МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области.
Управление образования Ирбитского муниципального образования
«Рудновская основная общеобразовательная школа»
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
С.К.Хайруллина
Приказ 84-од от 01.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
5-9 классы
Срок реализации: 5 лет
1. Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
находит и извлекает
информацию о естественнонаучных явлениях в различном
контексте
Финансовая
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания
находит и извлекает
информацию из
различных текстов
находит и извлекает
математическую
информацию в различном контексте
6 класс
Уровень
понимания и
применения
применяет извлеченную из текста
информацию для
решения разного
рода проблем
Применяет математические знания для
решения разного
рода проблем
объясняет и описывает естественнонаучные явления на
основе имеющихся
научных знаний
Применяет финансовые знания для
решения разного
рода проблем
7 класс
Уровень
анализа и
синтеза
анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста
Формулирует математическую проблему на основе
анализа ситуации
распознает и исследует личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные
проблемы в различном контексте
анализирует
информацию в
финансовом
контексте
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания
Оценивает форму и
Содержание текста
в рамках предметного содержания
интерпретирует и
оценивает математические данные в
контексте лично
значимой ситуации
интерпретирует и
оценивает личные,
местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в
различном контек-
Оценивает финансовые проблемы в
различном контексте
находит и извлекает
финансовую информацию в различном контексте
Глобальные
компетенции
рассматривает вопросы и ситуации
местного, глобального и межкультурного значения
овладевает навыками, необходимыми
для жизни во взаимосвязанном мире;
использует знания о
мире и критически
мыслит при рассуждении о глобальных событиях
способен задавать
вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную
позицию
способен понимать
и ценить различные
точки зрения и мировоззрения;
Креативное
мышление
генерирует новые
идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
практикуется в
творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки
умеет использовать
свое воображение
для выработки и совершенствования
идей, формирования
нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше
развивает воображение и фантазию,
творческую активность детей.
9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания
оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания
интерпретирует и
оценивает математические результаты в контексте
национальной или
глобальной ситуации
сте в рамках предметного содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания
Оценивает финансовые проблемы,
делает выводы,
строит прогнозы,
предлагает пути
решения
способен наладить
позитивное взаимодействие с людьми
разного национального, этнического,
религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Глобальные
компетенции
изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимает
и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействует с
другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Креативное
мышление
Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Личностные
Грамотность
Читательская
5-9
классы
Оценивает содержание прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному
Математическая
Естественнонаучная
Объясняет гражОбъясняет гражданданскую позицию скую позицию в
в конкретных
конкретных ситуаситуациях общециях общественной
ственной жизни на жизни на основе
основе математиестественнонаучных
ческих знаний с
знаний с позиции
позиции норм мо- норм морали и обрали и общечелощечеловеческих
веческих ценноценностей
стей
Финансовая
Оценивает финансовые действия в
конкретных ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны
Содержание курса внеурочной деятельности
5-9 классы (по 34 часа)
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в
разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа
информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Программа курса реализуется через виды деятельности:
•игровая деятельность
•познавательная деятельность
•проблемно – ценностное общение
•социальное творчество
Деятельность организуется в формах, отличных от урочных форм:
•беседа
•встреча
•дискуссия
•круглый стол
•деловая игра
•лекция
•участие и разработка проектов
•практическая работа
•консультация
•
•
слёт
поход
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 1 четверть
5 класс
№
1
Тема занятия
Основная тема в фольклорном произведении.
Содержание занятия
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста
или его частей?
2
3
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля
Работа с текстом
4
Типы текстов
5
6
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
7
1
Работа со сплошным текстом
Газетная утка
Работа со сплошным текстом.
Открытый банк заданий 2020
2
Солнечные дети
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.
Квест, конкурс.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Ролевая игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
6 класс
№
1
2
3
Тема занятия
Основная тема и идея в эпическом
произведении
Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени
Сопоставление содержания художе-
Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о
реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Круглый стол. Ролевая игра.
Работа в парах,
ственных текстов
4
Работа с текстом
5
Типы текстов
6
Типы задач на грамотность
7
Работа с несплошным текстом
Определение авторской позиции в художественных
текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
1
2
Вещества и материалы
Социальная реклама
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru
игра в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Круглый стол, дискуссия.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть
7 класс
№
1
6
1
Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов Сопоставление содержания текстов публицистического
публицистического стиля.
стиля. Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждаюПоиск комментариев, подтверждающих основную
щих основную мысль текста
мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Регенеративная медицина
Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/)
2
Такой разный звук
2
3
4
5
Тема занятия
Основная тема и идея в лирическом
произведении
Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/)
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол, ролевая игра
Квест, дискуссия, круглый
стол.
Деловая игра
Квест, круглый стол.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 3 четверть
8 класс
№
1
Тема занятия
Основная тема и идея в драматическом произведении
2
3
Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля
Работа с текстом
4
Типы текстов
5
6
7
Поиск ошибок в тексте
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом
1
Видеть глазами души
2
Практическая работа
Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста
в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация)
Видеть глазами души (https://media.prosv.ru )
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий,
платформа рэш.фг).
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол.
Квест, дискуссия.
Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.
Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 4 четверть
9 класс
№
1
Тема занятия
Электронный текст как источник
информации.
2
Сопоставление содержания текстов
научного стиля.
Работа с текстом
3
Содержание занятия
Формирование читательских умений с опорой на текст
и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах, дискуссия
Квест, круглый стол.
4
Типы текстов
5
6
Составление плана на основе исходного текста
Типы задач на грамотность
7
Работа со смешанным текстом.
1
Кир Булычев «Новости будущего
века»
2
Практическая работа
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Кир Булычев «Новости будущего века»
(отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/)
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий,
платформа рэш.фг).
Деловая игра, круглый стол
Работа в группах, соревнование в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)- 2 четверть
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
Тема занятия
Счет и десятичная система счисления
Сюжетные задачи, решаемые с конца
Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи
Содержание занятия
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Формы деятельности
Беседа, обсуждение, практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешива- Урок-исследование.
ние.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
Беседа, обсуждение практех, кто всегда говорит правду.
тикум.
Первые шаги в геометрии
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические Игра, урок-исследование,
фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
брейн-ринг, конструироваперекраивание. Разбиение объекта на части и составле- ние.
ние модели.
Размеры объектов окружающего ми- Размеры объектов окружающего мира (от элементарОбсуждение,
урокра
ных частиц до Вселенной), длительность процессов
практикум,
окружающего мира
моделирование.
7
Комбинаторные задачи
8
Проведение рубежной аттестации.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Урок-практикум.
Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
6 класс
№
1
Тема занятия
Числа и единицы измерения
2
Вычисление величины
3
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом
4
Инварианты: задачи на четность
5
6
Решение логических задач
Графы и их применение в решении
задач
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики
Проведение рубежной аттестации.
7
8
9.
Содержание занятия
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Формы деятельности
Игра, обсуждение, практикум.
Исследовательская работа,
урок
практикум.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим спосоОбсуждение,
урокбом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
практикум,
соревнование.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение Урок-игра,
урокна пары)
исследование.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Урок-игра
Графы и их применение в решении задач.
Обсуждение,
урокпрактикум.
Геометрические задачи на построение фигур: геометри- Беседа, урок-исследование,
ческие фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
моделирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: Обсуждение,
уроктаблицы, диаграммы, вычисление вероятности
практикум,
проект, игра.
Проведение рубежной аттестации
Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть
7 класс
№
1
Тема занятия
Арифметические и алгебраические
Содержание занятия
Арифметические и алгебраические выражения: свой-
Формы деятельности
Обсуждение, практикум.
2
3
4
выражения
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции
Задачи практико-ориентированного
содержания
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур
ства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Исследовательская
урок
практикум.
Обсуждение,
практикум.
Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование.
работа,
урок-
Решение задач на вероятность собы- Решение задач на вероятность событий в реальной
тий
жизни.
Элементы теории множеств
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Статистические явления, представ- Статистические явления, представленные в различной
ленные в
форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаразличной форме
граммы, гистограммы
Решение задач исследовательского ха- Решение геометрических задач исследовательского характера
рактера.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 4 четверть
8 класс
Урок-игра,
исследование.
Урок-исследование.
№
1
Тема занятия
Работа с информацией
Формы деятельности
Практикум
2
Вычисление расстояний на местности
3
Квадратные уравнения
4
Алгебраические связи между элементами фигур
5
6
7
8
9
Содержание занятия
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, неаналитические методы решения
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами тре-
урок-
Обсуждение,
урокпрактикум,
проект, игра.
Исследовательская работа.
Тестирование.
Беседа. Исследование.
Практикум
Проектная работа
5
6
7
8
9.
угольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависиМатематическое описание зависимости между перемости между переменными
менными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изобра- Интерпретация трёхмерных изображений, построение
жений
фигур.
Определение ошибки измерения
Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события.
Решение типичных математических Решение типичных математических задач, требующих
задач
прохождения этапа моделирования.
.
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Обсуждение.
практикум
Моделирование
Урок-
Урок-исследование.
Урок-практикум.
Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности» - 1 четверть
9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Представление данных в виде таблиц
Представление данных в виде диаграмм
Построение мультипликативной модели
Задачи с лишними данными
Решение типичных задач через систему линейных уравнений
Количественные рассуждения
Содержание занятия
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных
уравнений.
Формы деятельности
Беседа. Обсуждение. Практикум.
Обсуждение.
Исследование.
Моделирование. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач
Решение стереометрических задач.
Обсуждение. Практикум.
Вероятностные, статистические яв- Вероятностные, статистические явления и зависимости. Исследование. Интерпреталения и
ция
зависимости
результатов в разных контекстах.
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 3 четверть
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
1
2
3
№
1
2
3
4
5
Тема занятия
Как появились деньги? Что могут
деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Человек и природа
Содержание занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Деньги в разных странах
Круглый стол, игра.
Деньги настоящие и ненастоящие
Игра, экскурсия.
Как разумно делать покупки?
Игра, круглый стол.
Кто такие мошенники?
Круглый стол, игра, квест.
Личные деньги
Беседы, диалоги, дискуссии.
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответБеседы, диалоги, дискусственное отношение к живой природе)
сии.
Здоровье как ценность
Здоровье как ценность
Круглый стол, игра.
Традиции и обычаи
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
Игра, экскурсия.
идентификации с определённой культурой)
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
6 класс
Тема занятия
Удивительные факты и истории о
деньгах
Содержание занятия
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги?
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, посо- Социальные выплаты: пенсии, пособия
бия
Как заработать деньги?
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно
Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Викторина, квест, квиз
1
Права человека как ценность
2
Семья
3
Глобальные проблемы
учиться?
Права человека как ценность
Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании
ребёнка)
Основные причины возникновения глобальных проблем
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть
7 класс
№
1
Тема занятия
Что такое налоги ь?
2
Виды налогов
3
4
5
6
Содержание занятия
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? Что такое государственный бюджет? На что расходуются
налоговые сборы?
Виды социальных пособий
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
Вклады: как сохранить и приумно- Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая каржить?
та – твой безопасный Банк в кармане.
1
Права человека
2
3
Семья
Образование как ценность и право
Права человека (аспекты: равноправие, противостояние
политическому, расовому, гендерному, религиозному и
другим видам неравенства)
Семья (аспект: роль семьи в жизни общества)
Образование как ценность и право
Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 1 четверть
8 класс
№
1
Тема занятия
Потребление или инвестиции?
2
3
Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы
4
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
5
Бизнес подростков и идеи
6
Кредит и депозит
1
Комплексное задание «Говорим на
одном языке»
2
Комплексные задания «Футбол и
дружба»
3
Комплексное задание «Самоуправление в школе»
Содержание занятия
Формы деятельности
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Беседы, диалоги, дискуссии.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Круглый стол, игра.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Викторина, круглый стол,
дискуссии
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый
Круглый стол, игра, квест.
бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Беседы, диалоги, дискуссии
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски,
Проект, игра.
связанные с ними.
Содержательный контекст комплексного задания предБеседы, диалоги, дискусставляет межкультурное взаимодействие и имеет многосии.
аспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи» (аспект: многообразие культур и идентификация с
определенной культурой) и «семья и школа» (аспект: роль
семьи и школы в воспитании и образовании ребенка).
Содержательный контекст комплексного задания предКруглый стол, игра.
ставляет межкультурное взаимодействие; отражает тему
«традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости
межкультурного диалога).
Содержательный контекст комплексного задания предИгра, экскурсия.
ставляет межкультурное взаимодействие; отражает тему
«передача социального опыта, воспитание и самовоспитание»
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 2 четверть
9 класс
№
1
Тема занятия
Ценные бумаги
Содержание занятия
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
2
Риски акций и управление ими
3
4
Паевые инвестиционные фонды
Инвестиционное профилирование.
5
Участники страхового рынка
6
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование
Комплексное задание «Этичная
одежда»
1
2
3
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.
Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.
Комплексное задание «Олимпийская Содержательный контекст комплексного задания предкоманда беженцев»
ставляет межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи».
Комплексное задание «Экологичная Содержательный контекст комплексного задания предобувь»
ставляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, дебаты
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, викторина, квест,
квиз
Дебаты, беседы.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 4 четверть
5 класс
№
Тема занятия
1
Звуковые явления
2
Устройство динамика
Содержание занятия
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Формы деятельности
Демонстрация записей звуков
Устройство динамика. Современные акустические систе- Наблюдение физических
мы. Шум и его воздействие на человека.
явлений.
3
4
5
Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе
6
7
Земля, внутреннее строение Земли
Атмосфера Земли
8
Уникальность планеты Земля
Строение вещества
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений.
Работа с коллекциями
минералов и горных пород.
Беседа. Презентация.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
Тема занятия
Содержание занятия
Строение вещества
Тело и вещество
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
Тепловые явления
Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испаре- Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
ние и
Кипение.
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы
Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть
7 класс
Формы деятельности
Наблюдения
Лабораторная работа
Моделирование
Презентация
Проектная работа
Обсуждение. Исследование. Проектная работа
Квест
Тестирование.
№
Тема занятия
1
Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.
2
3
4
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля
Деформация тел
5
6
7
8
9
Содержание занятия
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное
строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Формы деятельности
Беседа. Демонстрация
моделей
Демонстрация моделей
Лабораторная работа
Посещение производственных или научных
лабораторий
Земля, мировой океан
Атмосферные явления
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, Проектная деятельность
торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и
океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.
Биологическое разнообразие
Внешнее строение дождевого червя, Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомоллюсков, насекомых
мых.
Внешнее и внутреннее строение ры- Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.
бы
Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.
птицы
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 2 четверть
8 класс
№
Тема занятия
Содержание занятия
Структура и свойства вещества (электрические явления)
Формы деятельности
1
2
3
4
5
6.
7.
8.
Занимательное электричество.
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.
Магнетизм и электромагнетизм.
Плотины. Гидроэлектростанции
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.
Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности чело- Системы жизнедеятельности человека.
века.
Рубежная аттестация
Проведение рубежной аттестации.
Беседа. Демонстрация моделей
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Проектная работа
Обсуждение. Исследование. Проектная работа
Тестирование.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 3 четверть
9 класс
№
Тема занятия
1
2
Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
3
Изменения состояния веществ.
4
Физические явления и химические
превращения
5
Размножение организмов
6
Вид и популяции
Содержание занятия
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Формы деятельности
Демонстрация
Дебаты
моделей.
Беседа. Демонстрация
моделей.
Физические явления и химические превращения. Отличие Презентация. Учебный
химических реакций от физических явлений.
эксперимент. Исследование.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное развитие орБеседа.
Демонстрация
ганизмов. Биогенетический закон. Закономерности насле- моделей.
дования признаков.
Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
7
8
9
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных и микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экоси- Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие
стеме
экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
Антропогенное воздействие на био- Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рациосферу
нального природопользования.
Демонстрация моделей.
Моделирование.
План изучения модулей функциональной грамотности
класс
5
6
7
8
9
1 четверть
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
ЕН (9)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (9)
2 четверть
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
ЧГ, КР (6+2)
ЕН (8)
ФГ, ГК (6+2)
3 четверть
ФГ, ГК (6+3)
МГ (9)
МГ (9)
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
4 четверть
ЕН (8)
ФГ, ГК (5+3)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6. МЦКО https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/