МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области.
Управление образования Ирбитского муниципального образования
«Рудновская основная общеобразовательная школа»
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
С.К.Хайруллина
Приказ 84-од от 01.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
(патриотическое направление)
1-4 классы
Срок реализации: 4 года
1.Планируемые результаты
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята
России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и
основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины - России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности
граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает
свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт
ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам
почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения
с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому
здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
• готовность к саморазвитию и к самообразованию;
• потребность в самовыражении;
• формирование ответственного отношения к порученному делу;
• развития опыта участия в социально значимом труде;
• уважительное отношение к иному мнению;
• оптимизм в восприятии мира;
• позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание, включая постановку новых целей;
• умение определять проблемные ситуации;
• умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
• умение составлять план работы;
• умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
• адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
и вносить необходимые коррективы;
• умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять
контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение строить логическое рассуждение;
• умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
• умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
• умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
• умение представлять, информацию для других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
• умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и
функции воспитанников;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех
участников при выработке общего решения;
•
•
•
•
умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение сравнивать разные точки зрения;
овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы;
• умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,
Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и
общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского
языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в
жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
• применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни
класса, общеобразо-вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
• демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона,
местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные
навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает стар-
ших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям,
науке).
Формы подведения итогов реализации программы курса
Для оценки результативности программы «Орлята» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года.
Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы
и методы работы с обучающимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты,
кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года.
Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини - проекта «Мое родословное древо», итоговое
тестовое задание «Я в этом городе живу, я это город знаю».
Оценочные материалы
В период реализации программы предусмотрены творческие отчеты о
проделанной работе: конкурсные программы, викторины, открытые занятия.
Учащиеся проходят аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний, умений и навыков по завершении изучения каждого
раздела программы
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готовых работ);
наблюдение;
• показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
• практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности поставленной задачи совместно с педагогом);
• исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы);
• групповой (организация работы в группах);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:
Для организации качественных занятий необходимо:
• кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для хранения краеведческой литературы;
• инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки;
• разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик;
• участие в работе методических объединений педагогов дополнительного
образования;
• оформление информационных стендов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок - Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека - конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и
интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка:
во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека - Круг Добра
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накаплива-
ется определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность
по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению
и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Подведение итогов
Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных
классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные
особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы,
связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в
каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых
для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре
игровых занятия, по два в каждом месяце четверти.
Построение курса внеурочной деятельности для 2-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей 2-4 классов начинается с первой недели триместра учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках
того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения
смыслов Программы.
3. Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
1 класс
№
Тема
Подготовительный этап к участию в Программе
1
«Будем знакомы»
Кол-во
часов
1
2
«Дружба крепкая…»
3
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
4
Школа - наш дом
5
Вводный Орлятский урок
«Орлёнок – Эрудит»
6
«Кто такой эрудит?»
7
«Эрудит – это…»
8
«Всезнайка»
9
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
1
1
1
10
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Доброволец»
11
«От слова к делу»
12
«Спешить на помощь безвозмездно»
13
«Совместное родительское собрание «Наша забота!»
14
«Доброволец – это доброе сердце»
15
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Мастер»
16
«Мастер – это…»
17
«Мастерская Деда Мороза …»
18
«Класс мастеров»
19
«Классная ёлка»
20
«Новогоднее настроение
«Орлёнок – Спортсмен»
21
«Утро мы начнём с зарядки»
22
«Сто затей для всех друзей
23
«Весёлые старты»
24
«Самые спортивные ребята моей школы»
1
25
«Азбука здоровья»
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
Тема
Старт Программы
1
Вводный «Орлятский урок»
Кол-во
часов
1
Дата
«Орлёнок – Лидер»
2
«Лидер – это…». «Я могу быть лидером». «Как
стать лидером?»
3
«С командой действовать готов!». «Верёвочный
курс»
4
«КЛАССный выходной»
5
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
6
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит»
7
«Кто такой эрудит?». «Я – эрудит, а это значит…»
8
«Развиваемся, играя!» .«ВоображариУМ»
9
«Могу быть изобретателем». КТД «Что такое? Кто
такой?»
10
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
11
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»
12
«Мастер – это…». «Мастерами славится Россия»
13
«От идеи – к делу!» .«Город Мастеров»
14
«В гости к мастерам». КТД «Классный театр»
15
«Мастер – это звучит гордо!». «Путь в мастерство»
– подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
16
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
17
«От слова к делу». «Спешить на помощь безвозмездно!»
18
КТД «Создай хорошее настроение». «С заботой о
старших»
19
КТД «Братья наши меньшие»
20
«Добровольцем будь всегда». «Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
21
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!». «Должен быть режим у дня»
22
«О спорт, ты – мир! ». «Сто затей для всех друзей»
23
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
24
«Быстрее! Выше! Сильнее!» . «Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
25
«ЭКОЛОГиЯ». «Каким должен быть настоящий
эколог?»
26
«Мой след на планете». «Что должен знать и уметь
эколог?». «Восхищаемся красивым миром»
27
«Экология на практике». Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом.
28
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
29
Кодекс «Орлёнка – Хранителя». «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
30
«Хранитель семейных традиций». «Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны»
31
«Знать, чтобы хранить» .«Историческое чаепитие»
1
1
1
32
«Расскажи мне о России»
33
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов
34
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
1
1
ИТОГО:
34
1
3-4 классы
№
Тема
Старт Программы
1
Вводный «Орлятский урок»
«Орлёнок – Лидер»
2
«Лидер – это…». «Я могу быть лидером». «В команде рождается лидер»
3
«КЛАССный выходной»
4
КТД «Вместе мы сможем всё» . .«От идеи – к делу»
5
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
6
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит»
7
«Кто такой эрудит?». «Я – эрудит, а это значит…»
8
«Игра – это полезно и интересно». «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9
«Эрудит – это широкий кругозор». КТД «Играй,
учись и узнавай»
10
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
11
Итоги трека «На старте новых
открытий»
«Орлёнок – Мастер»
12
«Мастер – это…». «Россия мастеровая»
13
«Город Мастеров». «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!» КТД «Мастер своего дела»
14
«Мастер – это звучит гордо!». «Путь в мастерство»
15
– подводи итоги
Подведение промежуточных итогов
16
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Орлёнок – Доброволец»
17
«От слова к делу». «Спешить на помощь безвозмездно!»
18
КТД «Создай хорошее настроение». «С заботой о
старших»
19
КТД «Подари улыбку миру!»
20
«Доброволец – это доброе сердце».«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
21
«Движение – жизнь!» . «Основы ЗОЖ». «Мы гордимся нашими спортсменами»
22
«Сто затей для всех друзей». КТД «Спортивное»
23
Спортивная игра «Книга рекордов»
24
«Встреча-подарок». «Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
25
«ЭКОЛОГиЯ». «Страна экологии».
26
«Мой след на планете». КТД «Знаю, умею, действую»
27
Экологический квест «Ключи природы»
28
Игра по станциям «Путешествие в природу»
29
Встреча с человеком, которого можно назвать
настоящим экологом. «Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
30
Кодекс «Орлёнка – Хранителя». «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».
31
«Традиции моей страны» . «Знать, чтобы хранить».
32
КТД «Мы – хранители памяти».
33
«Расскажи мне о России». «Мы – хранители»
Подведение итогов
34
Подведение итогов участия в Программе в
текущем учебном году
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. .Конвенция ООН «О правах ребенка».
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России – М.: Просвещение, 2010 г.
4.Закон «Об образовании Российской Федерации».
5.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от 11.12.2006, № 06-1844.
6. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научнометодических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.(Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/ Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2010 г.
8. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные
мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатоваи
др. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
10. Озеров А.Г. Методические рекомендации “Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению” (работа, приложение, презентация).
11. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела / авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель,
2012 г.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель,
2010 г.
13. Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина
М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.
14. Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И.
И. Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.