч. 8-9 кл.
В течение года
Ноябрь
Уч. 8-9 кл.
Родители 1-9
классов
Февраль
По плану школы.
Коррекционно – развивающая работа
1.
2.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий
по необходимости
Проведение групповых коррекционных занятий по
необходимости
Учащиеся 6-9
классы
Учащиеся 6-9
классы
Аналитическая работа
1.
2.
Анализ результатов социально-психологического
обследования на выявление склонностей к рискам
аддиктивного, суицидального поведения.
Заключение по результатам диагностик
Учащиеся 1318 лет
Сентябрь
1.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
2.
Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с
непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия,
2009.
3.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и
переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
4.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
5.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное
самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
6.
Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.:
Психотерапия, 2006.
7.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2008.
8.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:
Совершенство, 1997.
9.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками
(10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению
внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги
ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический
проект, 2005.
14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика
и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. –
СПб.: КАРО, 2006.
17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и
студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры,
упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов
школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум
педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
по
возрастной
и
22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростовна-Дону: Феникс, 2009.
23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология
эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь,
1996.
24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к
школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.:
Академия, 2000.
26. Дубровина И.В. Рабочая
Просвещение, 1991.
книга
школьного
психолога.
–
М.:
27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления
конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». –
СПб.: Речь, 2006.
30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
31. Лидерс
А.Г.
Групповой
психологический
старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
32. Макеева
Т.Г.
Диагностика
развития
психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
тренинг
со
старшеклассников:
33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических
занятий. – СПб.: Речь, 2007.
34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и
коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления
ПАВ. – М.: Академия, 2001.
36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите
им расти. – М.: София, 2010.
37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ
Сфера, 1996.
38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и
коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.:
Речь, 2008.
41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования РФ.
42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических
состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры,
упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. –
СПб.: Речь, 2010.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –
М.: Владос, 1995.
47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе:
консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
лекции,
48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. –
СПб.: Речь, 2011.
49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты,
ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования,
2007.
50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по
самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития
детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел»,
2001.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство
для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система
работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной
школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к
тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в
тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных
способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игркоррекций. – М.: Новая школа, 1993.