РП Школьный музей 2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Ирбитское МО
МОУ "Рудновская ООШ"

Утверждаю:
ДиректорМОУ«РудновскаяООШ»
С.К.Хайрулина
Приказ №84-од от«01»сентября 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Туристско-краеведческой направленности
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Пятанова Евгения
Юрьевна

с.Рудное, 2025г.

Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цель и задачи программы

5

1.3 Содержание программы

5

1.4 Планируемые результаты

5

Раздел №2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный тематический план

7

2.2 Календарный учебный график

7

2.3 Методические материалы

7

2.4 Материально-технические условия реализации программы

8

Раздел №3.Комплекс форм аттестации
3.1 Формы аттестации

8

3.2 Оценочные материал

8

Список литературы

10

Приложение №1 Рабочая программа по курсу «Школьный музей»

11

2

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы. Данная программа предназначена для
ведения туристско-краеведческой работы через
детское объединение
«Основы музейного дела» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится
пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в
выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы,
участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного
уровня, презентаций творческих работ.
Уровень программы –ознакомительный
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель
современного отечественного образования как одну из приоритетных задач
общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений
решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего
развития является дополнительное образование.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и
умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению
краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого
пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа
предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие
работы, участие в общественной жизни школы и своего села.
Адресат программы – Возраст от 11 до 15 лет.
Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая
структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых
качеств.
Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор
профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует
жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда
социально-психологическими последствиями.
Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с
ними интересов и ответственности. Обучаясь в объединении «Школьный
музей», ребята смогут познать азы профессии музееведа, экскурсовода и т.д.
3

Объем и срок освоения программы
Общая продолжительность обучения составляет
рассчитана на 1 год обучения.
Количество обучающихся в группе: 15 человек

34

часа. Программа

Формы обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: всем составом
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами
беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии,
встречи с интересными людьми и тружениками тыла.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
лекции (информационные, эвристические, медио и видеолекции),
практикумы,
тренинги,
коллективное планирование, проектирование,
игры-активаторы,
проведение интерактивных занятий, экскурсий, классных часов,
музейных уроков, внеклассных мероприятий для посетителей,
интервьюирование и социальные опросы, исследование,
Режим занятий.
На реализацию программы запланировано 34 часа 1 раз в неделю по 1 часу.
Педагогическая целесообразность.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть
значимость
и
практический
смысл изучаемого
материала;
-

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

4

-

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и
школе.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории
родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются
патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности
учащихся по изучению основ музейного дела, возрождению и
сохранению истории родного края через различные формы поисковой и
музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность
учащихся - развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям
народов;прививать чувство любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и
культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать
сохранностьэкспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
1.3 Содержание программы
Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению
истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и
музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования,
проектная деятельность, встречи, читательские и научные конференции,
практические занятия

1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты.
5

В рамках когнитивного компонента:
- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду,
традициям, культуре, семье, школе, родному селу, России как
основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и
популяризации истории села Рудное.
формируется потребность в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою
страну;
- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и
историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой
родины.
- укрепится уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего
поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории,
реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение вести экскурсии, интервьюирование.
-

Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы
музееведения;
- сформируется представление о музееведении как о науке;

в

области

усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
реализуются
отдельные
навыки
проектно-исследовательской
деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета.
- Разовьется наблюдательность,
зрительная память, воображение,
ассоциативное мышление;
- сформируются
отдельные навыки
оформления
документов,
художественного компьютерного оформления экспозиций.
-

6

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

1. «Школьный
музей»

Всего

34

34

Теория
Практика

15
19

15
19

программа

Формы
аттестации

ИТОГО
часов

«Школьный
музей»

Количество
часов

2.1 Учебный план
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
включает в себя 1 курс: «Школьный музей».
№ Название детского
п/п творческого
объединения

Проектная
работа

2.2 Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Праздничные и выходные дни:
 3,4 ноября – День народного единства;
 31 декабря, 1-9 января – Новогодние каникулы;
 23февраля – День защитника Отечества;
 8-9 марта – Международный женский день;
 1 мая – Праздник Весны и Труда;
 9 мая, 11 мая – День Победы;
 12 июня – День России.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.
2.3.Методические материалы
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии,
наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных
материалов), работа с источниками Интернет – сайтов.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются:
книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета,
программного материала (контрольные занятия).
7

2.4. Материально-технические условия реализации программы
Кабинеты музея , экспонаты, ноутбук, журналы.
Раздел №3. Комплекс форм аттестации
3.1 Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в конкурсах, конференциях
- защита проекта.
3.2 Оценочные материалы
Успешность усвоения содержания программы контролируется с помощью
таблицы мониторинга результатов, где результаты отмечаются в виде
уровней.
Высокий уровень:
1. Доступность изложения. Не читать по тексту.
2. Контакт с группой.
3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приёмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Эмоциональность.
7. Чёткие ответы на вопросы.
8. Использование дополнительных наглядных средств и рабочих листов.

Средний уровень:
1. Доступность изложения.
2. Контакт с группой.
3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приѐмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Эмоциональность.
Чёткие ответы на вопросы

8

Низкий уровень:
1. Доступность изложения. Не читать по тексту.
2. Контакт с группой.
3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приѐмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Ответы на вопросы
Уровни освоения программы:
Н – низкий
С – средний
В – высокий
№ Дата
п/п ФИО

1

2

3

4

5

6

7

итог

9

Список литературы.
Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Учебное пособие для учащихся
и студентов.
Красноярск, 2006.
2.
Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988.
3.
Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими
школьниками. М. 1994.
4.
Музей и культура: Программа. Опыт внедрения /Под редакцией Е. Г.
Вансловой/. М. 1995.
5.
Музей и школа / Под редакцией Т. А. Кудриной/.
6.
О. Г. Зелова, И. А. Журавлев. Рассказы по истории родного края
7.
Работа со школьниками в краеведческом музее / Под редакцией Н. М.
Ланковой/. М. 2001.
8.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике. – М., 2001.
9.
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М., 1985.
10.
Закс С.В. Как составить этикетаж // Советские музеи. – №1, 1987.
11.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие / Под
ред.К.П. Левыкина. – М., 1988.
1.

•
•
•

цифровые образовательные ресурсы:
http://podvig-naroda.ru/
http://obdmemorial.ru/html/comments.htm
http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.htm
grachmap.ru

10

Приложение №1 к
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школьный музей»

Рабочая программа по курсу
«Школьный музей»

с.Рудное, 2025г.

11

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы. Данная программа предназначена для
ведения туристско-краеведческой работы через
детское объединение
«Основы музейного дела» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится
пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в
выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы,
участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного
уровня, презентаций творческих работ.
Уровень программы –ознакомительный
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель
современного отечественного образования как одну из приоритетных задач
общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений
решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего
развития является дополнительное образование.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и
умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению
краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого
пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа
предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие
работы, участие в общественной жизни школы и своего села.
Адресат программы – Возраст от 11 до 15 лет.
Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая
структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых
качеств.
Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор
профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует
жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда
социально-психологическими последствиями.
Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с
ними интересов и ответственности. Обучаясь в объединении «Школьный
музей», ребята смогут познать азы профессии музееведа, экскурсовода и т.д.
12

Объем и срок освоения программы
Общая продолжительность обучения составляет
рассчитана на 1 год обучения.
Количество обучающихся в группе: 15 человек

34

часа. Программа

Формы обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: всем составом
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами
беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии,
встречи с интересными людьми и тружениками тыла.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
лекции (информационные, эвристические, медио и видеолекции),
практикумы,
тренинги,
коллективное планирование, проектирование,
игры-активаторы,
проведение интерактивных занятий, экскурсий, классных часов,
музейных уроков, внеклассных мероприятий для посетителей,
интервьюирование и социальные опросы, исследование,
Режим занятий.
На реализацию программы запланировано 34 часа 1 раз в неделю по 1 часу.
Педагогическая целесообразность.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть
значимость
и
практический
смысл изучаемого
материала;
-

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

13

-

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и
школе.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории
родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются
патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности
учащихся по изучению основ музейного дела, возрождению и
сохранению истории родного края через различные формы поисковой и
музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность
учащихся - развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям
народов;прививать чувство любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и
культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать
сохранностьэкспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
1.3 Содержание программы
Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению
истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и
музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования,
проектная деятельность, встречи, читательские и научные конференции,
практические занятия

1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты.
14

В рамках когнитивного компонента:
- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду,
традициям, культуре, семье, школе, родному селу, России как
основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и
популяризации истории села Рудное.
формируется потребность в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою
страну;
- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и
историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой
родины.
- укрепится уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего
поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории,
реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение вести экскурсии, интервьюирование.
-

Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы
музееведения;
- сформируется представление о музееведении как о науке;

в

области

усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
реализуются
отдельные
навыки
проектно-исследовательской
деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета.
- Разовьется наблюдательность,
зрительная память, воображение,
ассоциативное мышление;
- сформируются
отдельные навыки
оформления
документов,
художественного компьютерного оформления экспозиций.
-

15

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

1. «Школьный
музей»

Всего

34

34

Теория
Практика

15
19

15
19

программа

Формы
аттестации

ИТОГО
часов

«Школьный
музей»

Количество
часов

2.1 Учебный план
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
включает в себя 1 курс: «Школьный музей».
№ Название детского
п/п творческого
объединения

Проектная
работа

2.2 Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 26 мая.
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Праздничные и выходные дни:
 3,4 ноября – День народного единства;
 31 декабря, 1-9 января – Новогодние каникулы;
 23февраля – День защитника Отечества;
 8-9 марта – Международный женский день;
 1 мая – Праздник Весны и Труда;
 9 мая, 11 мая – День Победы;
 12 июня – День России.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.
2.3.Методические материалы
Методическое обеспечение программы
Принципы построения работы: от простого к сложному, связь знаний,
умений с жизнью, с практикой, научность, доступность, системность знаний,
воспитывающая
и
развивающая
направленность,
активность
и
самостоятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей .
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, практические
методы.
Методы контроля: опрос, показ презентаций, показ проектов, участие в
16

конкурсах.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
- введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе
личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
- формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и
развитие творческих способностей;
- использование метода как «ситуации успеха»;
- использование методики разноуровневого подхода.
Технологии индивидуального обучения:
- способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка;
- выявление потенциальных возможностей всех учащихся.
Информационно – коммуникативные технологии: проектор, ноутбук,
колонки.
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью);
физкультурно-оздоровительные
(использование
физкультминуток,
динамических пауз, пластической разминки).
Алгоритм занятия: приветствие, определение темы занятий, информация о
теме, практикум (игра), усвоение темы, закрепление материала, подведение
итогов.

17

2.4. Материально-технические условия реализации программы
Ресурсы
Наглядные
материалы
Технические
средства

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Изобразительные наглядные пособия – таблицы, схемы,
иллюстративный материал, музейные экспонаты
Персональный компьютер, мультимедийный проектор с
экспозиционным экраном.

Раздел №3. Комплекс форм аттестации
3.1 Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в конкурсах, конференциях
- защита проекта.
3.2 Оценочные материалы
Успешность усвоения содержания программы контролируется с помощью
таблицы мониторинга результатов, где результаты отмечаются в виде
уровней.
Высокий уровень:
1. Доступность изложения. Не читать по тексту.
2. Контакт с группой.
3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приёмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Эмоциональность.
7. Чёткие ответы на вопросы.
8. Использование дополнительных наглядных средств и рабочих листов.

Средний уровень:
1. Доступность изложения.
2. Контакт с группой.
18

3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приѐмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Эмоциональность.
Чёткие ответы на вопрос
Низкий уровень:
1. Доступность изложения. Не читать по тексту.
2. Контакт с группой.
3. Наличие грамотных логических переходов.
4. Сочетание показа и рассказа. Использование других приѐмов, в том
числе и диалога.
5. Грамотная речь.
6. Ответы на вопросы
Уровни освоения программы:
Н – низкий
С – средний
В – высокий
№ Дата
п/п ФИО

1

2

3

4

5

6

7

итог

19

3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов
№ Содержание программы Теоретические
п/п.
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

Практические
занятия

Всего

Цели и задачи курса.
Вводный инструктаж
Вводное занятие

1

1

1

1

Наследие в школьном
музее.
Родной край в истории
государства Российского.
Функции школьного
музея
Организация школьного
музея.
Моя семья и родной
край.
Наша школа в истории
села

1

1

2

1

3

4

1

-

1

1

1

2

1

3

4

1

3

4

Комплектование фондов
школьного музея
Фонды школьного музея

1

1

2

1

1

2

Учёт и описание
музейных предметов
Экспозиция школьного
музея.
Тексты в музейной
экспозиции
Военная слава земляков
Экскурсионная работа в
школьном музее.
Итоговое занятие
Итого:
15

1

1

2

1

1

1

1

2

1
1

2
1

3
2

1
19

1
34

20

3.4 Содержание программы
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж
Тема 1. Вводное занятие
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы
участия в движении. Школьный музей как организационно – методический
центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в
местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия
Тема 2. Наследие в школьном музее
Теоретические занятия
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие
Тема 3. Родной край в истории страны
Теоретические занятия
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в
контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры
родного края.
Тема 4. Функции школьного музея
Теоретические занятия
Поли-функциональность школьного музея: детский клуб; общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории
природы и общества родного края; форма сохранения и представления
материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной
ориентации детей.

21

Тема 5. Организация школьного музея
Теоретические занятия
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые
функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Тема 6. Моя семья и родной край
Теоретические занятия
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных
реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории села
Теоретические занятия
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, еѐ
учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.
Источники по истории школы в районном архиве.
Практические занятия
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками,
живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и
летописи школы.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея
Теоретические занятия
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное
снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов
музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических
событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение
полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности
22

находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций,
другихполевых изысканий.
Практические занятия
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 9. Фонды школьного музея
Теоретические занятия
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных
предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных
музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания,
формированию
основного
и
научно-вспомогательного
фондов,
тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов
Теоретические занятия
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки.
Практические занятия
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и
описания музейных предметов, составлению паспортов музейных
предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея
Теоретические занятия
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные
приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности
музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные
выставки:
стационарные,
передвижные,
фондовые.

23

Тема 12. Тексты в музейной экспозиции
Теоретические занятия
Назначение
текстов в
экспозиции.
Виды
озаглавливающих
и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам.
Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приѐмы
размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и
других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил
России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность
гражданина России.
Практические занятия
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее
Теоретические занятия
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

24

Список литературы.
Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Учебное пособие для учащихся
и студентов.
Красноярск, 2006.
13.
Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988.
14.
Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими
школьниками. М. 1994.
15.
Музей и культура: Программа. Опыт внедрения /Под редакцией Е. Г.
Вансловой/. М. 1995.
16.
Музей и школа / Под редакцией Т. А. Кудриной/.
17.
О. Г. Зелова, И. А. Журавлев. Рассказы по истории родного края
18.
Работа со школьниками в краеведческом музее / Под редакцией Н. М.
Ланковой/. М. 2001.
19.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике. – М., 2001.
20.
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М., 1985.
21.
Закс С.В. Как составить этикетаж // Советские музеи. – №1, 1987.
22.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие / Под
ред.К.П. Левыкина. – М., 1988.
12.

•
•
•

цифровые образовательные ресурсы:
http://podvig-naroda.ru/
http://obdmemorial.ru/html/comments.htm
http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.htm
grachmap.ru

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».