МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управления образования Ирбитского муниципального образования
МОУ "Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ "Рудновская ООШ"
Хайруллина С. К
Приказ № 84-од
от 01.09.2025
Рабочая программа учебного предмета
«Речевой этикет»
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
вариант 2
2-4 классы
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного
общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к
негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление
криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной
мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания гражданина России определён современный национальный
воспитательный
идеал.
Это
высоконравственный,
творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны,
укорененный
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в
младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными
нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В
детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном
опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что
обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у
младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, об этических
нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных
местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии,
аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение
собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных
мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать
опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные
композиции,
художественные
выставки,
просмотр
видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–
нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи,
школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма
нравственных
отношений,
превосходная
степень
нравственного
представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то,
ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами
человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и
воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание
внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение
младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с
другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и
поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,
внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция
содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и
ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную,
нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как
направление
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать
присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально- ценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой
ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника
социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном
действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем,
свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими
элементов опыта
нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших
школьников.
Дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую
для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию,
способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком
первого уровня
результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского
коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников
друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня
воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется
реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение
третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся —
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных
ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся
должны знать, понимать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Знать, уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за
другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои
книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для
уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся
должны знать, понимать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,
4. Афоризмы.
Знать, уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях,
дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся
должны знать, понимать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных
убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Знать, уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся
должны знать, понимать:
. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Знать, уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы базовые учебные действия:
Личностные базовые учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные базовые учебные действия:
Выпускник получит возможность научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные базовые учебные действия:
Выпускник получит возможность научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,справочников
(включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Выпускник получит возможность научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности.
2 класс
Раздел 1: Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в столовой. Правила
поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Формы организации:
занятие-путешествие, беседа, экскурсия, конкурс рисунков.
Виды деятельности учащихся:
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- оценивать свои поступки и рассказывать о них;
- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Я и моя школа»
- работать в паре: анализировать, обсуждать свои поступки, делать свои выводы,
осуществлять самопроверку.
Раздел 2: О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и
твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Формы организации: беседа,
конкурс рисунков, урок-практикум, сюжетно-ролевая игра.
Виды деятельности учащихся:
- работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в
сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о
необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым
«Ученье - Свет, а не ученье тьма». Как быть прилежным и старательным.
Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Формы организации:
беседа,
просмотр видеофильма, ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самопроверку.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности
Культура внешнего вида. Каждой вещи
своё место. Умейте ценить своё и чужое
время. Формы организации: беседа,
конкурс рисунков, игра, коллективнотворческая работа. Виды деятельности
учащихся:
уметь оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Оценка
внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность,
удобство, соответствие ситуации.
Оценивать внешний вид человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения
человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему
окружающих
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома
Как вести себя на улице и дома.
Формы организации: беседа, викторина, экскурсия. Виды деятельности учащихся:
работать в паре: находить изображения города, обозначать его
цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о
своем городе по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке;
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице) Бережное
отношение к окружающим людям нашего города.
Раздел 6: Школьный этикет
Как приветствовать людей и знакомиться с
ними. Чему научили нас уроки нравственности?
Формы организации: беседа, просмотр фильма,
ролевая игра.
Виды деятельности учащихся:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме;
- использовать доброжелательный тон в общении;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Раздел 7: Культура общения
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. По правилам
этикета. Приглашение к столу. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как
дарить подарки.
Формы организации: беседа, творческая мастерская, путешествие по лабиринту
этикетных правил, разыгрывание ситуаций, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
участвовать в обсуждении вопросов, отвечать на вопросы викторины, решать
весёлые задачи, отвечать на вопросы, пользоваться правилами выразительной речи;
- устное и письменное приглашение на день рождения, азбука этикета.
Раздел 8: Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди. Дал слово держи.
Формы организации: занятиеисследование, просмотр фильма,
обсуждение фильма. Виды деятельности
учащихся:
активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать; объяснять пословицы, пользоваться правилами выразительной речи, участвовать в
диалоге, обсуждать увиденное;
- дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и
отличительное в этих понятиях.
Раздел 9: Дружеские отношения
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и
бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и
жестокосердии.
Формы организации: презентации, составление словаря «Добрые качества», сценка
«Приветливые люди», игра «Скромные звери», конкурс рисунков
«Сад добрых дел».
Виды деятельности учащихся:
доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, добрые и
вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям,
близким (конкретные жизненные ситуации).
Раздел 10: Понять другого
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном
поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
Обзор курса этики за год.
Формы
организации:
беседа, сюжетно- ролевая игра, викторина. Виды деятельности учащихся:
- понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники;
- классифицировать, рассуждать, анализировать, учиться работать с реальными
объектами как с источниками информации;
3 класс
Раздел 1: Культура общения
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по
телефону. Играем роль воспитанного человека.
Формы организации: рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных
произведений, просмотр видеофильмов, беседа, этические игры, этикетные ситуации,
сюжетно-ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение;
- игровая деятельность; познавательная деятельность;
- выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Раздел 2: Самовоспитание
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение
маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Формы организации:
беседа с элементами диалога, занятия наблюдения, тренинг, викторина.
Виды деятельности учащихся:
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность проблемно-ценностное общение.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности
О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье?
Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Формы организации: беседа, просмотр фильма,
дискуссия, занятие-наблюдение, занятиеисследование, акции. Виды
деятельности учащихся:
- обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из
конфликтных ситуаций;
- понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность».
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся
благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших
манерах, добре и зле. Формы организации: беседа, просмотр фильма, тренинг, ролевые
игры, проектная деятельность, коллективно-творческая деятельность.
Виды деятельности учащихся:
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения ситуации;
- анализировать правила игры;
4 класс
Раздел 1: Культура общения
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Формы организации: беседа, просмотр фильма, диспут, занятиенаблюдение, занятие-исследование, акции, разыгрывание ситуаций. Виды
деятельности учащихся:
- обсуждать предложенные ситуации. Формулировать правила поведения на уроке, в
столовой, на перемене;
- перечислять правила и обязанности школьника;
- называть вежливые слова и употреблять их в речи;
- вести диалог. Выслушивать точки зрения товарищей;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Раздел 2: Самовоспитание
Познай самого себя. Определение цели и составление плана самовоспитания на
неделю. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. Формы
организации: проблемные беседы, занятие-исследование, тренинг.
Виды деятельности учащихся:
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Использовать
доброжелательный тон в общении. Воспроизводить правила поведения в конкретной
жизненной ситуации;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты
сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь
забыто. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Афоризмы о совести, о родине, о
дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Формы организации: беседа, занятиеисследование, акции, заочное путешествие,
экскурсия. Виды деятельности учащихся:
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Воспроизводить
правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать адекватно ситуацию
и предотвращать конфликты. Описывать сюжетную картинку (серию).
Раздел 4: Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих
былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в
литературных
произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Обзор курса этикета.
Формы организации: проблемные беседы, просмотр фильмов, презентаций, проектная
деятельность, коллективно-творческая деятельность, ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека;
- использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои
суждения по теме; использовать доброжелательный тон в общении. Самостоятельно
формулировать правила коллективной игры, работы. Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты. Участвовать в диалоге:
высказывать
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАССА
№/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Правила поведения в школе
1-3
4-6
7-9
10-12
13-15
16-18
19-21
22-24
25-27
28-30
31-33
34-36
37-39
40-42
43-45
46-48
49-53
Правила поведения на уроке и на перемене
Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)
Правила поведения в столовой
Правила поведения в библиотеке
Правила поведения на школьном дворе
О добром и вежливом обращении к людям
Что такое «добро» и «зло»
«Волшебные» (добрые) слова
«Волшебные» (добрые) слова
Добрые и недобрые дела
Ты и твои друзья
Помни о других – ты не один на свете
Как стать трудолюбивым
«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном
отношении к
учёбе)
Как быть прилежным и старательным
Наш труд в классе
Мой ежедневный труд дома
Правила аккуратности и опрятности
Культура внешнего вида
Каждой вещи – своё место
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
54-56
57-59
60-62
Умей ценить время – своё и чужое
Правила культуры поведения на улице и дома
Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие)
Школьный этикет
Как приветствовать людей и знакомиться с ними
3
3
3
Школьный этикет
63-65
66-67
68-69
70
71
Что такое школьная дисциплина
Люби книгу
Твоя школа.
Твой класс.
Соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
3
2
2
1
1
72
73
74
75
76
77
Внимательность к окружающим.
Обязательность, дал слово - держи его.
Как ты разговариваешь с товарищами
Доброжелательность в общении.
Поступки твои и других (их оценка).
Правдивость, честность.
О трудолюбии. Культура внешнего вида
1
1
1
1
1
1
78
79
80
81
82
Правило «Учусь все делать сам».
Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
Как ты выполняешь правила личной гигиены.
Одежду нужно беречь.
Внешкольный этикет
1
1
1
1
1
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93-102
Правила поведения в кино.
Правила поведения в театре.
Правила поведения в музее.
Правила поведения на выставке.
Меня пригласили на день рождения
Бережное отношение к природе.
Чему нас научили уроки нравственности
Экскурсия в кукольный театр
Экскурсия в картинную галерею
Экскурсия в краеведческий музей
Повторение пройденного
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
10
102
3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятий
Этикет разговора.
Обращение к разным людям.
Обращение к разным людям.
Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации.
Этикетные ситуации.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Афоризмы.
Разговор по телефону.
Играем роль воспитанного человека.
Что значит быть вежливым?
Мои достоинства и недостатки.
Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики.
Большое значение маленьких радостей.
О хороших и дурных привычках.
О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики.
Афоризмы о самовоспитании.
Заповеди: как мы их исполняем.
О сострадании и жестокосердии.
О сострадании и жестокосердии.
Лгать нельзя, но если...?
Лгать нельзя, но если...?
Всегда ли богатство - счастье?
Всегда ли богатство - счастье?
Спешите делать добро.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.
26.
27.
28.
Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
«Как сердцу высказать себя?»
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание
ситуаций.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
Афоризмы.
Чему мы научились на уроках этики.
1
1
1
1
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
1
1
1
1
34
4 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование разделов и тем.
Раздел №1. Культура общения
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
Культура общения в современной семье.
Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним.
О терпимости к ближним.
Культура спора.
Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
Раздел №2 . Самовоспитание
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10. «Познай самого себя». Тестирование.
11. Самовоспитание.
12. Определение цели и составление плана самовоспитания на
неделю.
13. Как я работаю над собой.
14. О терпении.
15. Конец каждого дела обдумай перед началом.
16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
Раздел №3 . Общечеловеческие нормы нравственности
17. Об источниках наших нравственных знаний.
18. Совесть - основа нравственности.
19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее».
20. «Досадно мне, что слово честь забыто».
21. Заветы предков.
22. Россияне о любви к Родине.
23. Твоя малая родина.
24. «Мой первый друг, мой друг бесценный».
25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца
людей».
Раздел №4. Искусство и нравственность
27. Нравственное содержание древних мифов.
28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных
героев.
29. Положительные герои в былинах и сказках.
30. Отрицательные герои в литературных произведениях.
31- «Зло, как и добро, имеет своих героев».
32.
33- Искусство и нравственность.
34.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
34