МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования ирбитского муниципального образования
МОУ"Рудновская ООШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор: Хайруллина С.К.
Приказ:№ 84-од от «01» 09. 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Смысловое чтение»
для обучающихся 2-4 классов
с.Рудное, 2025г
Пояснительная записка
Программа «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому
аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в
устной, так и в письменной форме.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно
читательские
умения
должны
обеспечить
младшему
школьнику
возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для
самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе
усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью
чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение
содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное
чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку
программы по учебным
предметам
ориентированы на
умение преобразовывать
информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с
различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в
современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен
закладываться навык смыслового чтения.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Сроки реализации образовательной программы:
Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год: во 2 - 4 классах -34
часа. Всего реализуется в объеме 102 часа.
Формы и режим занятий
Согласно
требованиям
СанПиН,
занятия
проводятся
один
раз
в
неделю
продолжительностью 40 минут во втором, третьем и четвертом классах.
Форма проведения занятий - групповая. Формы работы могут быть разнообразные:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм:
викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект,
литературная
игра,
инсценирование,
конкурс
-
кроссворд,
игра-драматизация,
читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие,
занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки,
занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Результаты
работы:
читательские
дневники,
фотографии,
рисунки,
проекты,
исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в
виде итоговой выставки в уголке для чтения.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: тестирование, викторина, составление кроссвордов, собеседование,
аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита творческих работ.
МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие
их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы,
иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание учебного предмета
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение»,
выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение»
Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера
«Смысловое чтение», Беденко М. В. 1-й - 4 класс. /Москва «ВАКО» 2018 г и
ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также
способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром
отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств младшего школьника.
Программа обеспечена тетрадью - тренажером для учащихся со 2 - 4 класс. Данный курс
направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из
текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного
обучения. Программа, состоит из научно-популярных и информационных текстов,
которые составлены так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и
задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится
отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на
номинально правильный ответ. Программа содержит ряд заданий, для выполнения
которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать
его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных
мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности
(отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого
занятия
отмечен
знаком
«колокольчик». Также немало
отведено времени
для
модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а
затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и
выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность
(слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство
самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой
языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть
системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо
(культура письменной
речи). Содержание этого раздела
обеспечивает развитие
аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя
культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное
чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих
смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых
типов
письменной
речи
(на
основе
осмысления
художественного
произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание
собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой
как
источником
различного
вида
информации
и
формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора
круга
чтения,
устойчивого
интереса
ученика
к
самостоятельной
читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности
для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.
Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой
деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную
творческую
деятельность.
различных форм интерпретации текста.
Особое
внимание
уделяется
созданию
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования.
Предметные умения:
•
осознавать значимость чтения для личного развития;
•
формировать потребность в систематическом чтении;
•
использовать разные
виды чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое);
•
уметь самостоятельно выбирать
интересующую литературу;
•
пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных
•
действий;
•
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
•
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
•
результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя
•
информацию из аппарата книги;
•
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
•
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
•
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
•
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
•
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
•
оценивать поведение
героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую позицию;
•
высказывать своё суждение об оформлении структуры книги;
•
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
•
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
•
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
•
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской
принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по
•
оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
•
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу
•
на заданную тему;
•
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
•
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
•
пользоваться аппаратом книги;
•
овладевать правилами поведения в общественных местах
(библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней
•
библиотеке.
Личностные результаты:
1)Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2)Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3)Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1)Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
2)Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3)Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4)Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами.
5)Формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
6)Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
7)Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
8)Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
1.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3.
Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета.
5.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
7.
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст
или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по
заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее
точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,
рисункам.
Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать
формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить
позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое
речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и
подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на
эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и
целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема
информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и
заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей
приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки,
ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют
творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним,
а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития
ребёнка, а
также проблемы нравственно-этического
воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и
удовольствие, и самовоспитание.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
Тема
Количество
часов
1
Незаметные жирафы
1
2
Мороженщик
1
3
Упитанные пингвины. Снег в Африке
1
4
Гномик Книгочей* Царская дорога
1
5
Зайчонок и улитка.*
1
6
Жук-бомбардир
1
7
Зрение лягушки. «Гол как сокол»
1
8
Одноколёсный велосипед. «За пояс заткнуть»
1
9
Мудрость гномика Книгочея*
1
10
Что получается, когда обмениваются идеями.
Тиддалик выпил всю воду.* Муравьи-врачи
1
11
1
12
Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру».
1
13
Дома на курьих ножках. Краски*. Птица лирохвост
1
14
Бражник. Ожившие цветы
1
15
Почему мы любим зелёный цвет? День конфет.
1
16
Необычная охота. Превращение моркови.
1
17
Глаз бури. «Кто кашу заварил, тому её и расхлёбывать»
1
18
Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит».
1
19
Гномик Хранитель Воды*.
1
20
Горный серпантин. «Несолоно хлебавши».
1
21
Вулканы – холодильники Земли. Четвероногий внедорожник.
1
22
Верхом на китовой акуле. Гномик Путешественник*.
1
23
Когда приобретают друзей. Летающие костюмы.
1
24
Глаз бури. Гномик Хранитель Воды*
1
25
С удочкой на лягушку. Леденцы*
1
26
Кто утром не бегает – начинает ржаветь.
1
27
Два художника. Девочка и попугай.
1
28
29
Какого цвета «чёрные ящики»? Поездка в город*
1
1
30
Сказка про робота – уборщика*
Сказка о механической и живой лягушках*.
1
31 Хлебосольный гномик*. Фотоохота.
32 Гномик Огородник*. Зачем лошадям подковы
1
1
33 Редкое судебное дело. «Волка ноги кормят».
34 Гномик Ворчун*. Итоги за год.
1
1
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Резные лошади*. Снегоступы
Надувные дома. Бабушка огородника*
О том, как змея стала ядовитой*. Самый красивый парусный
корабль.
Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево.
Две яблони*. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска.
Розовые кролики*. Плавучий город.
Самоцветы. Язык жестов.
Можно ли стрелять без стрелы? Путники.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Сказка о глупой акуле*. Жабры акул. Рыбаки.
Как пугало было вороньим царём*.
Символ Франции. Лягушки, просящие царя.
Обезьяна и слон*. Притчи.
Очень красивые лодки* Фламинго. Засохшее дерево.
Откуда пришли пельмени. Хочешь быть вежливым – сними
шляпу.
Итальянские пиццерии. Замечательные часы. Куда текут реки.
Всякое ли молчание - золото? «Молодо-зелено»
«Читать» людей. Полежать на воздухе.
Тысяча глиняных горшков* Бабочки и огонь
Леонардо да Винчи. Украденное яйцо. Необычная ёлка.
Сказка о пирожке*
Доблестные воины. Одинокий мухомор*.
«Мы триста лет этим занимаемся!». Цвет пиццы. Мухи.
Колизей. Ностальгия.
Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики»
Магниты в древности. Всё в твоих руках.
Бабушка огородника. Чиж.
Санта-Клаусы в разных странах. Лёгкий и прочный.
У каждого мастера есть свои секреты*. Новый год в Японии.
Неуклюжий паучок*. Гусеница, которая хотела летать*
Первый микроскоп. Подходящий камень*
Сказка про кошку и собаку* «Первый блин комом».
«Мой дом – моя крепость». История шоколада.
Кошки, которые полюбили груши* Бобры и лес*.
Ночной урок* Итоги за год.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34ч
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Резиновый мяч* Маленькие конфетки.
Свитера. Игрушки из Японии. «Очертя голову»
В большом деле не без убытка* Глаза умнее мозгов. «Замените
меня Васей – он умнее!»
Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы* Сель
Оптические иллюзии. Гонки на верблюдах. Слоны.
Ушная раковина китайского императора. Блин – символ
солнца, вареник – символ луны.
Антиквариат. Ледяные пушки.
Поплавать в воздухе. Запах газа. Красная строка.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Пуантилизм и пиксель. Большой автомобиль.
Ключ и замок. Железная ложка.
Яд и лекарство. Трескучие морозы.
В невесомости. Чей дом красивее?*
Подземные воды. Неожиданный результат*
Обработка камня в жарких странах. Обработка камня огнём.
Самолёт без лётчика. Королевский голубой.
Рыцари. Я люблю весну.
Красивый пустоцвет*. Из пушки на Луну.
Тамплиеры. Красный цвет – символ богатства.
Космос по канату. «Непостоянен, как ветер»
Терминатор. Пастеризованное молоко.
По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль?
«Вывести на чистую воду». Пирамида Хеопса.
Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм.
Удачное плавание. Индюк не из Индии.
Мост к богатству. Паучок, который не знал, что такое осень*
Зима-хлопотунья*
Сказка о кролике и сахарных клёнах*
Сказка о космических городах*
Арбузный лимонад*
В большом деле нужны разные люди.
Такси – малютка* Богатый заяц*
Канадский флаг. Кленовый сироп.
Почему на асфальте появляются ямы.
Озёра в воронках от бомб. Станцевать на куполе парашюта.
Итоги за год.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Смысловое чтение 2класс/М.В.Беденко «Издательство Москва «Вако»
• Смысловое чтение 3класс/М.В.Беденко «Издательство Москва «Вако»
• Смысловое чтение 3класс/М.В.Беденко «Издательство Москва «Вако»