МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Ирбитское муниципальное образование
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Рудновская ООШ»
____________________ Хайруллина С.К.
приказ №84 от
«01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы черчения»
для обучающихся 6 класса
с. Рудное, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного
стандарта
основного общего
образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования.
Рабочая программа «Основы черчения» для 6
классов составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
Черчение 5-8 классы авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М.
Селиверстов.
Программа учебного курса «Основы черчения» интегрирует знания по разным учебным
предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на
основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации
содержания, воспитания.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по
предмету, тематическое планирование, список методических материалов для
учителя и учебных материалов для учащихся.
Программа рассчитана на 17 часа в 6 классе по 0,5 часу в неделю.
Научный, общекультурный и образовательный контекст курса
«Основы черчения»
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области
изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других
учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический
язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве,
содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся играет развитие образнопространственного
мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений
на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует
полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть
усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
В современном производстве к чертежу предъявляются большие требования. Знание их,
умение понимать различные обозначения, принятые для выполнения чертежей, необходимы
для широкого круга специалистов. Обучение в колледжах на машиностроительных
специальностях также требует от обучающихся пространственного представления и
мышления в процессе выполнения различных курсовых графических работ. В основу курса
черчения для 6 классов положены такие принципы, как:
1. научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
2. систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному,
отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и
систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
3. развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области
черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников
пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
4. связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий
стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и
элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять
межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами
через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания,
планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам
решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по
решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
Цель и задачи изучения учебного курса «Основы черчения»
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая
система развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое
влияние на воспитание у школьников самостоятельности и
наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими
элементами
общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач
их эстетического воспитания.
Основная
задача
курса
черчения
–
формирование
учащихся
технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к
познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития
познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации
деятельности школьника, как
эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут
привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства,
развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность
учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к
самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для
решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от
других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения
черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные
методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они
представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и
конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным
материалом
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а
также применять графические знания при решении задач с творческим
содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на
его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
-
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной
программе
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,
приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений
и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и
эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных
чертежей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать графический состав изображений; предметов; предметов и их частей;
содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и
справочной литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной
и
необходимой
частью
учебно-воспитательного
процесса
является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет
следующие
функции:
контролирующую,
обучающую,
воспитывающую,
развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос,
самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных
графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать
знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ
является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений
и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению;
самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу
программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За
графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество
графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её
целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной
надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность
ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные
учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся
по черчению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и
творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и
пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
числе базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы Формат, рамка, основная надпись.
Сведения о нанесении размеров на
чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины,
длины, расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры
и знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей
деталей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
1.1
1
Стандарты ЕСКД. Форматы. Масштабы.
1.2
Линии чертежа.
1
1.3
Нанесение размеров на чертежах.
1
1.4
1
Шрифты чертежные. Основная надпись.
Итого по разделу
4
Раздел 2. Геометрические построения.
2.1
Сопряжение.
1
Геометрические построения, необходимые
2.2
1
при выполнении чертежей.
Деление окружности на равные части при
2.3
1
помощи циркуля.
Чертеж детали с
2.4
1
использованием
геометрических построений.
Развёртки поверхностей
2.5
1
геометрических тел.
Итого по разделу
5
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Анализ геометрической формы
3.1
1
предмета. Чертежи и проекции
геометрических тел.
3.2
Проецирование.
1
Проекции вершин, ребер и граней
3.3
1
предмета.
Практические
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Итого по разделу
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
4.1
Порядок чтения чертежей деталей.
3
Расположение видов на чертеже.
Нанесение размеров с учетом формы
4.3
предмета.
Построение третьего вида по двум
4.4
данным
Построение трёх видов детали по её
4.5
наглядному изображению
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
4.2
1
1
1
1
1
1
5
17
1
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
1.1
1
Стандарты ЕСКД. Форматы. Масштабы.
1.2
Линии чертежа.
1
1
1.3
Нанесение размеров на чертежах.
1
1
1
1
Шрифты чертежные. Основная надпись.
Итого по разделу
1.4
Раздел 2. Геометрические построения.
2.1
Сопряжение.
2.2
Геометрические построения, необходимые
4
1
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.3
при выполнении чертежей.
Деление окружности на равные части при
помощи циркуля.
Чертеж детали с
использованием
геометрических построений.
Развёртки поверхностей
2.5
геометрических тел.
Итого по разделу
2.4
1
1
1
1
1
5
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Анализ геометрической формы
3.1
1
предмета. Чертежи и проекции
геометрических тел.
3.2
Проецирование.
1
Проекции вершин, ребер и граней
3.3
1
предмета.
Итого по разделу
3
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
4.1
Порядок чтения чертежей деталей.
4.2
4.3
4.4
4.5
Расположение видов на чертеже.
Нанесение размеров с учетом формы
предмета.
Построение третьего вида по двум
данным
Построение трёх видов детали по её
наглядному изображению
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
17
1
12
Учебная литература
1. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд.
Оникс 21 век 2024 - 64 с.
2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
3. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2022.-144с.