МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Рудновская ООШ»
УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
______________Хайруллина С.К.
Приказ № 84-ОД
от 01.09.2025 г.
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Двигательное развитие»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
вариант 2
с. Рудное, 2025
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(РАС) с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (вариант 8.4), утверждена приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1023
1. Пояснительная записка
Целью коррекционного курса «Двигательное развитие» в начальной школе является:
• создание оптимальных условий для обогащения сенсомоторного опыта, поддержания и
развития способности к движению и функциональному использованию двигательных
навыков обучающихся с РАС.
Программа отражает содержание коррекционного курса «Двигательное развитие» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. Сущность
специфических для варианта 8.4 образовательных потребностей учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах адаптации
содержания программы, раскрытых в тематическом планировании.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения
обучающимися.
Программа направлена на реализацию средствами коррекционного курса
«Двигательное развитие» основных задач коррекционно – развивающей области учебного
плана:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных
движений и профилактика возможных двигательных нарушений;
- формирование функциональных двигательных навыков;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве;
- обогащение сенсомоторного опыта.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей коррекционного курса:
• обучение ребенка самостоятельным движениям;
• обучение действиям с предметами;
• обучение элементарным операциям самообслуживания.
В соответствии с трудностями и особыми образовательными потребностями
обучающихся с РАС (вариант 8.4) определяются коррекционные задачи коррекционного
курса:
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с РАС за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию двигательной, познавательной деятельности и
речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной
компетенции, типичных для младших школьников с РАС;
- содействовать достижению личностных и предметных результатов образования.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 6 лет изучения в начальной школе из расчета 2 час в
неделю:
в 1дополгительном классе ( первого года обучения) - на 66часов, 2 часа в неделю, 33
учебных недели;
в 1дополгительном классе ( второго года обучения) - на 66часов, 2 часа в неделю, 33
учебных недели;
в 1 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
во 2 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
в 3 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
в 4 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
1 дополнительный (первого года обучения)
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве зала;
-иметь представление о собственном теле и собственных возможностях.
1 дополнительный (второго года обучения)
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- адекватно реагировать на положение частей своего тела;
- адекватно реагировать на давление на поверхность тела;
- ходить за руку, держаться за руку;
- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
1 класс
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками;
- овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;
- понимания обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков,
неспецифических жестов.
2 класс
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- овладеть умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила
поведения;
- овладеть умением использовать усвоенный невербальный и жестовой материал в
коммуникативных ситуациях;
- принять и освоить социальную роль обучающегося;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - передвигаться по школе,
находить свой класс, другие необходимые помещения.
3 класс
Личностные результаты могут проявиться в:
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
- первоначальное осмысление социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности.
4 класс
Личностные результаты могут проявиться в:
- развитии адекватных представлений об окружающем социальном мире;
- овладении социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и
в школе;
- умении выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела;
- взаимодействии со сверстниками при выполнении упражнений, при проведении
подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя;
- бережно относится к инвентарю и оборудованию.
Предметные результаты
1 дополнительный (первого года обучения)
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие.
1 дополнительный (второго года обучения)
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры.
1 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя.
2 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя.
3 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- иметь представление о правильном дыхании.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на четвереньках.
4 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- иметь представление о правильном дыхании.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на четвереньках.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- способы правильного дыхания.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на четвереньках;
- выполнять дыхательные упражнения;
- выполнять комплексы по двигательному развитию на основе демонстрации
(самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
5. Содержание коррекционного курса
Первый дополнительный класс (первого года обучения)
Коррекционный курс «Двигательное развитие» включает следующие разделы:
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце первого
года обучения.
Первый дополнительный класс (второго года обучения)
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце второго
года обучения
Первый класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце третьего
года обучения.
Второй класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце
четвертого года обучения.
Третий класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце пятого
года обучения
Четвертый класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в начале
обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной осанке, о
понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений
осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо,
влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево
в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на
предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за
головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на
спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с
разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями
для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в конце обучения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
6. Тематическое планирование
1 дополнительный класс (первый год обучения) (66 ч)
№
Тема
1
2
3
4
5
6
Диагностика
Основы знаний
Коррекционные упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Количество
часов
1
4
30
12
12
6
7
Диагностика
1 дополнительный класс (второго года обучения) (66 часов)
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
Диагностика
Основы знаний
Коррекционные упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика
1 класс (66 часов)
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
Диагностика
Основы знаний
Коррекционные упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика
2 класс (68 часов)
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
Диагностика
Основы знаний
Коррекционные упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика
3 класс (68 часов)
№
Тема
1
Диагностика
2
Основы знаний
3
Коррекционные упражнения
4
Ориентировка в пространстве
5
Развитие мелкой моторики
6
Самомассаж
7
Диагностика
4 класс (68 часов)
№
Тема
1
2
3
4
Диагностика
Основы знаний
Коррекционные упражнения
Ориентировка в пространстве
1
Количество
часов
1
4
30
12
12
6
1
Количество
часов
1
4
30
12
12
6
1
Количество
часов
1
4
30
12
12
8
1
Количество
часов
1
4
30
12
12
8
1
Количество
часов
1
4
30
12
5
6
7
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика
12
8
1
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Двигательное
развитие» 1 дополнительный класс (1-2 год обучения)
Номер
урока
по
порядк
у
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Раздел. Тема урока
I четверть
Техника безопасности на занятиях по двигательному
развитию (ДР).
Мониторинг
Удержание головы в положении лежа на спине (на
животе, на боку (правом, левом), в положении сидя.
Выполнение движений головой :наклоны и
повороты, головой в положении сидя
Выполнение движений головой : в
положении стоя, в право/в лево, вперед/назад.
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в
стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание
/разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак
/разгибание.
Выполнение движений плечами в
положении стоя по образцу и подражанию.
II четверть
Опора на предплечья и кисти рук.
Бросанию мяча вверх и ловле его двумя руками
Отбивание мяча от пола двумя руками
Ловля мяча на уровне груди
Изменение позы в положении лежа: поворот
со спины на живот, с живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо,
влево)
Изменение позы в положении сидя: наклон (вперед,
назад, вправо, влево).
Изменение позы в положении сидя: наклон (вправо,
влево).
III четверть
Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо,
влево)
Изменение позы в положении стоя: наклон (вперед,
назад, вправо, влево).
Вставание на четвереньки.
Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу с опорой
Сидение на полу без опоры
Вставание на колени из положения сидя на пятках
Стояние на коленях.
Ходьба на коленях.
Количество
часов
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29-30
31-32
33
IV четверть
Вставание из положения «стоя на коленях».
Стояние и упражнения с опорой
Стояние и упражнения без опоры
Выполнение движений ногами (поднимать ноги
вверх)
Выполнение движений ногами (отводить ноги в
сторону, назад)
Мониторинг
Всего
8 часов
1
2
2
1
33 часа
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Двигательное
развитие» 1 класс
Номер
урока
по
поряд
ку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28-29
30-31-32
33
Раздел. Тема урока
I четверть
Техника безопасности на занятиях по
двигательному развитию (ДР).
Мониторинг
Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в
положении сидя.
Выполнение движений головой :наклоны и
повороты, головой в положении сидя
Выполнение движений головой : в
положении стоя, в право/в лево, вперед/назад.
Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание
пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами в
положении стоя по образцу и подражанию.
II четверть
Опора на предплечья и кисти рук.
Бросанию мяча вверх и ловле его двумя
руками
Бросанию мяча вверх и ловле его одной
рукой
Отбивание мяча от пола двумя руками
Ловля мяча на уровне груди
Изменение позы в положении лежа
Изменение позы в положении сидя
Изменение позы в положении сидя
III четверть
Вставание на четвереньки.
Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу с опорой
Сидение на полу без опоры
Вставание на колени из положения сидя
Ходьба на коленях.
Вставание из положения «стоя на коленях»
Стояние и упражнения с опорой
Стояние и упражнения без опоры
IV четверть
Выполнение движений ногами
Ходьба по ровной и наклонной поверхности,
вверх, вниз
Игры
Мониторинг
Всего
Количество
часов
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 часов
2
2
3
1
33 часа
Календарно-тематическое
планирование
«Двигательное развитие» 2 класс
Номе
р
урока
по
поряд
ку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
по
коррекционному
Раздел. Тема урока
I четверть
Техника безопасности на занятиях по двигательному
развитию (ДР).
Мониторинг
Удержание головы в разных положениях
Удержание головы в разных положениях
Выполнение движений руками
Выполнение движений руками
Выполнение движений пальцами рук
Выполнение движений пальцами рук
Выполнение движений пальцами рук
Выполнение движений плечами
Выполнение движений плечами
Выполнение движений плечами
Выполнение движений плечами
Опора на предплечья и кисти рук.
Опора на предплечья и кисти рук.
Опора на предплечья и кисти рук.
Опора на предплечья и кисти рук.
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
Бросанию мяча двумя руками
II четверть
Бросанию мяча одной рукой
Бросанию мяча одной рукой
Бросанию мяча одной рукой
Отбивание мяча от пола двумя руками
Отбивание мяча от пола двумя руками
Отбивание мяча от пола двумя руками
Отбивание мяча от пола двумя руками
Ловля мяча на уровне груди
Ловля мяча на уровне груди
Ловля мяча на уровне груди
Ловля мяча на уровне груди
Изменение позы в положении лежа
Изменение позы в положении сидя
Изменение позы в положении сидя
Вставание на четвереньки.
Ползание на животе (на четвереньках).
III четверть
курсу
Количество
часов
25 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 часов
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Сидение на полу с опорой
Сидение на полу с опорой
Сидение на полу без опоры
Сидение на полу без опоры
Вставание на колени их положения сидя
Вставание на колени их положения сидя
Ходьба на коленях.
Вставание из положения «стоя на коленях»
Вставание из положения «стоя на коленях»
Стояние и упражнения с опорой, без опоры
Стояние и упражнения с опорой, без опоры
Выполнение движений ногами
Выполнение движений ногами
Ходьба по ровной и наклонной поверхности, вверх,
вниз
Ходьба по ровной и наклонной поверхности, вверх,
вниз
Ходьба по ровной и наклонной поверхности, вверх,
вниз
Ходьба на носках
Ходьба на носках
IV четверть
Ходьба на пятках
Ходьба на пятках
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба высоко поднимая бедро
Игры
Игры
Игры
Игры
Мониторинг
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часа
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Двигательное
развитие» 3 класс
Номер
урока
по
поряд
ку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Количество часов
Раздел. Тема урока
I четверть
Техника безопасности на занятиях по
двигательному
развитию (ДР).
Мониторинг
Удержание головы в разных положениях
Удержание головы в разных положениях
Выполнение движений руками и пальцами
рук
Выполнение движений руками и пальцами
рук
Выполнение движений плечами
Выполнение движений плечами
Опора на предплечья и кисти рук.
Опора на предплечья и кисти рук.
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Стояние и упражнения с опорой, без опоры
Стояние и упражнения с опорой, без опоры
II четверть
Выполнение движений ногами
Выполнение движений ногами
Ходьба по ровной и наклонной поверхности,
вверх, вниз
Ходьба по ровной и наклонной поверхности,
вверх, вниз
Ходьба по ровной и наклонной поверхности,
вверх, вниз
Ходьба на носках
Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Ходьба на пятках
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба захлестывая голень
Ходьба захлестывая голень
Ходьба приставным шагом
Ходьба приставным шагом
21 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
III четверть
Ходьба широким шагом
Ходьба широким шагом
Ходьба в полуприседе
Ходьба в полуприседе
Ходьба в полуприседе
Ходьба в приседе
Ходьба в приседе
Ходьба в приседе
Бег приставным шагом
Бег приставным шагом
Бег приставным шагом
IV четверть
Бег с захлестыванием голени
Бег с захлестыванием голени
Бег с захлестыванием голени
Бег с захлестыванием голени
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Мониторинг
Итого
11 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Двигательное
развитие» 4 класс
Номер
урока
по
поряд
ку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Раздел. Тема урока
I четверть
Техника безопасности на занятиях по двигательному
развитию (ДР).
Мониторинг
Удержание головы в разных положениях
Удержание головы в разных положениях
Выполнение движений руками и пальцами рук
Выполнение движений руками и пальцами
Выполнение движений плечами
Выполнение движений плечами
Опора на предплечья и кисти рук.
Опора на предплечья и кисти рук.
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом
Ходьба по ровной и наклонной поверхности,
вверх, вниз
II четверть
Выполнение движений ногами
Выполнение движений ногами
Ходьба на носках
Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Ходьба на пятках
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба высоко поднимая бедро
Ходьба захлестывая голень
Ходьба захлестывая голень
Ходьба приставным шагом
Ходьба приставным шагом
Ходьба широким шагом
Ходьба широким шагом
Ходьба в полуприседе
Ходьба в полуприседе
III четверть
Ходьба в приседе
Бег приставным шагом
Количество
часов
20часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16 часов
1
1
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58-67
68
Бег приставным шагом
Бег приставным шагом
Бег с захлестыванием голени
Бег с захлестыванием голени
Бег с захлестыванием голени
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Бег высоко поднимая бедро
Прыжки на двух ногах
Прыжки на двух ногах
Прыжки на одной ноге.
Прыжки на одной ноге.
Удары по мячу ногой с места
Удары по мячу ногой с места
IV четверть
Удары по мячу ногой с разбега
Удары по мячу ногой с разбега
Удары по мячу ногой с нескольких шагов
Удары по мячу ногой с нескольких шагов
Игры
Мониторинг
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15 часов
1
1
1
1
10
1
68 часа